День 9 марта 1842 года стал особенным для Джузеппе Верди: в Милане, на сцене театра «Ла Скала» (Teatro alla Scala) состоялась премьера его третьей оперы - «Набукко» («Nabucco»). Автор либретто – Темистокле Солера. В основе произведения – библейский ветхозаветный сюжет. Место действия – Иерусалим, страна иудеев. Сюжет построен на вооруженном конфликте ассиро-вавилонского царя Набукко (итальянское сокращение от имени Навуходоносор) с аборигенами Земли Обетованной.
Создание этого произведения совпало с очень непростым периодом в жизни 28-летнего композитора. Его жена и двое маленьких детей скончались друг за другом. На творческом поприще также не все шло гладко. Написанная двумя годами ранее комическая опера «Король на час» («Un Giorno di Regno») провалилась, после чего Верди собирался завязывать с этим направлением своего творчества.
Премьера «Набукко» стала настоящей сенсацией, и после такого успеха молодой автор был утвержден как композитор, специализирующийся на создании опер. В течение следующего года произведение прошло поистине триумфальный путь: 65 представлений на ведущих подмостках Старого Света. С тех пор оно регулярно попадает в репертуар самых знаменитых музыкальных театров мира.
2 декабря 2006 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялась премьера оригинальной постановки раннего шедевра Верди. Режиссер Андрейс Жагарс (Латвия) и сценограф Андрис Фрейбергс (Латвия) пригласили зрителей совершить экскурс в историю. Но не в стародавние времена, а в середину прошлого столетия. Как известно, в Старом Свете это время было сопряжено с тиранией диктаторских режимов. В Германии тогда правил А.Гитлер, в Италии – Б.Муссолини, в СССР – И.Сталин. События разворачиваются на станции метро.
Костюмы (Кристине Пастернака) и образы персонажей соответствуют обозначенной эпохе. Кожаные плащи, куртки, угадываемые лица известных исторических личностей, цветовая гамма (в основном – красный и черный) буквально с первых секунд создают ощущение войны, которая длится на протяжении всей истории человечества. Конца и края ей нет. И быть не может, с такими-то властителями!
21 марта 2014 года прошел 30 по счету спектакль. Он был ознаменован, в первую очередь, дебютом лауреата Международных конкурсов Бориса Стаценко (баритон) в заглавной партии – царя Набукко. Поистине уникальны метаморфозы, происходящие с этим героем в течение всего спектакля. Властный, жестокий тиран, появляющийся в начале, подобно урагану, готов смести все препятствия, встречающиеся на его пути к заветной цели – завоеванию Иудеи. В какой-то момент его самоуверенность доходит до верхней точки кипения, и монарх провозглашает себя Богом. Возмездие не заставляет долго себя ждать – деспот мгновенно сходит с ума. И вот уже перед нами – совсем другой человек. Он резко стареет, куда-то уходит бравая выправка, уступая место страху, боли, отчаянию.
Кто такой Набукко? Прежде всего, жестокий тиран, воин, полководец, привыкший всегда добиваться решения поставленных задач, какими бы тяжелыми они не были. Но, кроме того, он еще и отец. А это значит, что у такого всесильного человека тоже имеются свои слабые места – дети. Трогательная мольба, просьба пощадить самое дорогое, что у него есть – что может быть более неожиданным для еще совсем недавно могущественного царя?
Ну а дальше появляется бесценная помощница, которая выручала людей, попавших в беду даже из самых безнадежных ситуаций на протяжении всей истории их существования. Зовут ее Вера. Присутствие такой надежной спутницы в сердце помогало испокон веков и в войнах побеждать, и разрушительные эпидемии переживать, и многие другие напасти побороть. Вот и нашему герою она вовремя пришла на выручку. Отчаяние сразу сменяется решительностью, болезнь уступает место бодрости. Низвергнутый царь снова на коне!
Главных сокровищ у великого властителя Ассиро-Вавилонских земель двое. Старшая дочь Абигайль (Елена Поповская, сопрано) – незаконнорожденная, ее мать – рабыня. Младшая – Фенена (лауреат Международного конкурса Агунда Кулаева, меццо-сопрано) заменяет отца на посту национального лидера, пока он находится в военном походе. Между сестрами в такой ситуации нет дружбы. Да и быть не может! Тем более, что они являются сторонами классического любовного треугольника. Вражда двух царевен спровоцирована Измаилом, предводителем войска иудеев (Сергей Поляков, тенор), в которого обе девушки страстно влюблены. Он отдает предпочтение Фенене, а Абигайль, которая так и не смогла добиться расположения вожделенного объекта, разозлилась не на шутку. Тем более, что она узнала тайну своего рождения, и все добрые чувства, которые когда-то жили в сердце незаконнорожденной принцессы, разом улетучились, уступив место злобе, ненависти и непреодолимому желанию жестоко отомстить.
Абигайль – натура очень сложная, противоречивая. У нее есть две страсти, буквально разрывающие ее на части. Прежде всего, чувство, которым она воспылала к Измаилу. Кроме того, царские корни отца навсегда поселили в ней неутолимую жажду власти. Получив возможность управлять, хотя бы даже на короткий промежуток времени, принцесса становится жестокой тиранкой, которая беспощадна к своим врагам. Музыкально-драматическое полотно этой партии во многом схоже с заглавной. Для нее характерны резкие переходы из одной стороны диапазона в другую. В финале произведения она изменится. Тиранку ждет такой же конец, как и многих других деспотов. Но она раскаивается. Интонации ее последней арии напоминают речь умирающего человека – краткие фразы, гармонично прослаивающиеся продолжительными паузами. Это – одна из ярчайших характерных героинь, известных в оперной литературе всех времен и народов.
Фенена, в отличие от сестры, счастлива в любви. Она же получает в свои руки власть. Хотя бы на время, пока отец находится в очередном военном походе. Таким образом, все, о чем так мечтала Абигайль, получила ее младшая родственница. Влюбленная героиня принимает веру Измаила. Она хочет быть вместе с ним и его народом. Образ младшей дочери неяркими, нечеткими мазками мелькает в памяти ее отца, сошедшего с ума. Именно Фенена должна заплатить кровью за грехи жестокого тирана. Но происходит чудо. Опять же, спасибо вере!
Образы соперниц в драматургическом ряду оперы расположились в порядке, отличающемся от традиционного. Здесь героиней становится меццо-сопрано, а жестокая интриганка – сопрано.
Первосвященник иудеев Захария (лауреат Международных конкурсов Виталий Ефанов, бас) всячески пытается поддержать дух народа Иудеи, попавшего в беду.
Верховный жрец Ваала (Сергей Тарасов, бас) вступает в преступный заговор с принцессой Абигайль, и помогает ей завоевать власть в стране. Для этого распространяются слухи о гибели царя.
Огромная роль в драматургии сюжета в опере «Набукко» принадлежит хору, присутствующему во всех важнейших эпизодах – перипетиях. Это роднит произведение с другим жанром вокально-инструментального искусства – ораторией, а также со спектаклями античного театра, где хор был своего рода рассказчиком, который информировал зрителя о том, что происходит на сцене, а заодно давал свою оценку этим событиям.
Монументальная музыкальная палитра, ярчайшие образы каждого отдельно взятого персонажа и внушительного хорового массива не проявились бы яркими красками без симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением музыкального руководителя постановки, заслуженного артиста России, маэстро Евгения Самойлова.
Самая знаменитая хоровая сцена – легендарный хор иудеев «Va, pensiero, sull’ali dorate» («Лети, мысль, на золотых крыльях») много позже была использована в качестве музыкального сопровождения на похоронах композитора. А в день премьеры оперы «Набукко» публика требовала исполнения этого хита на бис, чего раньше никогда не делалось.
Человечество существует давно. Многие тысячелетия. И на протяжении всех этих времен мир находится в состоянии непрекращающейся войны. Приходят новые тираны-завоеватели. Начинают перекраивать планету Земля по своему личному чертежу. И ничье мнение их не интересуют. Люди – лишь пешки в руках сильных мира сего. Так было всегда. Так будет всегда. Но есть кое-что, не позволяющее людям упасть духом, сломаться и перестать бороться за себя, отстаивать свои интересы, свою правоту. Это – вера. Если искренне, беззаветно верить во что-то, желать этого, то мечта сбудется. Всенепременно! А если народ объединится, то совместными усилиями будет побеждена любая напасть.
Ольга Пурчинская
Создание этого произведения совпало с очень непростым периодом в жизни 28-летнего композитора. Его жена и двое маленьких детей скончались друг за другом. На творческом поприще также не все шло гладко. Написанная двумя годами ранее комическая опера «Король на час» («Un Giorno di Regno») провалилась, после чего Верди собирался завязывать с этим направлением своего творчества.
Премьера «Набукко» стала настоящей сенсацией, и после такого успеха молодой автор был утвержден как композитор, специализирующийся на создании опер. В течение следующего года произведение прошло поистине триумфальный путь: 65 представлений на ведущих подмостках Старого Света. С тех пор оно регулярно попадает в репертуар самых знаменитых музыкальных театров мира.
2 декабря 2006 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялась премьера оригинальной постановки раннего шедевра Верди. Режиссер Андрейс Жагарс (Латвия) и сценограф Андрис Фрейбергс (Латвия) пригласили зрителей совершить экскурс в историю. Но не в стародавние времена, а в середину прошлого столетия. Как известно, в Старом Свете это время было сопряжено с тиранией диктаторских режимов. В Германии тогда правил А.Гитлер, в Италии – Б.Муссолини, в СССР – И.Сталин. События разворачиваются на станции метро.
Костюмы (Кристине Пастернака) и образы персонажей соответствуют обозначенной эпохе. Кожаные плащи, куртки, угадываемые лица известных исторических личностей, цветовая гамма (в основном – красный и черный) буквально с первых секунд создают ощущение войны, которая длится на протяжении всей истории человечества. Конца и края ей нет. И быть не может, с такими-то властителями!
21 марта 2014 года прошел 30 по счету спектакль. Он был ознаменован, в первую очередь, дебютом лауреата Международных конкурсов Бориса Стаценко (баритон) в заглавной партии – царя Набукко. Поистине уникальны метаморфозы, происходящие с этим героем в течение всего спектакля. Властный, жестокий тиран, появляющийся в начале, подобно урагану, готов смести все препятствия, встречающиеся на его пути к заветной цели – завоеванию Иудеи. В какой-то момент его самоуверенность доходит до верхней точки кипения, и монарх провозглашает себя Богом. Возмездие не заставляет долго себя ждать – деспот мгновенно сходит с ума. И вот уже перед нами – совсем другой человек. Он резко стареет, куда-то уходит бравая выправка, уступая место страху, боли, отчаянию.
Кто такой Набукко? Прежде всего, жестокий тиран, воин, полководец, привыкший всегда добиваться решения поставленных задач, какими бы тяжелыми они не были. Но, кроме того, он еще и отец. А это значит, что у такого всесильного человека тоже имеются свои слабые места – дети. Трогательная мольба, просьба пощадить самое дорогое, что у него есть – что может быть более неожиданным для еще совсем недавно могущественного царя?
Ну а дальше появляется бесценная помощница, которая выручала людей, попавших в беду даже из самых безнадежных ситуаций на протяжении всей истории их существования. Зовут ее Вера. Присутствие такой надежной спутницы в сердце помогало испокон веков и в войнах побеждать, и разрушительные эпидемии переживать, и многие другие напасти побороть. Вот и нашему герою она вовремя пришла на выручку. Отчаяние сразу сменяется решительностью, болезнь уступает место бодрости. Низвергнутый царь снова на коне!
Главных сокровищ у великого властителя Ассиро-Вавилонских земель двое. Старшая дочь Абигайль (Елена Поповская, сопрано) – незаконнорожденная, ее мать – рабыня. Младшая – Фенена (лауреат Международного конкурса Агунда Кулаева, меццо-сопрано) заменяет отца на посту национального лидера, пока он находится в военном походе. Между сестрами в такой ситуации нет дружбы. Да и быть не может! Тем более, что они являются сторонами классического любовного треугольника. Вражда двух царевен спровоцирована Измаилом, предводителем войска иудеев (Сергей Поляков, тенор), в которого обе девушки страстно влюблены. Он отдает предпочтение Фенене, а Абигайль, которая так и не смогла добиться расположения вожделенного объекта, разозлилась не на шутку. Тем более, что она узнала тайну своего рождения, и все добрые чувства, которые когда-то жили в сердце незаконнорожденной принцессы, разом улетучились, уступив место злобе, ненависти и непреодолимому желанию жестоко отомстить.
Абигайль – натура очень сложная, противоречивая. У нее есть две страсти, буквально разрывающие ее на части. Прежде всего, чувство, которым она воспылала к Измаилу. Кроме того, царские корни отца навсегда поселили в ней неутолимую жажду власти. Получив возможность управлять, хотя бы даже на короткий промежуток времени, принцесса становится жестокой тиранкой, которая беспощадна к своим врагам. Музыкально-драматическое полотно этой партии во многом схоже с заглавной. Для нее характерны резкие переходы из одной стороны диапазона в другую. В финале произведения она изменится. Тиранку ждет такой же конец, как и многих других деспотов. Но она раскаивается. Интонации ее последней арии напоминают речь умирающего человека – краткие фразы, гармонично прослаивающиеся продолжительными паузами. Это – одна из ярчайших характерных героинь, известных в оперной литературе всех времен и народов.
Фенена, в отличие от сестры, счастлива в любви. Она же получает в свои руки власть. Хотя бы на время, пока отец находится в очередном военном походе. Таким образом, все, о чем так мечтала Абигайль, получила ее младшая родственница. Влюбленная героиня принимает веру Измаила. Она хочет быть вместе с ним и его народом. Образ младшей дочери неяркими, нечеткими мазками мелькает в памяти ее отца, сошедшего с ума. Именно Фенена должна заплатить кровью за грехи жестокого тирана. Но происходит чудо. Опять же, спасибо вере!
Образы соперниц в драматургическом ряду оперы расположились в порядке, отличающемся от традиционного. Здесь героиней становится меццо-сопрано, а жестокая интриганка – сопрано.
Первосвященник иудеев Захария (лауреат Международных конкурсов Виталий Ефанов, бас) всячески пытается поддержать дух народа Иудеи, попавшего в беду.
Верховный жрец Ваала (Сергей Тарасов, бас) вступает в преступный заговор с принцессой Абигайль, и помогает ей завоевать власть в стране. Для этого распространяются слухи о гибели царя.
Огромная роль в драматургии сюжета в опере «Набукко» принадлежит хору, присутствующему во всех важнейших эпизодах – перипетиях. Это роднит произведение с другим жанром вокально-инструментального искусства – ораторией, а также со спектаклями античного театра, где хор был своего рода рассказчиком, который информировал зрителя о том, что происходит на сцене, а заодно давал свою оценку этим событиям.
Монументальная музыкальная палитра, ярчайшие образы каждого отдельно взятого персонажа и внушительного хорового массива не проявились бы яркими красками без симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением музыкального руководителя постановки, заслуженного артиста России, маэстро Евгения Самойлова.
Самая знаменитая хоровая сцена – легендарный хор иудеев «Va, pensiero, sull’ali dorate» («Лети, мысль, на золотых крыльях») много позже была использована в качестве музыкального сопровождения на похоронах композитора. А в день премьеры оперы «Набукко» публика требовала исполнения этого хита на бис, чего раньше никогда не делалось.
Человечество существует давно. Многие тысячелетия. И на протяжении всех этих времен мир находится в состоянии непрекращающейся войны. Приходят новые тираны-завоеватели. Начинают перекраивать планету Земля по своему личному чертежу. И ничье мнение их не интересуют. Люди – лишь пешки в руках сильных мира сего. Так было всегда. Так будет всегда. Но есть кое-что, не позволяющее людям упасть духом, сломаться и перестать бороться за себя, отстаивать свои интересы, свою правоту. Это – вера. Если искренне, беззаветно верить во что-то, желать этого, то мечта сбудется. Всенепременно! А если народ объединится, то совместными усилиями будет побеждена любая напасть.
Ольга Пурчинская