Космос – огромное пространство, состоящее из множества планет и звезд. Но человеческая душа – тоже своеобразный «космос», в ней обитает масса вопросов и противоречий, боли и мудрости. Об этом задумались в театре Стаса Намина и поставили спектакль о русской душе по рассказам Василия Шукшина.
Особенность рассказов Шукшина в том, что он находит в бытовых мелочах второй план, общечеловеческий, космический по своим масштабам.
В рассказе «Забуксовал», например, перед нами обычная ситуация: Роман Звягин (Константин Муранов) наблюдает, как его сын (Владимир Филиппов) учит отрывок из «Мертвых душ». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади» - снова и снова повторяет сын. А в это время Роман делает открытие: «А кого мчит тройка-Русь? Чичикова! Шулера, проходимца!». Появившийся за его спиной нарисованный Гоголь загадочно подмигивает зрительному залу.
Следующая сценка – «Светлые души» - самая трогательная. Михайло Беспалов (Дмитрий Кобяков) не был дома полторы недели – возил зерно из далеких глубинок. И вот, наконец, вернулся домой, к жене (Вера Зудина). Но его мыли полностью заняты сломанной машиной, он то сливает из нее воду, то разбирает карбюратор. А жена ревнует, обижается, но прощает. И дело тут совсем не в сломанной машине, перед нами космическая по своим масштабам проблема невнимательности к близкому, человеческого непонимания.
В рассказе «Космос, Нервная система и шмат сала» показаны отношения деда Наума (Александр Мазуренко) и внука Юрки (Иван Федоров). У них – вечная проблема «отцов» и «детей». Юрка усердно учится, хочет стать хирургом, а дед считает, что «неча читать, вранье одно». И каждый из них по-своему прав. И Юрка, стремящийся к прогрессу, и дед: не всем надо учеными становится, кто-то должен и свиней разводить.
Если первая часть спектакля была относительно легкая и бытовая, то финал оказался очень тяжелым – в нем звучали вопросы религии и веры, жизни и смерти. «Говорят, Есенин мало пожил, ровно с песню. А если б эта песня была чуть длиннее, она бы не была такой щемящей» - дает зрителям повод для размышлений один из героев рассказа «Верую».
Рассказы Шукшина полны подробностей деревенской жизни, и эта же атмосфера чувствуется в спектакле. Ее создают звучащие в спектакле народные песни, прекрасные костюмы и рисунки художницы Кати Медведевой, на фоне которых происходит действие. И, конечно, эту атмосферу создают актеры: они прекрасно поют, отлично танцуют и просто потрясающе играют.
Спектакль отправляет в бесконечные, как космос, раздумия о смысле жизни и роли человека в обществе.
Мария Ипполитова
Особенность рассказов Шукшина в том, что он находит в бытовых мелочах второй план, общечеловеческий, космический по своим масштабам.
В рассказе «Забуксовал», например, перед нами обычная ситуация: Роман Звягин (Константин Муранов) наблюдает, как его сын (Владимир Филиппов) учит отрывок из «Мертвых душ». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади» - снова и снова повторяет сын. А в это время Роман делает открытие: «А кого мчит тройка-Русь? Чичикова! Шулера, проходимца!». Появившийся за его спиной нарисованный Гоголь загадочно подмигивает зрительному залу.
Следующая сценка – «Светлые души» - самая трогательная. Михайло Беспалов (Дмитрий Кобяков) не был дома полторы недели – возил зерно из далеких глубинок. И вот, наконец, вернулся домой, к жене (Вера Зудина). Но его мыли полностью заняты сломанной машиной, он то сливает из нее воду, то разбирает карбюратор. А жена ревнует, обижается, но прощает. И дело тут совсем не в сломанной машине, перед нами космическая по своим масштабам проблема невнимательности к близкому, человеческого непонимания.
В рассказе «Космос, Нервная система и шмат сала» показаны отношения деда Наума (Александр Мазуренко) и внука Юрки (Иван Федоров). У них – вечная проблема «отцов» и «детей». Юрка усердно учится, хочет стать хирургом, а дед считает, что «неча читать, вранье одно». И каждый из них по-своему прав. И Юрка, стремящийся к прогрессу, и дед: не всем надо учеными становится, кто-то должен и свиней разводить.
Если первая часть спектакля была относительно легкая и бытовая, то финал оказался очень тяжелым – в нем звучали вопросы религии и веры, жизни и смерти. «Говорят, Есенин мало пожил, ровно с песню. А если б эта песня была чуть длиннее, она бы не была такой щемящей» - дает зрителям повод для размышлений один из героев рассказа «Верую».
Рассказы Шукшина полны подробностей деревенской жизни, и эта же атмосфера чувствуется в спектакле. Ее создают звучащие в спектакле народные песни, прекрасные костюмы и рисунки художницы Кати Медведевой, на фоне которых происходит действие. И, конечно, эту атмосферу создают актеры: они прекрасно поют, отлично танцуют и просто потрясающе играют.
Спектакль отправляет в бесконечные, как космос, раздумия о смысле жизни и роли человека в обществе.
Мария Ипполитова