интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Гала-концерт "Viva Verdi": знакомство со всеми операми композитора за один вечер

 
 
 

Гала-концерт "Viva Verdi": знакомство со всеми операми композитора за один вечер

Автор: Ольга Пурчинская от 24-05-2014, 04:27, посмотрело: 3016

Дата 10 октября 1813 года стала знаковым событием в истории мирового музыкального театра. В этот день родился Джузеппе Верди, композитор, чье имя вспоминается одним из первых, когда речь заходит об итальянской опере.

Жизнь мастер прожил долгую (1813 – 1901), и после его смерти осталось богатейшее творческое наследие. Начиная с 1839 года, им было создано около 30 опер, несколько камерных вокальных циклов, Реквием и четыре духовные пьесы.

2013 год стал особенным для профессионалов и любителей классической музыки – на протяжении всех 12 месяцев по всему миру, в том числе в России, широко отмечалось 200-летие со дня рождения Дж.Верди.

31 января в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялась премьера гала-концерта «Viva Verdi», в котором в течение 2,5 часов, в 2-х отделениях, солисты, хор и оркестр представили публике фрагменты всех опер композитора. Программа составлена так, что произведения исполняются в хронологической последовательности. В течение юбилейного года было дано несколько представлений. Славная традиция продолжилась и в 2014 году. Крайний концерт сезона – 22 мая.

Итак, ясным, по-летнему теплым вечером в уютном зале театра вновь практически нет свободных мест. Публика с нетерпением ожидает головокружительного погружения в бездонный океан под названием «Мир опер Верди». Тем более, некоторые произведения композитора слышали далеко не все, поскольку многие из них в репертуаре отечественных музыкальных театров не значатся очень давно.

«Капитан» волшебного «корабля», на котором зрителям предстояло совершить путешествие в прошлое, точнее, в XIX век, дирижер Василий Валитов взмахом своей палочки объявляет первую остановку «машины времени». Как полагается, в начале гала-концерта звучит увертюра. К опере «Оберто, граф Сан-Бонифачо» («Oberto, Conte di San Banifacio»). А премьера этого произведения прошла 17 ноября 1839 года в Милане, на сцене театра «Ла Скала». Публика приняла опус неизвестного молодого автора благосклонно, в результате Верди получил заказ на следующий спектакль.

Вторая остановка – год 1840, 5 мая. На том же самом месте идет представление комической мелодрамы «Король на час, или Мнимый Станислав» («Un giorno di regno, ossia il finto Stanislao»). Событие совпало с одним из самых драматичных эпизодов в жизни композитора: незадолго до этого он потерял жену и двух маленьких детей. Произведение провалилось, что вызвало у композитора желание раз и навсегда порвать с музыкой. Но дальнейший ход истории подтверждает, что жизнь – череда взлетов и падений, а следом за черной полосой обязательно наступит белая.
Дуэт Эдуарда и Бельфлора исполнили лауреат Международного конкурса Александр Скварко (тенор) и Артем Гарнов (баритон). Мнимый Станислав, шевалье, решает помочь юному офицеру обрести счастье с любимой, которую отец уже практически выдал замуж за другого…

9 марта 1842 года. И вновь Милан, и вновь «Ла Скала». После провала предыдущего произведения, молодого композитора ждал ошеломляющий, невероятный, триумфальный успех оперы «Набукко», написанной на библейский сюжет.
Это – крупный, масштабный опус, на драматургию и музыкально-панорамное восприятие которого существенное влияние оказывает включенное туда внушительное количество партий для хора. Самый известный из них – «хор иудеев». Знаменитый текст «Va, pensiero, sull’ali dorate» («Лети, мысль, на золотых крыльях») произвел серьезное впечатление на Верди, который, вдохновившись им, создал одно из ярчайших своих произведений.
Невероятное впечатление производит исполнение этого марша хором театра «Новая Опера». С одной стороны, мощный звук ассоциируется с неотвратимостью Рока, отсутствием возможности что-то изменить, уйти от заслуженного возмездия. С другой – это светлое, чистое произведение, полное оптимизма, веры в лучшее будущее, которое необходимо в трудные, неспокойные времена, увы, часто имеющие место в жизни общества любых стран, народов и эпох.

Следующая «остановка» музыкально-театральной «машины времени» - год 1848. 11 февраля на сцене «Ла Скала» показывается героико-патриотическая опера «Ломбардцы в первом крестовом походе» («I Lombardi alla Prima Crociata»), жанр которой определен как лирическая драма. Также, как и предыдущее, новое «дитя» композитора имело успех.

В концертном исполнении прозвучал терцет «Qual volutta trascorrere» («Какое блаженство ощущать, как она пробегает по жилам») Джизельды (Заслуженная артистка России, лауреат премий «Casta Diva» и «Золотая маска Татьяна Печникова, сопрано), Оронте (Сергей Поляков, тенор) и Пагано (Андрей Фетисов, бас) из 3 акта. Соло на скрипке, предваряющее сцену – Заслуженный артист России Андрей Балашов. К моменту своего появления Оронте тяжело ранен. Влюбленная в него Джизельда страдает и взывает пламенные, слезные мольбы к высшим силам, при этом ропщет на их жестокость. Пагано – отшельник. Он утверждает, что есть один способ очистить их «греховное» чувство – принятие христианства, и сам же проводит таинство крещения. В итоге герой умирает буквально на руках у своей возлюбленной и обещает, что их следующее свидание состоится на небесах.
Страдание молодых героев, физическая боль, душевное смятение, а также слезы, страдания и теплота от взаимного чувства отражаются в нежных, звонких, словно переливающихся всеми цветами радуги в лучах теплого летнего солнца высоких голосах – теноре и сопрано. Мощь, сила, безграничная уверенность (возможно, излишняя) в своей правоте – такие ассоциации вызывает басовая партия в этом терцете.

«Машина времени» проехала совсем немного – следующая остановка находится на расстоянии, немного превышающем календарный год. Мы оказываемся в Венеции, на сцене театра «Ла Фениче» («La Fenice»), где 6 марта 1844 года увидела свет первая постановка оперы «Эрнани» («Ernani»), литературной основой для которой послужила одноименная драма Виктора Гюго.
Сцену и каватину Эльвиры исполнила Заслуженная артистка России Эльвира Хохлова. Героиня живет в замке у своего опекуна, испанского гранда Ди Сильвы, собирающегося на ней жениться. Но сердце девушки отдано Эрнани.

С момента премьеры этого произведения прошло всего несколько месяцев, когда Верди представил новый опус – оперу «Двое Фоскари». Литературная основа – одноименная трагедия Дж.Байрона. Впервые публика смогла услышать и увидеть очередной шедевр Гения 3 ноября 1844 года на сцене римского театра «Арджентино» (Teatro Argentina).
В основе сюжета – исторические события, разворачивающиеся вокруг венецианского дожа Франческо Фоскари и рода. Изначально опера планировалась к постановке в театре «Ла Фениче» (Венеция), но, поскольку драматургия основана на жесткой критике политической элиты Республики, то местные высокородные семьи сочли такую музыкальную новинку невозможной.
В концерте «Viva Verdi» прозвучала сцена Франческо Фоскари (Андрей Бреус, баритон) с сенаторами (хор). Богатая палитра звучания мужских голосов и невероятная атмосфера Зала Заседаний создают эффект сокрушающей силы, направленной, увы, не всегда в верное русло и крайне редко - во благо. Такая она – политическая кухня, в любом месте и в любое время. В опере «Двое Фоскари», к примеру, интриги привели к гибели невинного юноши и к низвержению одного из властелинов Венецианской Республики.

15 февраля 1845 года. На сцене миланского театра «Ла Скала» - премьера оперы Дж.Верди «Жанна Д’Арк» («Giovanna d’Arco») по мотивам драмы Ф.Шиллера «Орлеанская дева».
В качестве фрагмента из этого произведения был выбран дуэт Жанны (Заслуженная артистка России Эльвира Хохлова, сопрано) и Жака (лауреат Международных конкурсов Илья Кузьмин, баритон).

Следующая остановка уникальной «Машины времени» - 12 августа 1845 года. Неаполь, театр «Сан-Карло» («Teatro di San Carlo»). Впервые звучит «Альзира», написанная по одноименной трагедии Вольтера.
Хор «Новой Оперы» исполнил номер из пролога (интродукции). Племя перуанских индейцев (инков) собирается казнить своего пленника, для чего все сошлись на центральной площади. Их жертвой должен стать испанец Альваро.

Очередной опус Дж.Верди – героическо-патриотическая опера «Аттила», основанная на исторических событиях. В основе либретто лежит пьеса З.Вернера «Аттила, король гуннов». Премьера прошла с грандиозным успехом в театре «Ла Фениче» 17 марта 1846 года.
Арию заглавного героя исполнил лауреат Международного конкурса Евгений Ставинский (бас). Сильный, объемный голос артиста рисует образ жестокого, безжалостного тирана, которым, скорее всего, и был этот властелин.

Следующее свое произведение Верди представил на суд зрителей 21 апреля 1865 года. В этот день на сцене «Theatre Lyrique» во французской столице давали оперу в четырех актах «Макбет» («Macbeth». Либретто написано по одноименной трагедии У.Шекспира.
В гала-концерте «Viva Verdi» прозвучала интродукция к 10 опусу великого итальянца, а затем – хор ведьм. Пророческие слова-обещания, что Макбет станет «не королем, но предком королей», определяют все дальнейшие события.

Дж.Верди неоднократно прибегал в своем творчестве к знаменитым литературным шедеврам своих современников, а также тех, кого он очень уважал, но с кем его жизненные пути не совпали в хронологическом плане. Одним из таких мастеров стал немецкий поэт-романтик Ф.Шиллер. Его драма «Разбойники» стала основой для одноименной оперы («I Masnadieri»), премьера которой состоялась в Королевском театре (Лондон) 22 июля 1847 года.
В исполнении оркестра прозвучала прелюдия к первому действию. Соло на виолончели – Заслуженная артистка России Ольга Белая. Небольшое, но очень красивое произведение!

Первое отделение гала-концерта завершилось оперой «Корсар» («Il corsaro»). А «увидела свет» она 25 октября 1848 года на сцене театра «Гранде» (Триест).
Арию Коррадо спел Заслуженный артист России Михаил Губский (тенор) в сопровождении хора.

Вторая половина концерта открылась фрагментом увертюры из героико-патриотической оперы «Битва при Леньяно» («La battaglia di Legnano»), впервые исполненной 27 января 1849 года в римском театре «Арджентина». В основе либретто – пьеса Ж.Мери «Битва при Тулузе». Здесь впервые звучит гимн, отголоски которого улавливаются, начиная с первых нот.

Творчество Ф.Шиллера оказало существенное влияние на творчество Дж.Верди. Следующее произведение, созданное на основе драматургии немецкого романтика – опера «Луиза Миллер» («Luisa Miller») по пьесе «Коварство и любовь». Первое представление прошло 8 декабря 1849 года в театре «Сан-Карло». Жанр определен как социальная драма.
В гала-концерте «Viva Verdi» это произведение было представлено арией Вальтера «Il mio sangue, la vita darei» («Своей кровью и жизнью я готов заплатить…») в исполнении Евгения Ставинского (бас). Она буквально пропитана печалью, страданиями и глубокой душевной болью.

Следующая остановка уникальной «машины времени» - год 1850. Триест, «Театро Гранде». 16 ноября впервые прозвучала опера «Стиффелио» («Stiffelio»). В основе либретто лежит трагедия Э.Сувестра и Э.Буржуа «Священник, или Евангелие и сердце». Главный герой – женатый священнослужитель, что в католической Италии казалось чем-то невероятным, и цензура сочла такого персонажа категорически неприемлемым. В результате некоторых доработок сюжета Стиффелио был превращен в проповедника-сектанта.
Подлинники изначальной редакции оперы не были уничтожены, и через продолжительный отрезок времени обнаружились в архивах библиотеки консерватории Неаполя. Первая постановка той версии, которую Верди планировал с самого начала, состоялась спустя более, чем 100 лет – 26 декабря 1968 года в театре «Театро Регио» (Неаполь).
В «Новой Опере» «делегатом» от этого опуса стала ария графа Станкара из 3 действия «Ei fugge!...» («Он бежит») в исполнении лауреата Международных конкурсов Василия Ладюка (баритон). Это – тяжелые, горестные размышления отца благородного семейства, клейменного позором. Что же делать дальше? Может быть, свести счеты с жизнью? Или все-таки лучше попытаться помочь дочери и ее мужу, защитить их? Медленная часть арии сменяется быстрой подобно настроению графа – от тяжких страданий до отчаянной решимости. Вместе с тем нарастает мощь, крепнет голос, все точнее проявляется характер героя.

Цензура не оставила без пристального внимания и следующую оперу Верди – «Риголетто» («Rigoletto»), созданную по мотивам драмы В.Гюго «Король забавляется». Власти Венецианской Республики с самого начала требовали внести в сюжет произведения множество изменений, поскольку персонажами были исторические фигуры, представленные далеко не в самом лучшем виде. В результате события в опусе разворачиваются не во Франции, как у Гюго, а в Италии, а Король простым росчерком пера превратился в Герцога. Кроме того, появилось вымышленное имя придворного шута, давшее в итоге название опере, премьера которой состоялась 11 марта 1851 года на сцене театра «Ла Фениче» (Неаполь).
В этом произведении много ярких, запоминающихся арий, мгновенно ставших хитами мирового уровня. В гала-концерте «Viva Verdi» романтическая трагедия была представлена Песенкой Герцога из третьего действия – «La donna e mobile» («Сердце красавиц склонно к измене») в исполнении Заслуженного артиста России Михаила Губского (тенор). Яркая, искрометная, бравая, искрящаяся, словно самое лучшее игристое вино, эта ария неизменно вносит струю бодрости и хорошего настроения благодаря контрастам энергетики мелодии и нежного, хрустального звука лирического тенора.

Свою следующую оперу Верди написал в 1853 году. Это – «Трубадур» («Il trovatore»), созданный по мотивам одноименной драмы А.Г.Гутьерреса. Премьера прошла 19 января 1851 года и имела грандиозный успех, результатом чего стали постановки еще в 8 городах Италии, а затем – Великобритании, Австрии, Франции и России.
Ключевой героиней произведения композитор считал цыганку Азучену, образ которой произвел на него неизгладимое впечатление. Эта партия безо всякого преувеличения может быть названа одной из самых ярких в репертуаре для меццо-сопрано.
Опера «Трубадур» представлена хором цыган и песней Азучены «Stride la vampa!» («Пламя пылает!») в исполнении Заслуженной артистки России Маргариты Некрасовой (меццо-сопрано). Цыганка вспоминает страшные события далекого прошлого: когда-то она видела, как сожгли на костре ее мать. Желая отомстить, она похитила ребенка из высокородной семьи и собралась сжечь его. Но, в результате драматичного просчета, отправила в огонь своего собственного сына.
Эта героиня – натура противоречивая. В ее образе удивительно гармонично переплелись несочетаемые заведомо ненависть и любовь, правда и ложь, слезы и смех. Сильная натура, охваченная ослепляющим, всепоглощающим желанием мести, она в итоге теряет силы, но лишь на время. Ведь ею уже много лет движет неутолимая жажда возмездия. И ничто не способно остановить ее на пути к заветной цели.

Следующий опус Дж.Верди – одна из самых популярных итальянских опер, и имя ей – «Травиата» («La traviata»), написанная по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Первый показ прошел 6 марта 1853 года в театре «Ла Фениче». Тогда публика недооценила новое произведение, в которое композитор погрузился с головой, вложил в него душу.
Фрагментом этого спектакля, представленным на гала-концерте «Viva Verdi», стала ария Жоржа Жермона «Di provenza il mare» («Ты забыл край милый свой») в исполнении лауреата Международных конкурсов Василия Ладюка. Высокородный отец, сильно переживающий связь своего сына с дамой полусвета, очень сильно страдает из-за этого. Решимость восстановить репутацию добропорядочного семейства и, таким образом, избежать многих неприятностей и проблем удивительным образом соединяется с мягкой, деликатной просьбой к Альфреду о возвращении в родной дом. Это – не приказ, а практически мольба, пренебречь которой практически невозможно.

Еще одна знаковая точка на карте творчества Верди – патриотическая опера «Сицилийская вечерня» («I vespri siciliani»). Впервые этот опус публика смогла увидеть и оценить в театре «Гранд Опера» (Париж, Франция) 13 июня 1855 года. Название произведения отражает суть его сюжета. Речь идет о восстании, в ходе которого 30 марта 1282 года был свергнут Карл Анжуйский, тиран, поработивший итальянский народ.
В «Новой Опере» этот шедевр композитора был представлен болеро Елены «Merce, dilette amiche, Di quei leggiadri fio», которое исполнила Татьяна Печникова (сопрано) в сопровождении хора.

1857 год. 12 марта. Венеция. На сцене театра «Ла Фениче» впервые исполняется опера «Симон Бокканегра» («Simon Boccanegra»), в основе сюжета которой лежит одноименная драма А.Г.Гутьерреса. Событие не нашло отклика в сердцах зрителей, поскольку они не привыкли к тому, чтобы во главу угла встала бескомпромиссная политическая борьба, а все чувства, эмоции, сантименты отодвинуты на второй план.
Фрагментом из этого произведения, исполненным в «Новой Опере», стал романс Якопо Фиеско «A te l'estremo addio» (лауреат Международных конкусов Виталий Ефанов, бас).

Следующий шедевр Дж.Верди впервые был исполнен 17 февраля 1859 года на сцене «Театро-Апполо» (Рим), и имя ему – «Бал-маскарад» («Ballo in maschera»). Премьера прошла с успехом. В основе произведения – исторические события, связанные с убийством шведского короля Густава III. Но, после вмешательства цензуры, в фабулу были внесены многочисленные изменения, касающиеся, в первую очередь, имен. В настоящее время некоторые постановщики используют первые авторские редакции.
В гала-концерте «Viva Verdi» балладу Оскара «С ней звезды заодно» исполнила лауреат Международных конкурсов Ирина Костина (сопрано). Юный паж весел и беспечен. Легкой, очаровательной наивностью, прекрасной, как сама «пора цветения», имеющая место в жизни каждого человека, веет от этого произведения.

1862 год стал знаковым событием для российских поклонников творчества Верди. 22 ноября на сцене Мариинского театра прошла премьера оперы «Сила судьбы» («La forza del Destino»). Основа либретто – пьеса испанского романтика А.П.де Сааведры «Альваро, или Сила судьбы».
Одно из самых драматичных по своему накалу произведений великого итальянца было представлено финальной сценой первого акта – терцетом Леоноры (лауреат Международных конкурсов Ольга Терентьева, сопрано), дона Альваро (лауреат Международных конкурсов Вениамин Егоров, тенор) и маркиза Калатравы (Андрей Фетисов, бас).

11 марта 1867 года в Парижской Опере была впервые представлена опера «Дон Карлос» («Don Carlo»), написанная по мотивам драмы Ф.Шиллера «Дон Карлос, инфант Испанский». Первая постановка, состоявшая из 5 действий, оказалась малоуспешной. Вторая редакция, вышедшая спустя 15 лет, стала короче на один акт, сюжет приблизился к своему литературному источнику. Этот вариант оказался более успешным.
Элегантную мавританскую песенку о вуали с легким восточным оттенком «Nei giardin del bello» («Ярко блещут звезды») исполняют Заслуженная артистка России Ирина Ромишевская, меццо-сопрано (принцесса Эболи), Ирина Костина, сопрано (паж Тебальдо) и хор (фрейлины королевы).

Следующий шедевр Дж.Верди – «Аида» («Aida») увидел свет 24 декабря 1871 года в оперном театре Каира. В этом произведении рассказывается об обреченном, но от этого не менее сильном чувстве главнокомандующего египетскими войсками Радамеса и эфиопской принцессы Аиды, попавшей в рабство.
В гала-концерте «Viva Verdi» прозвучал фрагмент марша победителей в исполнении оркестра «Новой Оперы». Музыка здесь очень торжественная, возможно, с некоторым оттенком пафоса, чем сильно напоминает государственный гимн.

Следующего произведения композитора пришлось ждать целых 16 лет. В 1887 году (5 февраля) в «Ла Скала» исполняется новый опус – «Отелло» («Otello»), написанный по одноименной трагедии У.Шекспира.
Хор театра «Новая Опера» исполнил сцену бури. На острове Крит шторм, гроза, люди ждут прибытия корабля Отелло, который вскоре появляется. Выиграв борьбу со стихией, герой благополучно ступает на землю.

Богатейшее наследие Дж.Верди содержит множество трагедий и драм, местами и временами действия которых стали различные страны и эпохи. Комических произведений он почти не писал. И вот, в 1893 году, в возрасте 80 лет, композитор написал оперу «Фальстаф» («Falstaff»). Основу для либретто составили сразу два произведения У.Шекспира – комедия «Виндзорские проказницы» и историческая хроника «Генрих IV». Премьера прошла в театре «Ла Скала» 9 февраля и имела оглушительный успех.
Элегантный девятиголосный ансамбль (нонет) из финала исполнили Евгений Ставинский, бас (Фальстаф), Артем Гарнов, баритон (Форд), лауреат Международных конкурсов Елена Митракова, сопрано (Алиса Форд), лауреат Международного конкурса Ольга Ионова, сопрано (Наннета), лауреат Международного конкурса Ярослав Абаимов, тенор (Фентон), Владимир Федоткин (доктор Кайюс), Заслуженная артистка России Елена Свечникова, меццо-сопрано (миссис Мэг Пейдж), Заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано (миссис Квикли), Дмитрий Пьянов, тенор (Бардольф), Эдуард Бабий (Пистоль).

В некоторых операх Верди слышится тема государственных гимнов. Есть в его творчестве еще одно произведение, названное «Гимн Наций» (1862). Под занавес концерта его спели Ольга Терентьева (сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (меццо-сопрано), Михаил Губский (тенор), Илья Кузьмин (баритон) и хор театра «Новая Опера».

Комедии и трагедии, простые люди и аристократы, светские персонажи и политики – жанры и герои произведений человека-эпохи (а именно так можно назвать композитора, чья жизнь в искусстве продолжалась большую часть столетия и подарила миру столько прекрасных произведений!). Одни его герои искренние и порядочные, другие постоянно плетут интриги и могут оказаться способными на предательство. Кто-то ставит себе цель завоевать мир, а есть и желающие просто любить и быть любимыми.

Музыкальный материал насыщен до предела, и найти любимое произведение может себе любой человек, даже весьма далекий от оперы и симфонической музыки. А это ли не показатель гениальности великого Верди?

Viva Verdi! Bravi! Bravissimo!

Ольга Пурчинская

еще рецензия на этот концерт

Категория: Театр » Музыкальный театр