26 и 27 ноября 2024 года на Новой сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова прошли премьерные показы спектакля «Ионыч». Постановка одноименного рассказа А.П.Чехова – это яркое действо с элементами хореографии в аскетичной цветовой гамме.
Режиссер-постановщик: Олег Долин.
Художник-постановщик: Максим Обрезков (Заслуженный художник России).
Художник по костюмам: Евгения Панфилова.
Художник по свету: Руслан Майоров.
Звукорежиссер: Николай Ларкин.
Помощники режиссера: Ирина Громова, Глеб Гервассиев.
В ролях:
Катя Туркина, она же «Котик» - Ася Домская;
Иван Петрович Туркин, ее отец – Александр Колясников;
Вера Иосифовна Туркина, ее мать – Мария Шастина;
Пава, камердинер в доме Туркиных – Егор Разливанов;
Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач – Юрий Поляк;
Графиня из романа: Ирина Смирнова;
Художник из романа: Павел Юдин;
В остальных ролях (гости, врачи, профессора и абитуриенты консерватории, родственники пациентов, завсегдатаи трактира, посетители кафе, могильщик, грузчики, уборщица, памятник Чайковскому, бабушка Туркина, девушки на кладбище и др.) – Альбина Абрамова, Владислава Басова, Анна Ляхова, Сергей Васильев, Марфа Пашкова, Владимир Симонов-младший.
Рассказ «Ионыч» Чехов написал в 1898 году. Впервые это сочинение было опубликовано на страницах сентябрьского номера журнала «Нива». Создавалось произведение после того, как автор вернулся домой, пройдя курс лечения на юге Франции. Работа проходила в промежутках между ежедневными заботами – постройкой и открытием новой школы, приемом гостей и др.
Сюжет сосредоточен вокруг семьи Туркиных. Это состоятельная ячейка общества, где каждый человек наделен каким-либо талантом. Так, глава клана, Иван Петрович, очень любит разыгрывать смешные сценки, травить байки и рассказывать анекдоты; его супруга Вера Иосифовна пишет повести и романы, а затем охотно делится плодами своего творчества с гостями; наконец, их дочь, юная барышня Катя (отец называет ее «Котик»), играет на фортепиано. Девушка обожает искусство, прежде всего музыку, которой хочет посвятить свою жизнь. В доме часто бывают гости, с удовольствием вкушающие не только домашние сладости, но и плоды таланта радушных хозяев. Однажды в гостях у Туркиных оказывается молодой человек по имени Дмитрий Ионыч Старцев – новый земский врач. Постепенно Катя и Дмитрий сближаются, кавалер чувствует, что влюбился. Однако, решившись на предложение, получает решительный отказ – девушка собирается в Москву, чтобы поступить в консерваторию, то есть сделать решительный шаг навстречу мечте. В следующий раз они встретятся спустя годы, и событие это будет полно неожиданностей.
Таковы краткие выжимки из сюжета. Новая сцена Вахтанговского театра оправлена в черный цвет. Мрачный? Скорее торжественный, не отвлекающий внимания от основного – от стремительно развивающейся драмы, трагедии на фоне смешного и комедии в пространстве грустного. Герои одеты в духе эпохи, цветовая гамма нарядов аскетичная, черно-белая. Все они находятся в постоянном движении. Динамика не ослабевает ни на минуту. Так, в бесконечном танце (или полете?) Катя, ее родители, Дмитрий Ионыч и другие действующие лица проживают долгие годы, меняя свое мировоззрение, добиваясь желанного или переживая тотальное разочарование.
Движение происходит в такт музыке. Звучат знаменитые мелодии разных эпох и поколений. Не меньше, чем декорации, они создают необходимые антураж и настроение. Праздник в доме Туркиных проходит под «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Сцена на кладбище решена очень интересно: повсеместно слышны голоса природы – шелест ветра, пение птиц, кваканье лягушек и др.
Легкость, грация и изящество удивительным образом перекликаются с глубиной, романтической одухотворенностью и внутренним надрывом. Таков словесный портрет Кати Туркиной в исполнении Аси Домской. Девушка находится в творческом полете, она мечтает стать большой артисткой, обожает музыку и хочет связать свою жизнь с этим видом искусства. Это ее душа, сердце и один из главных смыслов жизни. Не сумев воплотить заветное желание, она возвращается в родные края ни с чем. Однако даже неудачи не погасили внутренний огонек, героиня до самого финала получает удовольствие, дотрагиваясь до клавиш кончиками пальцев.
Дмитрий Ионыч (Юрий Поляк) – герой, который разительно меняется от эпизода к эпизоду. Молодой земский доктор приезжает в гости к семье Туркиных. Там он знакомится с Катей, которая производит на него серьезное впечатление. В следующий раз в имении появляется уже влюбленный кавалер, который очень ждет новых встреч. Новое посещение – и перед нами жених, который намерен просить руки возлюбленной. Получив отказ, Ионыч уезжает. Он делает неплохую карьеру: через несколько лет по приглашению Веры Иосифовны (Мария Шастина) и ее вернувшейся после серии неудач в Москве дочери в имение приезжает несколько потолстевший и изрядно разбогатевший человек. У него два дома, планируется к покупке третий. А вот новых романтических увлечений у Старцева больше нет. И не ожидается. После долгой разлуки кавалер уже не воспринимает хозяев как интересных, талантливых людей: его больше не восхищают ни опусы хозяйки дома, ни эмоциональные пассажи в исполнении ее дочери. Да и процесс лечения людей давно перестал увлекать Ионыча: даже в кабаке он не спешит помочь посетителю, которому стало плохо.
Движение в спектакле происходит повсеместно, в каждом эпизоде. Когда на одном из званых ужинов Вера Иосифовна читает свой новый роман, герои его оживают. Да-да, это не сказка, это театр! Здесь до того жившие только на книжных страницах Графиня (Ирина Смирнова) и Художник (Павел Юдин) обретают визуальный образ. Герои начинают двигаться, разговаривать, чувствовать. Это полноценные участники действия.
Все неловкие моменты, затянувшиеся ожидания, излишне долгое молчание пресекает на корню Иван Петрович Туркин (Александр Колясников). Радушный, хлебосольный хозяин старается разрядить обстановку каким-нибудь анекдотом, байкой или просто разыгранной сценкой. Часто ему в этом помогает камердинер Пава (Егор Разливанов).
Пока герои переживают личные драмы, жизнь вокруг них не останавливается ни на минуту. Поэтому в каждой сцене появляются разные интересные персонажи, от гостей в доме Туркиных до слуг и уборщицы, от врачей и пациентов до преподавателей и студентов консерватории, от посетителей городского ресторана до завсегдатаев сельского кабака. Всех этих людей играют молодые артисты, стажеры Вахтанговского театра Альбина Абрамова, Владислава Басова, Анна Ляхова, Сергей Васильев, Марфа Пашкова и Владимир Симонов-младший.
Непрерывность движения, отражающего течение жизни, подчеркивает отсутствие антракта. Спектакль в одном действии проходит быстро, стремительно, но оставляет глубокий след. Несмотря на аскетизм цветового решения, постановка раскрашивает все вокруг яркими красками, дарит живые эмоции и открывает новый угол, под которым можно взглянуть на классику русской литературы рубежа XIX-XX веков.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Театра имени Евгения Вахтангова
Режиссер-постановщик: Олег Долин.
Художник-постановщик: Максим Обрезков (Заслуженный художник России).
Художник по костюмам: Евгения Панфилова.
Художник по свету: Руслан Майоров.
Звукорежиссер: Николай Ларкин.
Помощники режиссера: Ирина Громова, Глеб Гервассиев.
В ролях:
Катя Туркина, она же «Котик» - Ася Домская;
Иван Петрович Туркин, ее отец – Александр Колясников;
Вера Иосифовна Туркина, ее мать – Мария Шастина;
Пава, камердинер в доме Туркиных – Егор Разливанов;
Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач – Юрий Поляк;
Графиня из романа: Ирина Смирнова;
Художник из романа: Павел Юдин;
В остальных ролях (гости, врачи, профессора и абитуриенты консерватории, родственники пациентов, завсегдатаи трактира, посетители кафе, могильщик, грузчики, уборщица, памятник Чайковскому, бабушка Туркина, девушки на кладбище и др.) – Альбина Абрамова, Владислава Басова, Анна Ляхова, Сергей Васильев, Марфа Пашкова, Владимир Симонов-младший.
Рассказ «Ионыч» Чехов написал в 1898 году. Впервые это сочинение было опубликовано на страницах сентябрьского номера журнала «Нива». Создавалось произведение после того, как автор вернулся домой, пройдя курс лечения на юге Франции. Работа проходила в промежутках между ежедневными заботами – постройкой и открытием новой школы, приемом гостей и др.
Сюжет сосредоточен вокруг семьи Туркиных. Это состоятельная ячейка общества, где каждый человек наделен каким-либо талантом. Так, глава клана, Иван Петрович, очень любит разыгрывать смешные сценки, травить байки и рассказывать анекдоты; его супруга Вера Иосифовна пишет повести и романы, а затем охотно делится плодами своего творчества с гостями; наконец, их дочь, юная барышня Катя (отец называет ее «Котик»), играет на фортепиано. Девушка обожает искусство, прежде всего музыку, которой хочет посвятить свою жизнь. В доме часто бывают гости, с удовольствием вкушающие не только домашние сладости, но и плоды таланта радушных хозяев. Однажды в гостях у Туркиных оказывается молодой человек по имени Дмитрий Ионыч Старцев – новый земский врач. Постепенно Катя и Дмитрий сближаются, кавалер чувствует, что влюбился. Однако, решившись на предложение, получает решительный отказ – девушка собирается в Москву, чтобы поступить в консерваторию, то есть сделать решительный шаг навстречу мечте. В следующий раз они встретятся спустя годы, и событие это будет полно неожиданностей.
Таковы краткие выжимки из сюжета. Новая сцена Вахтанговского театра оправлена в черный цвет. Мрачный? Скорее торжественный, не отвлекающий внимания от основного – от стремительно развивающейся драмы, трагедии на фоне смешного и комедии в пространстве грустного. Герои одеты в духе эпохи, цветовая гамма нарядов аскетичная, черно-белая. Все они находятся в постоянном движении. Динамика не ослабевает ни на минуту. Так, в бесконечном танце (или полете?) Катя, ее родители, Дмитрий Ионыч и другие действующие лица проживают долгие годы, меняя свое мировоззрение, добиваясь желанного или переживая тотальное разочарование.
Движение происходит в такт музыке. Звучат знаменитые мелодии разных эпох и поколений. Не меньше, чем декорации, они создают необходимые антураж и настроение. Праздник в доме Туркиных проходит под «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Сцена на кладбище решена очень интересно: повсеместно слышны голоса природы – шелест ветра, пение птиц, кваканье лягушек и др.
Легкость, грация и изящество удивительным образом перекликаются с глубиной, романтической одухотворенностью и внутренним надрывом. Таков словесный портрет Кати Туркиной в исполнении Аси Домской. Девушка находится в творческом полете, она мечтает стать большой артисткой, обожает музыку и хочет связать свою жизнь с этим видом искусства. Это ее душа, сердце и один из главных смыслов жизни. Не сумев воплотить заветное желание, она возвращается в родные края ни с чем. Однако даже неудачи не погасили внутренний огонек, героиня до самого финала получает удовольствие, дотрагиваясь до клавиш кончиками пальцев.
Дмитрий Ионыч (Юрий Поляк) – герой, который разительно меняется от эпизода к эпизоду. Молодой земский доктор приезжает в гости к семье Туркиных. Там он знакомится с Катей, которая производит на него серьезное впечатление. В следующий раз в имении появляется уже влюбленный кавалер, который очень ждет новых встреч. Новое посещение – и перед нами жених, который намерен просить руки возлюбленной. Получив отказ, Ионыч уезжает. Он делает неплохую карьеру: через несколько лет по приглашению Веры Иосифовны (Мария Шастина) и ее вернувшейся после серии неудач в Москве дочери в имение приезжает несколько потолстевший и изрядно разбогатевший человек. У него два дома, планируется к покупке третий. А вот новых романтических увлечений у Старцева больше нет. И не ожидается. После долгой разлуки кавалер уже не воспринимает хозяев как интересных, талантливых людей: его больше не восхищают ни опусы хозяйки дома, ни эмоциональные пассажи в исполнении ее дочери. Да и процесс лечения людей давно перестал увлекать Ионыча: даже в кабаке он не спешит помочь посетителю, которому стало плохо.
Движение в спектакле происходит повсеместно, в каждом эпизоде. Когда на одном из званых ужинов Вера Иосифовна читает свой новый роман, герои его оживают. Да-да, это не сказка, это театр! Здесь до того жившие только на книжных страницах Графиня (Ирина Смирнова) и Художник (Павел Юдин) обретают визуальный образ. Герои начинают двигаться, разговаривать, чувствовать. Это полноценные участники действия.
Все неловкие моменты, затянувшиеся ожидания, излишне долгое молчание пресекает на корню Иван Петрович Туркин (Александр Колясников). Радушный, хлебосольный хозяин старается разрядить обстановку каким-нибудь анекдотом, байкой или просто разыгранной сценкой. Часто ему в этом помогает камердинер Пава (Егор Разливанов).
Пока герои переживают личные драмы, жизнь вокруг них не останавливается ни на минуту. Поэтому в каждой сцене появляются разные интересные персонажи, от гостей в доме Туркиных до слуг и уборщицы, от врачей и пациентов до преподавателей и студентов консерватории, от посетителей городского ресторана до завсегдатаев сельского кабака. Всех этих людей играют молодые артисты, стажеры Вахтанговского театра Альбина Абрамова, Владислава Басова, Анна Ляхова, Сергей Васильев, Марфа Пашкова и Владимир Симонов-младший.
Непрерывность движения, отражающего течение жизни, подчеркивает отсутствие антракта. Спектакль в одном действии проходит быстро, стремительно, но оставляет глубокий след. Несмотря на аскетизм цветового решения, постановка раскрашивает все вокруг яркими красками, дарит живые эмоции и открывает новый угол, под которым можно взглянуть на классику русской литературы рубежа XIX-XX веков.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Театра имени Евгения Вахтангова