Опера «Бал-маскарад» («Un ballo in maschera») была написана Дж.Верди в 1859 году. Она относится ко второй, зрелой ступени его творчества. Прежде чем попасть на сцену римского «Театро-Апполо» (дата премьеры – 17 февраля 1859 года), опус подвергся основательной критике цензуры и претерпел значительные изменения. И это не удивительно, ведь основу сюжета составили исторические события, ключевыми фигурами в которых оказались высокопоставленные лица, в частности – шведский король Густав III.
Антонио Сомма, автор либретто, в качестве литературной основы использовал пьесу французского драматурга Эжена Скриба «Густав III, или Бал-маскарад», по которой в 1833 году Даниэль Обер создал одноименную оперу. Присутствие в сюжете монаршей особы, становящейся жертвой заговора, казалось чем-то невероятным. Итальянские власти опасались, что подобное произведение может спровоцировать народные волнения, последствия которых страшно даже представить себе, и потому авторам нового сочинения пришлось менять имена персонажей и место действия.
23 по счету произведение Верди отличает богатый, насыщенный музыкально-драматический материал, яркое разнообразие вокальных партий и четкость образов.
В России впервые «Бал-маскарад» появился в 1880 году, в Большом театре. После этого последовала долгая пауза, и в следующий раз отечественные зрители смогли услышать шедевр великого итальянца лишь в 1979-м. Произведение исполнялось на русском языке.
По-итальянски в нашей стране эта опера впервые зазвучала в 2013 году, когда весь музыкальный мир широко отмечал 200-летие со дня рождения Дж.Верди (1813 – 1901). 5 сентября свою лепту в многочисленные празднества внес московский театра «Геликон-Опера» - премьеру «Бала-маскарада» в постановке Народного артиста России Дмитрия Бертмана. Дирижер и музыкальный руководитель – Народный артист России Владимир Понькин. Художники-постановщики – Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева.
Две основные темы увертюры – нежной, романтической любви и коварной, всепоглощающей жажды безграничной власти – показывают крайности, которые свойственны многим людям, в конечном итоге разрывающие их на части, уничтожающие целостную, сильную личность.
Оригинальные решения режиссера-постановщика становятся заметны с самого начала, как только раздвигается занавес. Перед глазами зрителей оказывается современный американский офис. Артисты хора, а также юный паж Оскар (Лидия Светозарова, сопрано), одетые в элегантные классические костюмы, ожидают прибытия губернатора Бостона, графа Ричарда (Заслуженный артист России Вадим Заплечный, тенор). Вскоре он появляется, и первым делом просматривает важные государственные бумаги, а также список приглашенных на ожидающийся в скором времени бал-маскарад. Одна гостья привлекает внимание правителя. Ее имя – Амелия (Заслуженная артистка России Алиса Гицба, сопрано), и граф в нее влюблен. Но это – тайна, поскольку молодая женщина замужем за Ренато, его секретарем и лучшим другом (Алексей Исаев, баритон), которому он обязан жизнью.
Как и всякий человек, занимающий высокий пост, Ричард окружен не только доброжелателями, и даже в ближайшем окружении у него есть неприятели. Тем более, что далеко не всем он делал только добро. Поэтому, одержимые иссушающей жаждой мести, Самуэль (Заслуженный артист России Андрей Вылегжанин, баритон) и Том (Дмитрий Скориков, бас), разрабатывают план своего возмездия. Причины к ненависти у них вполне обоснованы – у одного коварный властелин забрал фамильный замок, другой собирается отомстить за гибель брата.
Сам же граф далек от каких бы то ни было подозрений, поскольку считает, что подданные его любят. Но Ренато предупреждает друга о том, что ему грозит опасность, связанная с заговором.
Дальше все сообщество изысканно одетых джентльменов во главе с Ричардом отправляется в хижину к Ульрике (Заслуженная артистка России Ксения Вязникова, меццо-сопрано), колдунье, которую судья (Михаил Егиазарьян) требует выселить из страны. Губернатор хочет взять рассмотрение этого дела под личный контроль, а заодно и узнать свою дальнейшую судьбу.
В это время скромное жилище ведьмы набито народом, желающим приподнять завесу над тайнами будущего. Предсказания ее зловещи, и в связи с этим особенно приятным сюрпризом становится то, что она говорит матросу Сильвано (Дмитрий Янковский, баритон), которого ждет долгожданное обогащение.
Следующий «клиент» Ульрики – Амелия, она хочет избавиться от своего чувства к Ричарду и просит какое-нибудь снадобье. Во время тайной встречи тет-а-тет, организованной слугой (Андрей Паламарчук, тенор), колдунья рассказывает, где и как можно добыть травы для магического зелья. Место страшное, и пойти туда девушка должна одна. Но предмет ее страсти, затаившийся в углу, решает последовать за ней.
Скоро свое будущее узнает и переодетый (и не узнанный) граф. Гадалка предрекает ему гибель от руки близкого друга, одного из тех, с кем правитель видится чуть ли не ежедневно.
Выполняя все наставления Ульрики, Амелия отправляется в указанное место, замаскированная, под покровом ночи, в одиночестве. Она не догадывается, что за ней следует лучший друг ее мужа, от преступного чувства к которому она стремится избавиться. Оказывается девушка в публичном доме, а заветное снадобье у нее похоже на одурманивающее зелье. По дороге домой она все-таки встречает того, от которого бежит.
А Ричард, следующий за возлюбленной, даже не догадывается, что за ним по пятам следуют его враги-заговорщики. Наконец-то встретившись с объектом своего чувства, граф просит ее ответить на любовь. Но это – преступное дело, поскольку Амелия замужем за Ренато, приближенным правителя, когда-то спасшим ему жизнь.
Во время эмоционального, страстного объяснения навстречу влюбленным выходит секретарь, который предупреждает своего господина о грозящей опасности. Ричард вынужден поскорее уйти, предварительно попросив проводить его спутницу. Вскоре приближаются заговорщики, и разоблачают неверную жену.
Теперь чувства Ренато переворачиваются с головы до ног. Лучший друг и любимая жена становятся его врагами, гордый аристократ намерен отомстить самым жестоким образом. В результате, вернувшись домой, Амелия готовится к смерти, и последнее ее желание – проститься с маленьким сыном (Михаил Дитковский).
Однако в этот момент герой решает, что месть его должна обрушиться на другого человека. Над Ричардом теперь нависла серьезнейшая опасность – лучший друг превратился в злейшего врага, жаждущего мести и объединившегося с теми, кто уже имеет длинный зуб на губернатора. Арена для вендетты уже выбрана. Ею должен стать бал-маскарад, на который приглашены все «сливки» общества.
На празднике в доме графа собралась пестрая, нарядно одетая толпа. Кто все эти люди? На первый взгляд это определить очень сложно, поскольку лица их скрыты масками. А потому перед нами уже не герои спектакля, а персонажи, чьи лица знакомы каждому человеку, живущему в XXI веке, среди которых видные мировые политики, общественные деятели, представители шоу-бизнеса. Впрочем, события, происходящие на Земле в настоящее время, заставляют задуматься: кто же здесь настоящие люди, а кто – выдумка? Тем более, что финальный эпизод спектакля, эта драматичная развязка, местом действия которой стало яркое, элегантное празднество, разворачивается на фоне толпы, безразлично поедающей роскошные десерты и фрукты.
Удивительно нежным, лиричным и благородным человеком предстает Ричард в исполнении Вадима Заплечного. Он искренне влюблен, по-детски наивен и доброжелателен по отношению к своему народу. Это – обаятельный, романтичный, одухотворенно-возвышенный герой. Такой образ совершенно не увязывается с тем жестоким деспотом и тираном, которым представляют его враги, желающие свести с ним счеты. Категорически невозможно представить себе молодого графа сознательно творящим зло.
Интересен аристократ Ренато Алексея Исаева. Сильный, преданный, благородный, умеющий любить, он резко меняется за считанные секунды, словно по мановению волшебной палочки превращаясь в коварного, страшного человека, одержимого желанием мести, которая должна быть ужасной.
Юный сладкоголосый паж Оскар (Лидия Светозарова) – верный, надежный помощник, которому можно доверить важное поручение. Одновременно перед нами – кокетливый, обаятельный, изящный человек, умеющий искрометно, остроумно шутить. Он очень напоминает капли утренней росы или брызги игристого вина.
Очень интересный образ создала Ксения Вязникова. Ульрика – характерная героиня, вызывающая ужас откровенностью предсказаний, нашептанных ей нечистой силой. При этом она не хочет пугать своих «клиентов», и потому не спешит полностью снять с будущего волшебный покров тайн. Гадалки никогда не пользовались почетом и уважением народа, скорее внушали им страх и трепет. А мощный, красивый голос меццо-сопрано оказывает почти гипнотическое действие. Он заставляет полностью сфокусировать на себе внимание так, что каждое слово будет услышано.
Амелия, героиня оперы (Алиса Гицба) – натура мечущаяся. Она разрывается между поглотившим ее чувством к Ричарду и верностью своему мужу, которому возлюбленный обязан жизнью. И вот вопрос: что же окажется сильнее – разум или страсть? И к чему приведет ее раскрытие тайны? Сможет ли она выйти сухой из воды и сохранить репутацию? Чем обернется для нее карнавал?
Ответы найдутся очень просто и быстро, стоит только посетить «Бал-маскарад» в театре «Геликон-Опера». Ведь, как бы не относились зрители к неожиданным решениям режиссера, всегда останутся великая музыка и прекрасные голоса. Тем более, что оригинальные постановки, где каждое решение художника обосновано, бывают очень яркими, интересными и уж точно никогда не сотрутся из памяти.
Ольга Пурчинская
Антонио Сомма, автор либретто, в качестве литературной основы использовал пьесу французского драматурга Эжена Скриба «Густав III, или Бал-маскарад», по которой в 1833 году Даниэль Обер создал одноименную оперу. Присутствие в сюжете монаршей особы, становящейся жертвой заговора, казалось чем-то невероятным. Итальянские власти опасались, что подобное произведение может спровоцировать народные волнения, последствия которых страшно даже представить себе, и потому авторам нового сочинения пришлось менять имена персонажей и место действия.
23 по счету произведение Верди отличает богатый, насыщенный музыкально-драматический материал, яркое разнообразие вокальных партий и четкость образов.
В России впервые «Бал-маскарад» появился в 1880 году, в Большом театре. После этого последовала долгая пауза, и в следующий раз отечественные зрители смогли услышать шедевр великого итальянца лишь в 1979-м. Произведение исполнялось на русском языке.
По-итальянски в нашей стране эта опера впервые зазвучала в 2013 году, когда весь музыкальный мир широко отмечал 200-летие со дня рождения Дж.Верди (1813 – 1901). 5 сентября свою лепту в многочисленные празднества внес московский театра «Геликон-Опера» - премьеру «Бала-маскарада» в постановке Народного артиста России Дмитрия Бертмана. Дирижер и музыкальный руководитель – Народный артист России Владимир Понькин. Художники-постановщики – Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева.
Две основные темы увертюры – нежной, романтической любви и коварной, всепоглощающей жажды безграничной власти – показывают крайности, которые свойственны многим людям, в конечном итоге разрывающие их на части, уничтожающие целостную, сильную личность.
Оригинальные решения режиссера-постановщика становятся заметны с самого начала, как только раздвигается занавес. Перед глазами зрителей оказывается современный американский офис. Артисты хора, а также юный паж Оскар (Лидия Светозарова, сопрано), одетые в элегантные классические костюмы, ожидают прибытия губернатора Бостона, графа Ричарда (Заслуженный артист России Вадим Заплечный, тенор). Вскоре он появляется, и первым делом просматривает важные государственные бумаги, а также список приглашенных на ожидающийся в скором времени бал-маскарад. Одна гостья привлекает внимание правителя. Ее имя – Амелия (Заслуженная артистка России Алиса Гицба, сопрано), и граф в нее влюблен. Но это – тайна, поскольку молодая женщина замужем за Ренато, его секретарем и лучшим другом (Алексей Исаев, баритон), которому он обязан жизнью.
Как и всякий человек, занимающий высокий пост, Ричард окружен не только доброжелателями, и даже в ближайшем окружении у него есть неприятели. Тем более, что далеко не всем он делал только добро. Поэтому, одержимые иссушающей жаждой мести, Самуэль (Заслуженный артист России Андрей Вылегжанин, баритон) и Том (Дмитрий Скориков, бас), разрабатывают план своего возмездия. Причины к ненависти у них вполне обоснованы – у одного коварный властелин забрал фамильный замок, другой собирается отомстить за гибель брата.
Сам же граф далек от каких бы то ни было подозрений, поскольку считает, что подданные его любят. Но Ренато предупреждает друга о том, что ему грозит опасность, связанная с заговором.
Дальше все сообщество изысканно одетых джентльменов во главе с Ричардом отправляется в хижину к Ульрике (Заслуженная артистка России Ксения Вязникова, меццо-сопрано), колдунье, которую судья (Михаил Егиазарьян) требует выселить из страны. Губернатор хочет взять рассмотрение этого дела под личный контроль, а заодно и узнать свою дальнейшую судьбу.
В это время скромное жилище ведьмы набито народом, желающим приподнять завесу над тайнами будущего. Предсказания ее зловещи, и в связи с этим особенно приятным сюрпризом становится то, что она говорит матросу Сильвано (Дмитрий Янковский, баритон), которого ждет долгожданное обогащение.
Следующий «клиент» Ульрики – Амелия, она хочет избавиться от своего чувства к Ричарду и просит какое-нибудь снадобье. Во время тайной встречи тет-а-тет, организованной слугой (Андрей Паламарчук, тенор), колдунья рассказывает, где и как можно добыть травы для магического зелья. Место страшное, и пойти туда девушка должна одна. Но предмет ее страсти, затаившийся в углу, решает последовать за ней.
Скоро свое будущее узнает и переодетый (и не узнанный) граф. Гадалка предрекает ему гибель от руки близкого друга, одного из тех, с кем правитель видится чуть ли не ежедневно.
Выполняя все наставления Ульрики, Амелия отправляется в указанное место, замаскированная, под покровом ночи, в одиночестве. Она не догадывается, что за ней следует лучший друг ее мужа, от преступного чувства к которому она стремится избавиться. Оказывается девушка в публичном доме, а заветное снадобье у нее похоже на одурманивающее зелье. По дороге домой она все-таки встречает того, от которого бежит.
А Ричард, следующий за возлюбленной, даже не догадывается, что за ним по пятам следуют его враги-заговорщики. Наконец-то встретившись с объектом своего чувства, граф просит ее ответить на любовь. Но это – преступное дело, поскольку Амелия замужем за Ренато, приближенным правителя, когда-то спасшим ему жизнь.
Во время эмоционального, страстного объяснения навстречу влюбленным выходит секретарь, который предупреждает своего господина о грозящей опасности. Ричард вынужден поскорее уйти, предварительно попросив проводить его спутницу. Вскоре приближаются заговорщики, и разоблачают неверную жену.
Теперь чувства Ренато переворачиваются с головы до ног. Лучший друг и любимая жена становятся его врагами, гордый аристократ намерен отомстить самым жестоким образом. В результате, вернувшись домой, Амелия готовится к смерти, и последнее ее желание – проститься с маленьким сыном (Михаил Дитковский).
Однако в этот момент герой решает, что месть его должна обрушиться на другого человека. Над Ричардом теперь нависла серьезнейшая опасность – лучший друг превратился в злейшего врага, жаждущего мести и объединившегося с теми, кто уже имеет длинный зуб на губернатора. Арена для вендетты уже выбрана. Ею должен стать бал-маскарад, на который приглашены все «сливки» общества.
На празднике в доме графа собралась пестрая, нарядно одетая толпа. Кто все эти люди? На первый взгляд это определить очень сложно, поскольку лица их скрыты масками. А потому перед нами уже не герои спектакля, а персонажи, чьи лица знакомы каждому человеку, живущему в XXI веке, среди которых видные мировые политики, общественные деятели, представители шоу-бизнеса. Впрочем, события, происходящие на Земле в настоящее время, заставляют задуматься: кто же здесь настоящие люди, а кто – выдумка? Тем более, что финальный эпизод спектакля, эта драматичная развязка, местом действия которой стало яркое, элегантное празднество, разворачивается на фоне толпы, безразлично поедающей роскошные десерты и фрукты.
Удивительно нежным, лиричным и благородным человеком предстает Ричард в исполнении Вадима Заплечного. Он искренне влюблен, по-детски наивен и доброжелателен по отношению к своему народу. Это – обаятельный, романтичный, одухотворенно-возвышенный герой. Такой образ совершенно не увязывается с тем жестоким деспотом и тираном, которым представляют его враги, желающие свести с ним счеты. Категорически невозможно представить себе молодого графа сознательно творящим зло.
Интересен аристократ Ренато Алексея Исаева. Сильный, преданный, благородный, умеющий любить, он резко меняется за считанные секунды, словно по мановению волшебной палочки превращаясь в коварного, страшного человека, одержимого желанием мести, которая должна быть ужасной.
Юный сладкоголосый паж Оскар (Лидия Светозарова) – верный, надежный помощник, которому можно доверить важное поручение. Одновременно перед нами – кокетливый, обаятельный, изящный человек, умеющий искрометно, остроумно шутить. Он очень напоминает капли утренней росы или брызги игристого вина.
Очень интересный образ создала Ксения Вязникова. Ульрика – характерная героиня, вызывающая ужас откровенностью предсказаний, нашептанных ей нечистой силой. При этом она не хочет пугать своих «клиентов», и потому не спешит полностью снять с будущего волшебный покров тайн. Гадалки никогда не пользовались почетом и уважением народа, скорее внушали им страх и трепет. А мощный, красивый голос меццо-сопрано оказывает почти гипнотическое действие. Он заставляет полностью сфокусировать на себе внимание так, что каждое слово будет услышано.
Амелия, героиня оперы (Алиса Гицба) – натура мечущаяся. Она разрывается между поглотившим ее чувством к Ричарду и верностью своему мужу, которому возлюбленный обязан жизнью. И вот вопрос: что же окажется сильнее – разум или страсть? И к чему приведет ее раскрытие тайны? Сможет ли она выйти сухой из воды и сохранить репутацию? Чем обернется для нее карнавал?
Ответы найдутся очень просто и быстро, стоит только посетить «Бал-маскарад» в театре «Геликон-Опера». Ведь, как бы не относились зрители к неожиданным решениям режиссера, всегда останутся великая музыка и прекрасные голоса. Тем более, что оригинальные постановки, где каждое решение художника обосновано, бывают очень яркими, интересными и уж точно никогда не сотрутся из памяти.
Ольга Пурчинская