Сюита… Что нам известно об этом неповторимом жанре инструментальной музыки? В этимологическом словаре черным по белому написано, что в переводе с французского языка она звучит, как «ряд, чередование, последовательность». Действительно, несколько составных частей сюиты далеко не всегда бывают связаны друг с другом единой смысловой нитью.
Отличия элементов могут быть и жанровыми (например, одна – инструментальная, другая – вокальная), и ладовыми (одна – мажорная, другая – минорная). Это – принципиальная разница между сюитой и другими известными видами инструментальной музыки – сонатой и симфонией, каждая последующая часть которых дополняет и продолжает предыдущие. Переходы между эпизодами плавные, практически незаметные.
Рождение сюиты относится к XVI столетию. Первые такие произведения создавались для одного инструмента, как правило, клавесина или лютни. Позднее в исполнении принимал участие целый оркестр.
Духовная и фолк-музыка, популярные и редчайшие для нашей страны инструменты, а также классический симфонический оркестр во главе с Королем инструментов – роялем – объединились на один вечер, 19 марта 2014 года, чтобы исполнить на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова уникальное произведение – «Ростовскую сюиту» для симфонического оркестра, фольклорных ансамблей и солистов.
Название произведения происходит вовсе не от прекрасного российского города. Свое «имя» сюита получила от святого Димитрия Ростовского (1651 – 1709), в миру известного как Даниил Саввич Туптало. Русский церковный деятель, епископ, проповедник, а также – духовный писатель. Именно его стихи послужили литературной основой для концерта.
Музыкальный материал создал молодой композитор Андрей Дойников – уникальный специалист в своем деле. Помимо композиции, он часто выступает как дирижер и музыкант (клавишный инструмент маримба). «Ростовская сюита» - четвертое произведение, написанное совместно с проектом «Этносфера».
Это содружество объединяет музыкантов, менеджеров, меценатов и энтузиастов, имеющих как минимум одну общую черту – любовь к русскому музыкальному искусству с учетом особенностей многочисленного интернационального населения огромной страны.
Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» (художественный руководитель – Андрей Котов) своим необычным названием обязан легендарной райской птице, которая поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Действительно, их прекрасные голоса, нежные и звонкие, словно успокаивают, убаюкивают. После каждого произведения, исполненного ими, создавалось ощущение внутренней чистоты и внешнего света, который обязательно укажет правильный путь и не позволит с него сбиться. И в буквальном смысле, и в переносном.
Фольклорный ансамбль «Веретенце» (художественный руководитель – Елена Краснопевцева) занимается сохранением и пропагандой богатых традиций передачи русской культуры и речи в устной форме. Название коллектива имеет символический подтекст с философской подоплекой. Как известно, веретено – древнерусское приспособление, представляющее собой стержень, вращая который, пряха наматывала на него нить. Это – символ течения жизни в народном творчестве многих стран.
«Ростовская сюита» состоит из 12 произведений: «Приидите, поклонимся», «Глубоко-глубоко», «Вальс», «Возрадуй» (народная песня), «Погибох окаянный» , «О, человече», «Масленица», «Келья» (духовный стих), «Таинство виджу», «Наигрыш» и «По улице по широкой» (волочебная на Пасху). Здесь есть как произведения для солистов и ансамблей, так и оркестровые.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Маэстро Дмитрия Волосникова стал настоящим лазурным морем, омывающим со всех сторон уютные берега острова под названием «Духовная, Народная и Этническая Музыка». Где надо – поддержит. Где надо – согреет. Где надо – динамики добавит. Где надо – развеселит и освежит.
Помимо композиции «Ростовской сюиты», в этот вечер прозвучали авторские произведения музыкантов Сергея Старостина (вокал, гусли, кларнет, народные духовые), Сергея Филатова (клавишные, гармоника), Виталия Кися (гитара), Сергея Клевенского (волынка, кларнет, народные духовые), Аркадия Шилклопера (альпийский рог) и Андрея Котова (вокал, колесная лира, гусли).
Неизгладимое впечатление произвел альпийский рог. Коктейль из низкого звучания в басово-теноровом регистре и внушительной длины в 5 метров оставляет незабываемое послевкусие!
Не менее интересен другой экзотический инструмент – колесная лира. В Европе она появилась в эпоху Позднего Средневековья (XIII век). Сперва была слишком громоздкой, позднее появился облегченный вариант, позволивший использовать такую лиру как спутника бродячего музыканта – менестреля. Звук у нее слегка гнусавый, монотонный, но при этом мощный. Присутствуют оттенки грусти, лирики. Когда солирует такой инструмент, сразу представляется народное собрание, на котором скоро появится знаменитый летописец Нестор и расскажет пару интересных (и довольно правдивых!) новостей.
Лиричные и напевные, нежные и страстные, проникновенные и настраивающие на философский лад – такими представились мне мелодии, исполненные и написанные талантливыми музыкантами. Создалось ощущение, что подобное творчество – некая путеводная звезда, которая обязательно укажет правильную дорогу. И те, кто ее увидит и правильно поймет траекторию, уж точно никогда не собьются с намеченного пути. А это ли не одна из ключевых задач искусства? Как классического, так и современного!
Ольга Пурчинская
Отличия элементов могут быть и жанровыми (например, одна – инструментальная, другая – вокальная), и ладовыми (одна – мажорная, другая – минорная). Это – принципиальная разница между сюитой и другими известными видами инструментальной музыки – сонатой и симфонией, каждая последующая часть которых дополняет и продолжает предыдущие. Переходы между эпизодами плавные, практически незаметные.
Рождение сюиты относится к XVI столетию. Первые такие произведения создавались для одного инструмента, как правило, клавесина или лютни. Позднее в исполнении принимал участие целый оркестр.
Духовная и фолк-музыка, популярные и редчайшие для нашей страны инструменты, а также классический симфонический оркестр во главе с Королем инструментов – роялем – объединились на один вечер, 19 марта 2014 года, чтобы исполнить на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова уникальное произведение – «Ростовскую сюиту» для симфонического оркестра, фольклорных ансамблей и солистов.
Название произведения происходит вовсе не от прекрасного российского города. Свое «имя» сюита получила от святого Димитрия Ростовского (1651 – 1709), в миру известного как Даниил Саввич Туптало. Русский церковный деятель, епископ, проповедник, а также – духовный писатель. Именно его стихи послужили литературной основой для концерта.
Музыкальный материал создал молодой композитор Андрей Дойников – уникальный специалист в своем деле. Помимо композиции, он часто выступает как дирижер и музыкант (клавишный инструмент маримба). «Ростовская сюита» - четвертое произведение, написанное совместно с проектом «Этносфера».
Это содружество объединяет музыкантов, менеджеров, меценатов и энтузиастов, имеющих как минимум одну общую черту – любовь к русскому музыкальному искусству с учетом особенностей многочисленного интернационального населения огромной страны.
Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» (художественный руководитель – Андрей Котов) своим необычным названием обязан легендарной райской птице, которая поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Действительно, их прекрасные голоса, нежные и звонкие, словно успокаивают, убаюкивают. После каждого произведения, исполненного ими, создавалось ощущение внутренней чистоты и внешнего света, который обязательно укажет правильный путь и не позволит с него сбиться. И в буквальном смысле, и в переносном.
Фольклорный ансамбль «Веретенце» (художественный руководитель – Елена Краснопевцева) занимается сохранением и пропагандой богатых традиций передачи русской культуры и речи в устной форме. Название коллектива имеет символический подтекст с философской подоплекой. Как известно, веретено – древнерусское приспособление, представляющее собой стержень, вращая который, пряха наматывала на него нить. Это – символ течения жизни в народном творчестве многих стран.
«Ростовская сюита» состоит из 12 произведений: «Приидите, поклонимся», «Глубоко-глубоко», «Вальс», «Возрадуй» (народная песня), «Погибох окаянный» , «О, человече», «Масленица», «Келья» (духовный стих), «Таинство виджу», «Наигрыш» и «По улице по широкой» (волочебная на Пасху). Здесь есть как произведения для солистов и ансамблей, так и оркестровые.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Маэстро Дмитрия Волосникова стал настоящим лазурным морем, омывающим со всех сторон уютные берега острова под названием «Духовная, Народная и Этническая Музыка». Где надо – поддержит. Где надо – согреет. Где надо – динамики добавит. Где надо – развеселит и освежит.
Помимо композиции «Ростовской сюиты», в этот вечер прозвучали авторские произведения музыкантов Сергея Старостина (вокал, гусли, кларнет, народные духовые), Сергея Филатова (клавишные, гармоника), Виталия Кися (гитара), Сергея Клевенского (волынка, кларнет, народные духовые), Аркадия Шилклопера (альпийский рог) и Андрея Котова (вокал, колесная лира, гусли).
Неизгладимое впечатление произвел альпийский рог. Коктейль из низкого звучания в басово-теноровом регистре и внушительной длины в 5 метров оставляет незабываемое послевкусие!
Не менее интересен другой экзотический инструмент – колесная лира. В Европе она появилась в эпоху Позднего Средневековья (XIII век). Сперва была слишком громоздкой, позднее появился облегченный вариант, позволивший использовать такую лиру как спутника бродячего музыканта – менестреля. Звук у нее слегка гнусавый, монотонный, но при этом мощный. Присутствуют оттенки грусти, лирики. Когда солирует такой инструмент, сразу представляется народное собрание, на котором скоро появится знаменитый летописец Нестор и расскажет пару интересных (и довольно правдивых!) новостей.
Лиричные и напевные, нежные и страстные, проникновенные и настраивающие на философский лад – такими представились мне мелодии, исполненные и написанные талантливыми музыкантами. Создалось ощущение, что подобное творчество – некая путеводная звезда, которая обязательно укажет правильную дорогу. И те, кто ее увидит и правильно поймет траекторию, уж точно никогда не собьются с намеченного пути. А это ли не одна из ключевых задач искусства? Как классического, так и современного!
Ольга Пурчинская