интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Это перед Чичиковым шляпу все снимают?

 
 
 

Это перед Чичиковым шляпу все снимают?

Автор: Дарья Казарихина от 17-01-2013, 00:53, посмотрело: 2600

Человек умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль


Неслучайно в эпиграфе мной затронута тема доброты. Для Василия Шукшина, чьи рассказы легли в основу спектакля «Космос» Театра Стаса Намина, доброта – основополагающий фактор всего на земле, неотъемлемая часть человека, в том числе – художника. Через ту доброту, что есть в человеке, происходит его душевное очищение и становление как личности. К этой мысли Василий Шукшин в частности обращен в рассказах-основе спектакля «Забуксовал», «Светлые души», «Космос, нервная система и шмат сала», «Сураз», «Верую» и «Гена Пройдисвет». Тема поиска человеком своего места в мире, бесконечного как просторы космоса, объединяет рассказы в спектакль.

Вместе с писателем режиссер постановки Сергей Красноперец задумывается над бессмертием души и судьбами России, над ее прошлым и будущим. Герои спектакля читают «Мертвые души» и с ужасом и болью за великую страну познают для себя страшные истины. Так, в рассказе «Забуксовал» герой Константина Муранова, вчитываясь в строки: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади», ужасается, вспомнив, кого везет тройка, кто ей управляет. Чичиков! Лжец и прохиндей! Какой искренней тревогой за родину и болью сжимается сердце простого деревенского мужика от осознания горькой истины.

В русской литературе часто встречались герои, раздираемые внутренними противоречиями, интеллигенты, глубоко мыслящее население. Шукшин же представляет нам другого героя - деревенского мужика. На этом фоне мы ярко видим разность в образовании, уровне культурного развития, но вот общечеловеческие вопросы, желание постигнуть истины, понять суть бытия присущи всем людям без исключения. Очень показателен в этом плане рассказ «Космос, нервная система и шмат сала». На сцене два персонажа – студент медицинского ВУЗа Юрка и простой деревенский старик, любитель выпить, не скрывающий своего грешка. Перед нами раскрывается вечная тема спора поколений. Дед и студент ищут каждый свою правду. И оба находят ее. Юрка постигает медицинскую науку, пытаясь одновременно разгрызть хлебный сухарь. А дед знакомит его со своей наукой, представленной знатным куском сала, сделанным «по технологии, которую соблюдать уметь надо». Юрка даже не вступает в спор об этом, только с удовольствием принимает от деда угощение.

Как обычно, декораторы Театра Стаса Намина стремятся оставить все внимание на действии – сцена не полна декорациями. Атмосфера создана с помощью проектора, транслирующего изображения рисунков в стиле наив художницы Екатерины Медведевой. Особого внимания заслуживает музыкально оформление спектакля. Близкие деревенскому жителю фольклорные песнопения представлены в рок - обработке Стаса Намина и Сергея Старостина, что звучит весьма пикантно и необычно.

Небольшие по объему, но такие глубокие и поистине философские рассказы заставляют зрителя задуматься о своей стране, малой родине и роли человека, песчинки в космосе, для этого мира.

Дарья Казарихина

Категория: Театр » Драма