Название: «Верую!»
Страна: Россия
Дата релиза: 2009 год
Продолжительность: 91 минута
Режиссер-постановщик: Лидия Боброва
В ролях: Александр Аравушкин, Ирина Основина, Юрий Жигарьков, Сергей Амосов, Федор Ясников, Александр Федоров, Юрий Качалов
24 июня в рамках 32 Международного Московского Кино Фестиваля в Доме Кино прошёл показ фильма "Верую!" режиссёра Лидии Бобровой по мотивам рассказов В.М. Шукшина.
Идея фильма, признаётся Лидия Алексеевна, зародилась в далёком 1974 году, но решение снять картину было принято в 2009 году, когда в прокат вышло огромное количество фильмов о России. В своей картине режиссёр хотела передать нежность к народу, которую можно встретить в произведениях Шукшина.
Юбилей Гоголя и Шукшина, считает Лидия Алексеевна, совпали не случайно, и им она посвятила свой фильм.
"Верую!" снят по мотивам трёх рассказов Шукшина: "Верую!", "Забуксовал" и "Залётный".
Действие фильма происходит в деревне, где люди не привыкли к лицемерию, неискренности или подлости. Это простые, добрые люди, которые из года в год занимаются одними делами. Но именно это – обыденность, зацикленность – заставляет главного героя Максима Ярикова искать утешения в алкоголе. Его жена – почтенная матрона, его сын – школьник, который учится в школе и зубрит наизусть отрывок из гоголевских "Мёртвых душ".
В каком-то странном порыве озарения, Максим вдруг задаётся вопросом, который никогда не задавали себе школьники и учёные, специализируются на творчестве Гоголя.
Максим не задаётся вопросом "Куда ты несёшься, птица-тройка"? Его волнует другое.
"Мчимся-то мчимся, но кого мчим-то?"
За ответом он обращается к школьному учителю, но сталкивается с закостенелостью мышления человека, призванного развивать детей. Его собеседник смеётся над идеей Максима, думая, что это очередной пьяный бред.
Односельчане не понимают метаний Ярикова, занятые своими повседневными делами. Даже его жена не понимает, почему мужа волнует, что их сын Валерка похож на отца, а его дети будут похоже на него и ничего нового не будет. Она всё просто объясняет – это нужно, чтобы жизнь не кончалась. А рассуждения о душе вызывают только косые взгляды и саркастические замечания.
В сцене размышлений за стаканом спирта приезжий поп пытается объяснить Максиму, почему у него болит душа. Из его уст звучит красивая метафора о том, что в стаканах спирта таится попытка вычерпать океан сомнений и докопаться до дна, где лежит ответ. И не менее интересная теория о том, что Бог есть жизнь, за что его и лишили сана. В пьяном бреду многое можно сказать, но поп искренне верит в жизнь, искренне верит в "бег" всех народов в неизвестность. И от осознания своей слабости ( болезни лёгких) ему становится больно до слёз. Но он верует, к чему призывает и Максима.
Сонное царство деревни неожиданно беспокоит приезд «залётного» - художника Александра, который знает, что скоро умрёт из-за оторвавшегося тромба. Именно он показывает главному герою красоту мира вокруг него, которую до этого он мало замечал в повседневных заботах. Но у жены Александр, которого она даже не по имени называет, а кличет "залётным", вызывает раздражение и ревность, потому что всё внимание и свободное время Максим тратит на общение с художником. Ей трудно понять, каково это – найти родственную душу в глухом уголке необъятной страны. И именно её злое поведение оказывается тем последним камушком, который сдвигает лавину болезни, и вскорости Александр умирает почти на руках у Максима.
В конце между мужем, стремящемся к истине и развитию, и женой, чьи заботы замкнуты только на хозяйстве, устанавливается абсолютное отчуждение, которое лишь подчёркивает разницу между разными мирами этих людей.
"Верую!" - сложный фильм, в котором поднимаются вопросы, волнующие любого человека, задумывающегося о судьбе русского народа.
Что есть Бог? Что ждёт нас в будущем? Почему болит душа? – через эти вопросы проходил каждый, каждый находил свои ответы, но не всегда удовлетворялся ими. И метания Максима Ярикова понятны и вызывают эмоциональный отклик у любого, кто посмотрел фильм.
При всём отчаянии своего положения «белой вороны», при всей безнадёжности своего существования, Максим верит. Верит в народ, в Бога, в судьбу. Он стремится к ним, стараясь выйти из рамок обыденности. Его учителя на этом пути – поп и Александр, познали мир через физические и моральные страдания. Одного лишили за это сана, другого лишили имени, назвали "залётным" и считали только чужаком.
Когда кто-либо выходит за рамки привычного, не только в деревне, но и в городе его могут отторгнуть, не принять и не понять. Но в системе деревни это более искреннее, более жестоко и намного быстрее.
При всей сложности отношений героев в фильме, в нём есть место и классическому народному юмору, понятному каждому, и кристальная искренность в действиях героев, изображённая прекрасной игрой актёров.
В самом начале фильма нам показывают сцену, где пьяный герой пытается убедить следователя, что он изобрёл вечный двигатель, но продал его в Америку. И зритель не может понять, правда ли он изобрёл вечный двигатель или нет, настолько искренни эмоции Ярикова. Он искренен и в своей угрозе попу, и в крике "Верую!". В своей печали, отчаянии, поисках Максим не думает о лжи, его душа не приемлет такое.
Оригинальная трактовка Гоголя, любовь к народу, вера в него, поиски правды – всё это вместе с сохранённым духом шукшинских рассказов полностью погружает в мир страждущего человека на его пути к той единственной истине, найдя которую он может воскликнуть: «Верую!».
P.S. После завершения показа в фойе вокруг Лидии Бобровой собралось много зрителей, желающих сказать ей лично «Спасибо» за этот фильм, и выражали восхищение фильмом, его идеей и игрой актёров. Возможно, это – лучшая похвала фильму и его режиссёру.
Ксения Нестерова
Страна: Россия
Дата релиза: 2009 год
Продолжительность: 91 минута
Режиссер-постановщик: Лидия Боброва
В ролях: Александр Аравушкин, Ирина Основина, Юрий Жигарьков, Сергей Амосов, Федор Ясников, Александр Федоров, Юрий Качалов
24 июня в рамках 32 Международного Московского Кино Фестиваля в Доме Кино прошёл показ фильма "Верую!" режиссёра Лидии Бобровой по мотивам рассказов В.М. Шукшина.
Идея фильма, признаётся Лидия Алексеевна, зародилась в далёком 1974 году, но решение снять картину было принято в 2009 году, когда в прокат вышло огромное количество фильмов о России. В своей картине режиссёр хотела передать нежность к народу, которую можно встретить в произведениях Шукшина.
Юбилей Гоголя и Шукшина, считает Лидия Алексеевна, совпали не случайно, и им она посвятила свой фильм.
"Верую!" снят по мотивам трёх рассказов Шукшина: "Верую!", "Забуксовал" и "Залётный".
Действие фильма происходит в деревне, где люди не привыкли к лицемерию, неискренности или подлости. Это простые, добрые люди, которые из года в год занимаются одними делами. Но именно это – обыденность, зацикленность – заставляет главного героя Максима Ярикова искать утешения в алкоголе. Его жена – почтенная матрона, его сын – школьник, который учится в школе и зубрит наизусть отрывок из гоголевских "Мёртвых душ".
В каком-то странном порыве озарения, Максим вдруг задаётся вопросом, который никогда не задавали себе школьники и учёные, специализируются на творчестве Гоголя.
Максим не задаётся вопросом "Куда ты несёшься, птица-тройка"? Его волнует другое.
"Мчимся-то мчимся, но кого мчим-то?"
За ответом он обращается к школьному учителю, но сталкивается с закостенелостью мышления человека, призванного развивать детей. Его собеседник смеётся над идеей Максима, думая, что это очередной пьяный бред.
Односельчане не понимают метаний Ярикова, занятые своими повседневными делами. Даже его жена не понимает, почему мужа волнует, что их сын Валерка похож на отца, а его дети будут похоже на него и ничего нового не будет. Она всё просто объясняет – это нужно, чтобы жизнь не кончалась. А рассуждения о душе вызывают только косые взгляды и саркастические замечания.
В сцене размышлений за стаканом спирта приезжий поп пытается объяснить Максиму, почему у него болит душа. Из его уст звучит красивая метафора о том, что в стаканах спирта таится попытка вычерпать океан сомнений и докопаться до дна, где лежит ответ. И не менее интересная теория о том, что Бог есть жизнь, за что его и лишили сана. В пьяном бреду многое можно сказать, но поп искренне верит в жизнь, искренне верит в "бег" всех народов в неизвестность. И от осознания своей слабости ( болезни лёгких) ему становится больно до слёз. Но он верует, к чему призывает и Максима.
Сонное царство деревни неожиданно беспокоит приезд «залётного» - художника Александра, который знает, что скоро умрёт из-за оторвавшегося тромба. Именно он показывает главному герою красоту мира вокруг него, которую до этого он мало замечал в повседневных заботах. Но у жены Александр, которого она даже не по имени называет, а кличет "залётным", вызывает раздражение и ревность, потому что всё внимание и свободное время Максим тратит на общение с художником. Ей трудно понять, каково это – найти родственную душу в глухом уголке необъятной страны. И именно её злое поведение оказывается тем последним камушком, который сдвигает лавину болезни, и вскорости Александр умирает почти на руках у Максима.
В конце между мужем, стремящемся к истине и развитию, и женой, чьи заботы замкнуты только на хозяйстве, устанавливается абсолютное отчуждение, которое лишь подчёркивает разницу между разными мирами этих людей.
"Верую!" - сложный фильм, в котором поднимаются вопросы, волнующие любого человека, задумывающегося о судьбе русского народа.
Что есть Бог? Что ждёт нас в будущем? Почему болит душа? – через эти вопросы проходил каждый, каждый находил свои ответы, но не всегда удовлетворялся ими. И метания Максима Ярикова понятны и вызывают эмоциональный отклик у любого, кто посмотрел фильм.
При всём отчаянии своего положения «белой вороны», при всей безнадёжности своего существования, Максим верит. Верит в народ, в Бога, в судьбу. Он стремится к ним, стараясь выйти из рамок обыденности. Его учителя на этом пути – поп и Александр, познали мир через физические и моральные страдания. Одного лишили за это сана, другого лишили имени, назвали "залётным" и считали только чужаком.
Когда кто-либо выходит за рамки привычного, не только в деревне, но и в городе его могут отторгнуть, не принять и не понять. Но в системе деревни это более искреннее, более жестоко и намного быстрее.
При всей сложности отношений героев в фильме, в нём есть место и классическому народному юмору, понятному каждому, и кристальная искренность в действиях героев, изображённая прекрасной игрой актёров.
В самом начале фильма нам показывают сцену, где пьяный герой пытается убедить следователя, что он изобрёл вечный двигатель, но продал его в Америку. И зритель не может понять, правда ли он изобрёл вечный двигатель или нет, настолько искренни эмоции Ярикова. Он искренен и в своей угрозе попу, и в крике "Верую!". В своей печали, отчаянии, поисках Максим не думает о лжи, его душа не приемлет такое.
Оригинальная трактовка Гоголя, любовь к народу, вера в него, поиски правды – всё это вместе с сохранённым духом шукшинских рассказов полностью погружает в мир страждущего человека на его пути к той единственной истине, найдя которую он может воскликнуть: «Верую!».
P.S. После завершения показа в фойе вокруг Лидии Бобровой собралось много зрителей, желающих сказать ей лично «Спасибо» за этот фильм, и выражали восхищение фильмом, его идеей и игрой актёров. Возможно, это – лучшая похвала фильму и его режиссёру.
Ксения Нестерова