14 марта 2020 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в 47-й раз спели, сыграли и прожили третье сочинение Дж.Верди – оперу «Набукко» (либретто Т.Солеры). Представление ознаменовалось сразу четырьмя дебютами – дирижерским и тремя вокально-актерскими.
Музыкальный руководитель: Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Режиссер: Андрейс Жагарс.
Режиссер по сценическому движению: Элита Буковска.
Сценография: Андрис Фрейбергс.
Ассистент сценографа: Елена Зыкова.
Костюмы: Кристине Пастернака.
Художник по свету: Кевин Вин-Джонс.
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Мария Чекръкчиева.
Премьера состоялась 2 декабря 2006 года.
Дирижер:
Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).
Дирижер сценического оркестра:
Александр Жиленков.
В ролях:
Набукко, царь Вавилона: Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Измаил, предводитель войска иудеев: Михаил Новиков (лауреат Международного конкурса, тенор);
Захария, первосвященник иудеев: Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая Маска», бас);
Абигайль, старшая дочь Набукко: Марина Нерабеева (сопрано);
Фенена, младшая дочь Набукко: Полина Шамаева (победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», меццо-сопрано);
Верховный жрец Ваала: Андрей Фетисов (бас);
Абдалло, вавилонский военачальник: Дмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Онегин», тенор);
Анна, сестра Захарии: Галина Бадиковская (сопрано);
Воины, левиты, народ: артисты хора.
Соло на сцене:
Виолончель: Владимир Мухин (лауреат Международных конкурсов).
Соло в оркестре:
Виолончель: Анна Балан;
Флейта: Сергей Гречаников;
Английский рожок: Анастасия Серова.
«Набукко» - третье сочинение Дж.Верди и первая опера, с которой великий итальянец получил признание публики. Уже после первого исполнения произведения многочисленная зрительская аудитория встретила автора громоподобными продолжительными овациями. По словам самого композитора, «с этой оперы, можно сказать, началась моя настоящая деятельность в искусстве».
Впервые сочинение прозвучало 9 марта 1842 года, на сцене миланского театра «Ла Скала». Реакция зрителей была неоднозначной. Если простой народ принял новинку на «ура», то аристократы, в том числе представители власти, этих восторгов не разделяли. Они усмотрели в музыкально-драматическом материале выразительные революционные призывы. Премьера, столь горячо встреченная людьми, давала им повод для серьезного беспокойства. Не самые лестные отзывы о событии публиковали критики, в числе которых значились известные европейские композиторы.
В наше время на революционный подтекст оперы «Набукко» никто не обращает внимания. Публика с удовольствием приобщается к легенде, относящейся к библейским новозаветным временам, положенной на захватывающую музыку и имеющей невероятный, фантастический финал.
Режиссер Андрейс Жагарс перенес действие во времени и пространстве. Едва поднимается занавес, зрители попадают на станцию метрополитена, в 1930-е годы, когда в странах Европы зарождались и стремительно набирали сокрушительную силу диктаторские режимы. В Италии, Германии и некоторых других государствах к власти пришли фашисты. С тех пор начались гонения евреев. Иудейский народ наиболее серьезно пострадал в годы Второй Мировой войны.
В классическом либретто оперы «Набукко» можно найти немало общего с нацистскими режимами, бушевавшими в Старом Свете в 1930-40-е годы. Потому вавилонские завоеватели, облаченные в костюмы, напоминающие одеяния фашистов, выглядят не менее естественно, чем в случае появления в роскошных нарядах захватчиков древней цивилизации.
Музыкальный материал оперы в исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением Василия Валитова (дебют) погружает зрителей во внутренний мир представителей угнетенного, но не сломленного иудейского народа, помогает уловить их чувства, почувствовать душевные колебания как огромного сообщества, так и отдельно взятых персоналий. Изысканные, изящные вальсы сменяются торжественными, парадными, церемониальными, похоронными, коронационными маршами. В ярких, насыщенных мелодиях зашифрованы величие и низвержение тиранов, воцарение света, добра и справедливости.
Одним из ключевых, центральных действующих лиц оперы является иудейский народ в исполнении артистов хора. Многоликий, многоголосный герой верит и надеется, скорбит и страдает, внимательно наблюдает за ситуацией и пытается переманить удачу на свою сторону. Одетые по моде 1930-1940-х годов, во втором действии они предстают с характерными нашивками на костюмах. Мерный марш с закинутыми за спину руками ассоциируется с лагерями смерти. Каждая массовая сцена – торжество силы духа и свободы полета мыслей и душ плененного, но не сломленного народа.
Нравственный и духовный «стержень» иудеев – первосвященник Захария. Этот персонаж в интерпретации Евгения Ставинского становится настоящим источником света, который не позволяет людям потерять веру в лучшее будущее. Все речи свои он произносит бархатным, но при этом мощным голосом, заставляющим внимать, вселяющим оптимизм, придающим сил и уверенности. Каждое движение несет в себе спокойствие.
Вавилонский царь Набукко в исполнении Сергея Мурзаева в начале спектакля предстает жестоким, суровым, царственным диктатором. Его решительный взгляд и брутальный, насыщенный голос богатого оттенка никому не сулят пощады. Объявив себя новым богом иудейского народа, герой меняется до неузнаваемости: становится мягче, человечнее, стремительно теряет силы. Искреннее раскаяние и безграничная воля еще раз преображают царя.
Старшая принцесса Абигайль (Марина Нерабеева) – незаконнорожденная дочь царя и рабыни. Это натура яркая, экспрессивная, лирически-агрессивная, амбициозная, впоследствии трагическая. Две главные страсти – власть и любовь – не доступны ей. Очень широк диапазон настроений героини, от жестокой военачальницы до несчастной влюбленной, от торжествующей правительницы до низвергнутой самозванки. Сильный, красивый голос необычайно сочно, эмоционально, искренне рисует живописный портрет персонажа со сложной судьбой.
В роли младшей дочери царя Фенены дебютировала Полина Шамаева. В ее исполнении эта героиня рождается там, где пересекаются сила и нежность, аристократизм и человечность. Ее насыщенный, пряный, красивый голос рисует образ на стыке лиричности и драматизма, разума и чувства, женственности и мужества. Такая правительница будет со своим народом в радости и печали, разделит с ним счастливые и трагические моменты.
Михаил Новиков впервые предстал в образе иудейского полководца Измаила, сладкоголосого, благородного, изысканного, мужественного, отважного предводителя войска.
Дмитрий Пьянов дебютировал в роли вавилонского военачальника Абдалло, преданного царю и идущего с ним до самого конца.
«Набукко» - опера, где центральным действующим лицом становится народ. Но здесь есть и яркие сольные номера, и дуэты, и ансамбли. Каждый фрагмент имеет выразительный эмоциональный окрас, который мгновенно улавливает музыка, а затем углубляет актерская игра.
В какое время происходит действие? В эпоху доминирования вавилонской цивилизации или в эру становления фашистских режимов? Тема угнетения, порабощения и попыток одного народа сломить другой актуальна всегда. Музыкальная драматургия Дж.Верди низвергает захватчиков и освещает жизненный путь их жертв.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальный руководитель: Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Режиссер: Андрейс Жагарс.
Режиссер по сценическому движению: Элита Буковска.
Сценография: Андрис Фрейбергс.
Ассистент сценографа: Елена Зыкова.
Костюмы: Кристине Пастернака.
Художник по свету: Кевин Вин-Джонс.
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Мария Чекръкчиева.
Премьера состоялась 2 декабря 2006 года.
Дирижер:
Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).
Дирижер сценического оркестра:
Александр Жиленков.
В ролях:
Набукко, царь Вавилона: Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Измаил, предводитель войска иудеев: Михаил Новиков (лауреат Международного конкурса, тенор);
Захария, первосвященник иудеев: Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая Маска», бас);
Абигайль, старшая дочь Набукко: Марина Нерабеева (сопрано);
Фенена, младшая дочь Набукко: Полина Шамаева (победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», меццо-сопрано);
Верховный жрец Ваала: Андрей Фетисов (бас);
Абдалло, вавилонский военачальник: Дмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Онегин», тенор);
Анна, сестра Захарии: Галина Бадиковская (сопрано);
Воины, левиты, народ: артисты хора.
Соло на сцене:
Виолончель: Владимир Мухин (лауреат Международных конкурсов).
Соло в оркестре:
Виолончель: Анна Балан;
Флейта: Сергей Гречаников;
Английский рожок: Анастасия Серова.
«Набукко» - третье сочинение Дж.Верди и первая опера, с которой великий итальянец получил признание публики. Уже после первого исполнения произведения многочисленная зрительская аудитория встретила автора громоподобными продолжительными овациями. По словам самого композитора, «с этой оперы, можно сказать, началась моя настоящая деятельность в искусстве».
Впервые сочинение прозвучало 9 марта 1842 года, на сцене миланского театра «Ла Скала». Реакция зрителей была неоднозначной. Если простой народ принял новинку на «ура», то аристократы, в том числе представители власти, этих восторгов не разделяли. Они усмотрели в музыкально-драматическом материале выразительные революционные призывы. Премьера, столь горячо встреченная людьми, давала им повод для серьезного беспокойства. Не самые лестные отзывы о событии публиковали критики, в числе которых значились известные европейские композиторы.
В наше время на революционный подтекст оперы «Набукко» никто не обращает внимания. Публика с удовольствием приобщается к легенде, относящейся к библейским новозаветным временам, положенной на захватывающую музыку и имеющей невероятный, фантастический финал.
Режиссер Андрейс Жагарс перенес действие во времени и пространстве. Едва поднимается занавес, зрители попадают на станцию метрополитена, в 1930-е годы, когда в странах Европы зарождались и стремительно набирали сокрушительную силу диктаторские режимы. В Италии, Германии и некоторых других государствах к власти пришли фашисты. С тех пор начались гонения евреев. Иудейский народ наиболее серьезно пострадал в годы Второй Мировой войны.
В классическом либретто оперы «Набукко» можно найти немало общего с нацистскими режимами, бушевавшими в Старом Свете в 1930-40-е годы. Потому вавилонские завоеватели, облаченные в костюмы, напоминающие одеяния фашистов, выглядят не менее естественно, чем в случае появления в роскошных нарядах захватчиков древней цивилизации.
Музыкальный материал оперы в исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением Василия Валитова (дебют) погружает зрителей во внутренний мир представителей угнетенного, но не сломленного иудейского народа, помогает уловить их чувства, почувствовать душевные колебания как огромного сообщества, так и отдельно взятых персоналий. Изысканные, изящные вальсы сменяются торжественными, парадными, церемониальными, похоронными, коронационными маршами. В ярких, насыщенных мелодиях зашифрованы величие и низвержение тиранов, воцарение света, добра и справедливости.
Одним из ключевых, центральных действующих лиц оперы является иудейский народ в исполнении артистов хора. Многоликий, многоголосный герой верит и надеется, скорбит и страдает, внимательно наблюдает за ситуацией и пытается переманить удачу на свою сторону. Одетые по моде 1930-1940-х годов, во втором действии они предстают с характерными нашивками на костюмах. Мерный марш с закинутыми за спину руками ассоциируется с лагерями смерти. Каждая массовая сцена – торжество силы духа и свободы полета мыслей и душ плененного, но не сломленного народа.
Нравственный и духовный «стержень» иудеев – первосвященник Захария. Этот персонаж в интерпретации Евгения Ставинского становится настоящим источником света, который не позволяет людям потерять веру в лучшее будущее. Все речи свои он произносит бархатным, но при этом мощным голосом, заставляющим внимать, вселяющим оптимизм, придающим сил и уверенности. Каждое движение несет в себе спокойствие.
Вавилонский царь Набукко в исполнении Сергея Мурзаева в начале спектакля предстает жестоким, суровым, царственным диктатором. Его решительный взгляд и брутальный, насыщенный голос богатого оттенка никому не сулят пощады. Объявив себя новым богом иудейского народа, герой меняется до неузнаваемости: становится мягче, человечнее, стремительно теряет силы. Искреннее раскаяние и безграничная воля еще раз преображают царя.
Старшая принцесса Абигайль (Марина Нерабеева) – незаконнорожденная дочь царя и рабыни. Это натура яркая, экспрессивная, лирически-агрессивная, амбициозная, впоследствии трагическая. Две главные страсти – власть и любовь – не доступны ей. Очень широк диапазон настроений героини, от жестокой военачальницы до несчастной влюбленной, от торжествующей правительницы до низвергнутой самозванки. Сильный, красивый голос необычайно сочно, эмоционально, искренне рисует живописный портрет персонажа со сложной судьбой.
В роли младшей дочери царя Фенены дебютировала Полина Шамаева. В ее исполнении эта героиня рождается там, где пересекаются сила и нежность, аристократизм и человечность. Ее насыщенный, пряный, красивый голос рисует образ на стыке лиричности и драматизма, разума и чувства, женственности и мужества. Такая правительница будет со своим народом в радости и печали, разделит с ним счастливые и трагические моменты.
Михаил Новиков впервые предстал в образе иудейского полководца Измаила, сладкоголосого, благородного, изысканного, мужественного, отважного предводителя войска.
Дмитрий Пьянов дебютировал в роли вавилонского военачальника Абдалло, преданного царю и идущего с ним до самого конца.
«Набукко» - опера, где центральным действующим лицом становится народ. Но здесь есть и яркие сольные номера, и дуэты, и ансамбли. Каждый фрагмент имеет выразительный эмоциональный окрас, который мгновенно улавливает музыка, а затем углубляет актерская игра.
В какое время происходит действие? В эпоху доминирования вавилонской цивилизации или в эру становления фашистских режимов? Тема угнетения, порабощения и попыток одного народа сломить другой актуальна всегда. Музыкальная драматургия Дж.Верди низвергает захватчиков и освещает жизненный путь их жертв.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии