интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Новые грани творчества Верди

 
 
 

Новые грани творчества Верди

Автор: Ольга Пурчинская от 6-02-2014, 05:00, посмотрело: 3012

Что вам известно о Джузеппе Верди? Уверена, многие ответят на этот вопрос, не задумываясь ни на секунду. Итальянский композитор XIX века, автор почти 30 (точнее, 29) опер. Среди его произведений – признанные шедевры мирового музыкального театра, неоднократно ставившиеся на самых знаменитых площадках планеты. «Травиата», «Риголетто», «Отелло», «Трубадур», «Дон Карлос», «Разбойники»… Этот список можно продолжать до бесконечности.

Но не оперой единой жил великий итальянец. На протяжении своего не самого короткого жизненного пути Верди писал песни. В рамках празднования 200-летия со дня рождения Маэстро московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова представил концертную программу «Все песни Верди». По словам автора художественного слова, ведущего концерта Михаила Сегельмана, это – «попытка раскрыть слушателям малоизвестные страницы творчества композитора, чтобы полнее воссоздать многообразный мир великого итальянца».

Многие миниатюрные, камерные произведения стали своего рода предшественниками опер, в каждой из которых узнается почерк великого Мастера с самой первой ноты увертюры. А что же песни? Это своеобразные этюды, наброски, на основе которых создавалась впоследствии более крупная форма. «Нутро» этих опусов очень похоже, а «внешняя оболочка» различается. Но только лишь на первый, поверхностный взгляд. Стоит только вдуматься, вчитаться, вслушаться, как тут же проявятся эскизы первоисточника, черновика, наброска.

Один из самых популярных жанров камерной музыки – романс, то есть вокальное сочинение, написанное на основе небольшого стихотворения. Тематика текста лирическая, чаще всего – любовная. Камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Все песни Верди исполняли: Екатерина Миронычева (сопрано), лауреат Премии города Москвы Георгий Фараджев (тенор), лауреат Международных конкурсов Василий Ладюк (баритон) и лауреат Международного конкурса Максим Кузьмин-Караваев (бас). Инструментальное сопровождение обеспечил лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой Дмитрий Сибирцев (рояль).

В программе концерта звучали, главным образом, романсы. Два ярких цикла, включающих в себя по 6 вокальных миниатюр этого жанра, написаны композитором в 1838 и 1845 годах. Литературную основу их составляют произведения знаменитых итальянских поэтов (к сожалению, широкую известность в нашей стране эти стихи пока не получили) Я.Витторелли, Т.Бьянки, К.Анжиолини, А.Маффеи, С.М.Маджони и Ф.Романи.

Первый цикл (1838) буквально пронизан душевной болью и страданием. «Жестокая! Ты должна была помочь мне, когда влачил я жизнь в тревоге и тоске» - восклицает дух уже умершего героя романса «Non t’accostare all’urna» («Не стой подле урны с прахом моим»). Василий Ладюк и Дмитрий Сибирцев передали еще живущие эмоции, помноженные уже на утомление отошедшего в мир иной человека, которому уже не нужно внимание той, кого, возможно, он любил, пока его существование на Земле не прекратилось. А сейчас, когда она опомнилась, стало слишком поздно.

Смерть – это трагедия. Для тех, кто остается жить. Но у представителей католического мира, в частности, итальянцев, взгляд на нее в значительной степени опровергает этот тезис. Текст опуса «More, Elisa, lo stanco poeta» («Умирает, Элиза, утомленный поэт») настраивает на позитивный лад. Поэт просит: «Дар сей последний прими без безумных страданий, без слез, лишь слезинку одну дорогую на прощание мне подари». Мягкий, деликатный баритон Василия Ладюка словно сглаживает ту острую боль, которую наверняка вызывает смерть поэта в душе и сердце Элизы.

«Как на заброшенной клумбе, лишенной росы, под солнцем палящим потух слабый нарцисс». Смерть возлюбленной поэта (Я.Витторелли), некоей Ирен, стала Музой, вдохновившей на создание стихотворения, послужившего литературной основой романса «In solitaria stanza» («В безлюдной комнате»). Голос Максима Кузьмина-Караваева буквально пропитан болью, страданием человека, потерявшего свою любовь. За душу берет фраза «Я под грузом печали бреду по далеким тропам и кричу так, что камни могу размягчить».

Тяжела (да что там, трагична!) судьба героя камерной истории под названием «Nell’orror di note oscura» («В ужасе ночи темной»). Василий Ладюк проживает боль человека, чья возлюбленная навек отдала свое сердце другому. Страшны последние слова персонажа: «Пусть проклята будет память о той, что его предала». А дальше что? Скорее всего, трагическое завершение жизненного пути. Чем не оперная ария? С типичной для Италии жестокой развязкой.

«Perduta ho lo pace» («Покоя нет») и «Deh, pietoso, oh Addolorata» («Скорбя, страдая, о мать святая»). Тексты для этих двух романсов написал знаменитый немецкий романтик И.В.Гете. Впоследствии они были переведены на итальянский язык Л.Балестри, и теперь опусы «говорят» на родном языке Верди. Душевное смятение Маргариты (Греты), героини «Фауста», передает Екатерина Миронычева. Ее нежное, изысканное сопрано, словно, создает эффект преломления солнечных лучей сквозь наворачивающиеся слезы.

Второй цикл вокальных миниатюр Верди появился в 1845 году. Также, как и предыдущий, он состоит из шести романсов. В этих произведениях налицо тема торжества души и чувства.

«Я люблю тот час, когда уходит день… В этот час сердце вспоминает счастливые годы». Герой опуса «Il tramonto» («Закат») вкладывает в прекрасное явление природы и буквальный, и переносный смысл. Нежный, певучий, словно пьянящий голос Георгия Фараджева, говорящего его устами, общается с той, которая была всех милей и прекрасней (а как еще может быть, если речь идет о возлюбленной героя, пускай даже уже давно оставившей этот мир?). Пожилой человек сильно устал от жизни («…желание следовать по бесконечной золотой тропе непременно приведет мою уставшую жизнь в тихую гавань»). А дальше что? Хочется верить, что менестрель скоро встретится с той, которую он всегда любил, и души их обретут, наконец, заслуженный покой.

«Кто мой отец, где родина моя» - вопросы, которые, возможно, интересуют многих людей, чья жизнь – вечная дорога. Например, цыган. Вторая песня цикла так и называется – «La zingara» («Цыганка»). Эта героиня Екатерины Миронычевой не имеет ничего общего с самой известной вердиевской Азученой (опера «Трубадур», цыганка в конце сходит с ума, осознав весь масштаб своего поступка – она по ошибке бросила в огонь свое дитя). Здесь перед нами – молодая девушка, имени не имеет. Она беспечна, весела и верит в светлое будущее («Какую бы тропу судьба не указала, найду улыбку и найду любовь»). Возможно, таким оно у нее и будет. Хотя, конечно, судьбы цыган исторически складывались не слишком благополучно.

«Прекрасный свет любви», «Жемчужина небес»… Как вы думаете, о ком это? Точнее, о чем? Это – посвящение Звезде. Романс так и называется – «Ad una stella» («К звезде»). Герой (Максим Кузьмин-Караваев) обращается к далекому светилу, к той, которая буквально притягивает к себе усталые человеческие души. И теперь они могут улететь «из своей земной тюрьмы» навстречу «дивному сиянию».

Герой следующей песни – трубочист (Георгий Фараджев), или «Lo spazzacamino». Это веселый, неунывающий человек, готовый избавить всех от пожара «за гроши». Он – трудяга, не имеющий врагов. И только ребятишки боятся его, такого черного, измазанного с ног до головы в саже.

Совсем другое настроение создает влюбленный, страдающий от силы своего чувства (Георгий Фараджев). Он открывает своей любимой «Тайну» («Il mistero»). Внешне спокойный, герой чувствует «в душе – смятенье». Главный вывод, который можно сделать из секрета таков: «…ведь любовь сама себя питает, попав в благородное сердце». Вряд ли есть много вариантов контраргументов, которыми можно было бы этот тезис оспорить.

Вы знаете, что такое «Brindisi»? Это застольная песня. Один из самых знаменитых представителей этого жанра «обитает» в опере Верди «Травиата». Но это – не единственный «тост» от великого Маэстро. Цикл «Шесть романсов» 1845 года завершает «Застольная». Существует две редакции этого произведения. Первая – для сопрано (Екатерина Миронычева), вторая – для тенора (Георгий Фараджев). «Налейте мне вина, оно отрада сердцу». Эта фраза заканчивает почти все строфы опуса. А на ум сразу приходит другая, очень хорошо известная «In vino veritas» («Истина в вине»). Может, иногда действительно стоит расслабиться, выпить бокал вина и настроиться на философскую «волну»?

Помимо циклов, Верди писал и отдельные камерные произведения. В 1839 году вышло сразу две песни. «La seduzione» («Обольщение») на слова Л.Балестры. Герой (Максим Кузьмин-Караваев) – сторонний наблюдатель. Коварный обольститель влюбил в себя юную прекрасную девушку. А потом «он ее совратил! И обручального кольца тщетно ждала бедняжка». Дальнейшее развитие событий, скорее всего, послужил сюжетом для оперы. «А плод коварного предательства был погребен с ней рядом».

Тогда же, в 1839 году, появилась песня «L’esule» («Изгнанник»), написанная на стихи Т.Солеры. Герой произведения – изгнанник (Василий Ладюк), человек, который «обречен на слезы» даже в самой прекрасной, радостной стране, где даже «небеса и земля улыбаются чарам природы». Боль, отчаяние, одиночество сейчас переполняют одинокого человека. А ведь так было не всегда, когда-то и он был счастлив. Тогда и этот персонаж видел невероятные красоты природы и окружающего мира. Но теперь все совсем иначе. И остается лишь одно – смерть. Так что все тяжелые чувства в итоге оборачиваются осознанием неизбежности. Не удивительный конец для романтического героя!

«Родина, которую я защищал, меня теперь позабыла». Эта печальная участь настигла старого солдата, ставшего в итоге нищим (песня «Il poveretto» написана в 1847 году, автор стихов не известен). Герой опуса (Максим Кузьмин-Караваев) страдает от голода. А ведь раньше все было по-другому! Будучи военным, он «пересек и море, и сушу», и уж точно был обеспечен жизненно необходимым пропитанием! Военный пенсионер, не имеющий теперь возможности заниматься тем, что давалось в молодости, стал никому не нужен. Горько слушать исповедь бедняка, заканчивающуюся словами: «Родина, которую я защищал, меня позабыла».

В 1869 году на стихи неизвестного автора была положена песня, получившая название «Сторнелло» (итальянская национальная песня, берущая свое начало от рифмованных половиц). Герой опуса (Василий Ладюк) явно разлюбил свою возлюбленную и теперь хочет с ней расстаться («Ты делаешь, что хочешь, и я тоже. Ты свободна от меня, каждый сам по себе»). Прошла любовь, погасло пламя всепоглощающей страсти. А не лучше ли для обоих в этом случае разойтись полюбовно? «…Я больше не плачу, когда ты далеко от меня…». Они – совсем разные люди, общего между ними ничего не осталось: «Ты – служанка всем, я не служу никому». Противоположности притягиваются? Возможно! Но будут ли они счастливы? Не факт! Тем более в ситуации, когда не осталось даже взаимной симпатии.

Вам нравится религиозная музыка? И в этом случае творчество Верди может вас заинтересовать. Знаменитая молитва «Ave Maria» была написана композитором на позднем этапе, в 1881 году. «Ангельское приветствие», как еще называют это произведение, исполнила Екатерина Миронычева. Нежные звуки ее голоса настраивают на духовный лад и заставляют вспомнить, что первая строка молитвы представляет собой приветствие Деве Марии, произнесенное Архангелом Гавриилом в день Благовещения.

Многочисленное музыкальное наследие Верди дало богатый простор для творчества огромному количеству музыкантов. Так, знаменитый итальянский кларнетист Луиджи Басси создал концертную фантазию на оперу «Риголетто». В концерте «Все песни Верди» ее исполнили заслуженный артист России Борис Сокол (кларнет) и Дмитрий Сибирцев (рояль). В уникальном произведении удивительно гармонично сплелись воедино все центральные образы знаменитой трагедии: и распутный Герцог, и нежная, романтичная Джильда, и несчастный горбун Риголетто, любящий свою юную дочь и ненавидящий двор, при котором вынужден служить.

Эмануэле Кракамп написал фантазию на темы из не менее знаменитой оперы Верди «Травиата» для нескольких флейт. Клавир этого произведения не позволяет доподлинно определить, для скольких именно инструментов написан этот опус. В «Новой Опере» его исполнило трио флейтистов, лауреатов Международных конкурсов: Юрий Прялкин, Петр Сенин и Сергей Гречаников. Вместе с Дмитрием Сибирцевым они нарисовали прекрасный портрет молодой женщины, дамы полусвета, готовящейся к приему гостей. Она в отличном настроении, словно бабочка, порхающая на воле в теплый, солнечный летний денек. И совершенно не угадывается, что всего через несколько месяцев жизнь этого эфемерного создания оборвет тяжелейшая болезнь.

В 40 годах ХХ века в СССР вышел на экран музыкальный комедийный фильм «Антон Иванович сердится». Главный герой картины, профессор Московской консерватории, фанатично влюбленный в «серьезную», камерную музыку, категорически не признавал творчество Верди. В одной из сцен он бросил презрительно: «Верди! Этот шарманщик!». Как жаль, что уважаемый музыкант-органист не мог увидеть концертную программу «Все песни Верди», ведь там он смог бы убедиться, насколько разноплановым композитором был великий итальянец и что человек с любым вкусом и музыкальными запросами сможет найти в богатейшем культурном наследии что-то, целиком и полностью удовлетворяющем его требованиям.

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр