интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Грехи отцов падут на головы детей… "Риголетто" Верди в "Новой Опере"

 
 
 

Грехи отцов падут на головы детей… "Риголетто" Верди в "Новой Опере"

Автор: Марина Айриянц от 19-03-2014, 03:20, посмотрело: 2950

16 марта 2014 года. Зал «Новой Оперы» переполнен, все с нетерпением ожидают начала спектакля. Наконец, дирижер занимает свое место, взмахивает волшебной палочкой, и мы уже не замечаем ничего, кроме происходящего на сцене, где к скорбной фигуре в темном плаще с капюшоном приближаются похоже одетые люди.

Кажется, все они равны, но вдруг к ногам первого персонажа падает платок, затем – красный колпак и другие элементы шутовской одежды. Он озирается по сторонам, но его мольба и отчаяние не находят ответа среди толпы. Его словно отвергают все и указывают на его «место». Ты урод, можешь быть только шутом…

Это пролог к опере Дж.Верди «Риголетто» (либретто Ф.Пьяве по драме В.Гюго «Король забавляется»), поставленной режиссером Ральфом Лянгбака на сцене театра «Новая Опера имени Е.В.Колобова». Казалось бы, что нового можно увидеть и услышать, созерцая столь знаменитое произведение? Известный сюжет, знакомая музыка, но… Мне посчастливилось несколько раз слушать «Риголетто» на разных площадках, с разными исполнителями, в разное время, но такого впечатления не произвела ни одна постановка: пронзительный драматизм произведения солистами театра был передан на высочайшем уровне. Сценография и костюмы (Леннарт Мёрк) дополнили ощущения, а оркестр под управлением Евгения Самойлова настолько органично направлял действие, что дирижер даже показался похожим на Виктора Гюго.

Итак, мы на балу у юного красавца герцога Мантуанского (Нурлан Бекмухамбетов, заслуженный деятель Казахстана, заслуженный артист Республики Татарастан, тенор), не оставляющего без внимания ни одной привлекательной особы женского пола. Молодой правитель добивается «успеха» любыми способами, а его свита способствует этому, особенно старается шут Риголетто (лауреат международных конкурсов Борис Стаценко, баритон), злобный, обиженный на весь мир горбун. Он мстит всем подряд, организовывает похищения понравившихся герцогу дочерей и жен придворных, своими поступками и колкими замечаниями вызывая ненависть окружающих. У него только одна любовь и слабость – прекрасная, нежная дочь Джильда (лауреат международных конкурсов Галина Королева, сопрано), но исковерканная натура не позволяет старику наслаждаться ее обществом сполна. Несмотря на то, что Риголетто держит девушку в заточении, его постоянно терзает страх: найдут, украдут, обесчестят. К сожалению, любовь к дочери не помешала горбуну испортить жизнь другим юным девушкам и их отцам.

Возмездие не заставило себя долго ждать. На балу появляется граф Монтероне (лауреат международных конкурсов Владимир Кудашев, бас), убитый горем отец обесчещенной герцогом девушки. Он хочет отомстить, но силы неравны – правитель распоряжается заключить его под стражу, а шут зло глумится над несчастным. В порыве бессильного гнева Монтероне проклинает и властителя, и горбуна, чем повергает Риголетто в ужас. Он торопится к дочери, но свидание с ней омрачается ожиданием страшного несчастья, следствия проклятия.

Тем временем, свита графа под предводительством придворного Марулло (Александр Матрынов, баритон) выследила шута. Они решают отомстить горбуну - похитить Джильду, считая ее любовницей Риголетто. По стечению обстоятельств обманутый шут сам помогает похить собственную дочь, а когда понимает это, ничего сделать не может, только отомстить. И никакие мольбы Джильды не могут заставить его отказаться от «вендетты», благо на пути появляется наемный убийца Спарафучиле (Сергей Тарасов, бас). Он с помощью красавицы-сестры Маддалены (заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано) заманивает жертву в дом и лишает жизни.

Как дальше развивались события можно узнать из пьесы В.Гюго или из оперы Дж.Верди, мне же хочется немного больше внимания уделить солистам. Герцог в исполнении Нурлана Бекмухамбетова – настоящий молодой красавец, прожигатель жизни, не задумывающийся о последствиях, но вызывающий симпатию. Галина Королева показала юную Джильду трогательной, ранимой, доброй и бесконечно одинокой девушкой, готовой на все ради любви. Маддалена Александры Саульской-Шулятьевой – роковая красавица, отказать которой кавалеру просто не возможности, своенравная и беспринципная. Все артисты обладают сильными и красивыми голосами, виртуозным вокальным мастерством и драматическим талантом. Очень красиво и слаженно звучат дуэты, квартет и хор. Но главный герой спектакля, несомненно, Борис Стаценко. То, что он обладает великолепным баритоном, факт давно известный, но наполнить таким драматизмом партию Риголетто вряд ли по силам большинству великих певцов. От ненависти – к любви, от любви – к гневу, от гнева – к мольбе, от мольбы – к отчаянию… Его герой вызывал то неприязнь, то жалость, то сострадание. Ненависть к людям, порожденная их же ненавистью, злобой, бездушием, выжгла героя изнутри, не оставив ни малейшей надежды на счастье.

Что еще можно сказать? Браво! Брависсимо!

Марина Айриянц

еще рецензия на этот спектакль

Категория: Театр » Музыкальный театр