27 и 28 февраля 2021 года на Исторической сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова проходят премьерные показы спектакля «Король Лир». Одну из самых пронзительных, глубоких трагедий Уильяма Шеспира (перевод Бориса Пастернака) поставил главный режиссер театра Юрий Бутусов.
Художник-постановщик: Максим Обрезков (Заслуженный художник России).
Художник по свету: Александр Сиваев.
Ассистент художника по свету: Александр Матвеев.
Балетмейстер: Николай Реутов.
Звукорежиссер: Максим Мирный.
Помощники режиссера: Евдокия Прошакова, Ирина Громова.
В ролях:
Лир, король Британии: Артур Иванов;
Граф Глостер: Виктор Добронравов (Заслуженный артист России);
Эдмонд, внебрачный сын Глостера: Сергей Волков;
Эдгар, сын Глостера: Василий Симонов;
Граф Кент: Валерий Ушаков;
Корделия, младшая дочь Лира / Шут: Евгения Крегжде;
Регана, средняя дочь Лира: Ольга Тумайкина (Заслуженная артистка России);
Гонерилья, старшая дочь Лира: Яна Соболевская;
Освальд, дворецкий Гонерильи: Юрий Цокуров;
Француз, муж Корделии: Юрий Поляк;
Корнуэл, муж Реганы: Ян Гахарманов;
Герцог Бургундский: Денис Бондаренко;
Альбани, муж Гонерильи: Владимир Логвинов.
В спектакле звучат сонеты Уильяма Шекспира в переводе Самуила Маршака.
Уильям Шекспир - классик европейской литературы, его драматургия ежегодно выдерживает новые постановки огромного количества театров по всему миру. В чем секрет такой популярности британского автора? В невероятной свежести тех проблем, которые он поднимал в своих сочинениях, их непроходящей актуальности.
«Король Лир» - трагедия, сюжет которой основан на вечном, как само человечество, конфликте «отцов и детей», старшего и младшего поколений, имеющих разные взгляды на жизнь, экономику, политику, культуру, искусство. Молодые и зрелые люди порой опираются на свои, не понимаемые и не принимаемые другими, моральные нормы и семейные ценности. Такова, по сути, база одной из самых пронзительных пьес классика британской драматургии.
Вот что говорит о своем «Короле Лире» режиссер-постановщик Юрий Бутусов:
«Я думаю, сейчас время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых «звуков», «смыслов», новая Буря…».
Автор этих строк определяет для себя жанр спектакля как кровавый триллер с элементами карнавала. Действо захватывает с первых секунд и не отпускает до самого конца. Даже в антракте в легендарном зале вахтанговского театра не наблюдается привычного оживления: глубоко задумавшиеся зрители осмысливают только что увиденное. Напряжение нарастает с каждой минутой, кульминация наступает в финале. Вот он - ожидаемый, желанный катарсис, необходимое внутреннее очищение через страдание.
Когда поднимается занавес, зрители попадают в огромный тронный зал. Здесь можно увидеть весь цвет британской монархии XI века до нашей эры: короля Лира, его дочерей, их супругов и ближайшее окружение. Обстановка на торжественном собрании, мягко говоря, не отличается дружелюбностью. Скорее, на сцене все охвачено предчувствием назревающей войны. В образах персонажей присутствуют элементы стиля ветхозаветных времен, но аскетичная цветовая гамма (черный, белый, красный) добавляет в них средневековые готические или современные фантасмагорические элементы.
Юрий Бутусов - мастер ярких аудиовизуальных эффектов, сосредотачивающих внимание зрителей на том или ином повороте сюжета. В «Короле Лире» все важные сцены завершаются оригинальными интермедиями (правда, вопреки классическому определению, вставки эти носят отнюдь не легкий, комический характер) с громкой, тяжелой музыкой, гипнотизирующими танцевальными движениями, впечатляющими световыми пассажами. В этом мастеру и артистам помогают предметы реквизита - дискотечные и воздушные шары, исполинские чайки, зеркала, доски и многое другое. Такие необычные вставки помогают почувствовать внутреннее состояние центральных персонажей. Красочные «подвижные иллюстрации» напоминают карнавал на крови. Это и необратимые изменения в сознании короля Лира, и светлая душа Корделии, и мрачная сущность Реганы, Гонерильи и их мужей, и дворцовые интриги, и война.
У каждой интермедии своя уникальная звуковая палитра. Она завораживает, гипнотизирует, настраивает и концентрирует. Мерные, ритмичные танцы показывают движение раненого тела, страдания надломанной души, смещение поврежденного рассудка. В ансамбле доминирует труба. Виртуозное владение медным духовым инструментом демонстрирует Юрий Цокуров.
Заглавный персонаж в исполнении Артура Иванова в течение спектакля проходит тяжелейший путь от бодрого, полного сил, властного господина до глубоко несчастного, одинокого старца, потерявшего все - власть, свободу, здоровье, любовь и уважение родных и близких. По ходу действа меняется все - голос (а это средство сценической выразительности у вахтанговцев невероятно сильно действует!), походка, осанка, рост. В первой сцене перед нами яркий, харизматичный лидер, в последней - бледная его тень.
Интересное решение режиссера-постановщика предлагает одной актрисе исполнить две роли - Корделии и Шута. Евгения Крегжде мастерски решает эту сложнейшую задачу. Перед нами по очереди появляются Героиня и характерный персонаж, принцесса и придворный, женщина и мужчина. Разительно отличается все - голос, внешность, манеры, движения. Общее у этих двух людей лишь одно - безграничная любовь к королю и искреннее желание помочь ему в обрушившейся беде. Если Корделия - плоть и кровь Лира, то шут - его внутренний мир, интеллект, душа и совесть.
Яна Соболевская и Ольга Тумайкина предстают в образах старших дочерей короля, соответственно, Гонерильи и Реганы, мрачных, жестоких, лицемерных, жадных до власти принцесс. Получив в свои руки бразды правления, они вместе со своими супругами, герцогами Альбани (Владимир Логвинов) и Корнуэлом (Ян Гахарманов), постепенно теряют все ценные человеческие качества - любовь, верность, уважение и почитание старших, справедливость и т.д.
Супруг Корделии, французский король (Юрий Поляк), напротив, не теряет заложенные в нем светлые качества и внутреннее благородство. Сперва он берет в жены британскую принцессу, от которой отказывается родной отец, затем помогает ей подготовить военный поход против сестер, захвативших власть и изгнавших сложившего с себя правящие полномочия родителя из страны.
Еще один отец, пострадавший в конфликте с детьми - граф Глостер (Виктор Добронравов), чьего законного сына Эдгара (Василий Симонов) оговаривает побочный отпрыск Эдмонд (Сергей Волков). Сам граф теряет зрение (ему выкалывают глаза по приказу Реганы). Не сумев распутать глубок интриг, этот персонаж слепнет и в буквальном смысле, и в переносном.
Визуальное решение спектакля балансирует на грани модерна и авангарда. Абсолютно актуальные, современные костюмы содержат элементы стилизации под старинные одеяния. Тронное платье Корделии напоминает о Средневековье и его пламенеющей готике, королевский парадный наряд Реганы заставляет вспомнить о пышном, чуть вычурном, причудливом барокко. Одежда шута сродни современному мужскому костюму в стиле casual. В начале спектакля Лир носит аскетичный, величественный наряд. Есть здесь и яркие одеяния, стилизованные под дискотечные.
Свет в постановке становится одним из ключевых средств сценической выразительности. Он ободряет и угнетает, делает явным многое из того, что должно быть скрыто, помогает быстро понять, что происходит в мыслях и душе у того или иного персонажа. Именно свет показывает мрачную, гнетущую, вечно затуманенную Британию и куда более приветливую Францию, а также открывает истинные лица притворяющихся «для дела» действующих лиц.
Вечная борьба Добра со Злом, Света с Мраком, Жизни со Смертью, неутихающие долгими тысячелетиями конфликты поколений часто становятся той самой силой, которая определяет направление развития сюжета классики мировой драматургии. Творчество У.Шекспира - ярчайшее тому доказательство: оно не теряет своей актуальности веками. В театре имени Вахтангова родилась еще одна интересная интерпретация вечного как мир шедевра.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще Фотографии
Художник-постановщик: Максим Обрезков (Заслуженный художник России).
Художник по свету: Александр Сиваев.
Ассистент художника по свету: Александр Матвеев.
Балетмейстер: Николай Реутов.
Звукорежиссер: Максим Мирный.
Помощники режиссера: Евдокия Прошакова, Ирина Громова.
В ролях:
Лир, король Британии: Артур Иванов;
Граф Глостер: Виктор Добронравов (Заслуженный артист России);
Эдмонд, внебрачный сын Глостера: Сергей Волков;
Эдгар, сын Глостера: Василий Симонов;
Граф Кент: Валерий Ушаков;
Корделия, младшая дочь Лира / Шут: Евгения Крегжде;
Регана, средняя дочь Лира: Ольга Тумайкина (Заслуженная артистка России);
Гонерилья, старшая дочь Лира: Яна Соболевская;
Освальд, дворецкий Гонерильи: Юрий Цокуров;
Француз, муж Корделии: Юрий Поляк;
Корнуэл, муж Реганы: Ян Гахарманов;
Герцог Бургундский: Денис Бондаренко;
Альбани, муж Гонерильи: Владимир Логвинов.
В спектакле звучат сонеты Уильяма Шекспира в переводе Самуила Маршака.
Уильям Шекспир - классик европейской литературы, его драматургия ежегодно выдерживает новые постановки огромного количества театров по всему миру. В чем секрет такой популярности британского автора? В невероятной свежести тех проблем, которые он поднимал в своих сочинениях, их непроходящей актуальности.
«Король Лир» - трагедия, сюжет которой основан на вечном, как само человечество, конфликте «отцов и детей», старшего и младшего поколений, имеющих разные взгляды на жизнь, экономику, политику, культуру, искусство. Молодые и зрелые люди порой опираются на свои, не понимаемые и не принимаемые другими, моральные нормы и семейные ценности. Такова, по сути, база одной из самых пронзительных пьес классика британской драматургии.
Вот что говорит о своем «Короле Лире» режиссер-постановщик Юрий Бутусов:
«Я думаю, сейчас время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых «звуков», «смыслов», новая Буря…».
Автор этих строк определяет для себя жанр спектакля как кровавый триллер с элементами карнавала. Действо захватывает с первых секунд и не отпускает до самого конца. Даже в антракте в легендарном зале вахтанговского театра не наблюдается привычного оживления: глубоко задумавшиеся зрители осмысливают только что увиденное. Напряжение нарастает с каждой минутой, кульминация наступает в финале. Вот он - ожидаемый, желанный катарсис, необходимое внутреннее очищение через страдание.
Когда поднимается занавес, зрители попадают в огромный тронный зал. Здесь можно увидеть весь цвет британской монархии XI века до нашей эры: короля Лира, его дочерей, их супругов и ближайшее окружение. Обстановка на торжественном собрании, мягко говоря, не отличается дружелюбностью. Скорее, на сцене все охвачено предчувствием назревающей войны. В образах персонажей присутствуют элементы стиля ветхозаветных времен, но аскетичная цветовая гамма (черный, белый, красный) добавляет в них средневековые готические или современные фантасмагорические элементы.
Юрий Бутусов - мастер ярких аудиовизуальных эффектов, сосредотачивающих внимание зрителей на том или ином повороте сюжета. В «Короле Лире» все важные сцены завершаются оригинальными интермедиями (правда, вопреки классическому определению, вставки эти носят отнюдь не легкий, комический характер) с громкой, тяжелой музыкой, гипнотизирующими танцевальными движениями, впечатляющими световыми пассажами. В этом мастеру и артистам помогают предметы реквизита - дискотечные и воздушные шары, исполинские чайки, зеркала, доски и многое другое. Такие необычные вставки помогают почувствовать внутреннее состояние центральных персонажей. Красочные «подвижные иллюстрации» напоминают карнавал на крови. Это и необратимые изменения в сознании короля Лира, и светлая душа Корделии, и мрачная сущность Реганы, Гонерильи и их мужей, и дворцовые интриги, и война.
У каждой интермедии своя уникальная звуковая палитра. Она завораживает, гипнотизирует, настраивает и концентрирует. Мерные, ритмичные танцы показывают движение раненого тела, страдания надломанной души, смещение поврежденного рассудка. В ансамбле доминирует труба. Виртуозное владение медным духовым инструментом демонстрирует Юрий Цокуров.
Заглавный персонаж в исполнении Артура Иванова в течение спектакля проходит тяжелейший путь от бодрого, полного сил, властного господина до глубоко несчастного, одинокого старца, потерявшего все - власть, свободу, здоровье, любовь и уважение родных и близких. По ходу действа меняется все - голос (а это средство сценической выразительности у вахтанговцев невероятно сильно действует!), походка, осанка, рост. В первой сцене перед нами яркий, харизматичный лидер, в последней - бледная его тень.
Интересное решение режиссера-постановщика предлагает одной актрисе исполнить две роли - Корделии и Шута. Евгения Крегжде мастерски решает эту сложнейшую задачу. Перед нами по очереди появляются Героиня и характерный персонаж, принцесса и придворный, женщина и мужчина. Разительно отличается все - голос, внешность, манеры, движения. Общее у этих двух людей лишь одно - безграничная любовь к королю и искреннее желание помочь ему в обрушившейся беде. Если Корделия - плоть и кровь Лира, то шут - его внутренний мир, интеллект, душа и совесть.
Яна Соболевская и Ольга Тумайкина предстают в образах старших дочерей короля, соответственно, Гонерильи и Реганы, мрачных, жестоких, лицемерных, жадных до власти принцесс. Получив в свои руки бразды правления, они вместе со своими супругами, герцогами Альбани (Владимир Логвинов) и Корнуэлом (Ян Гахарманов), постепенно теряют все ценные человеческие качества - любовь, верность, уважение и почитание старших, справедливость и т.д.
Супруг Корделии, французский король (Юрий Поляк), напротив, не теряет заложенные в нем светлые качества и внутреннее благородство. Сперва он берет в жены британскую принцессу, от которой отказывается родной отец, затем помогает ей подготовить военный поход против сестер, захвативших власть и изгнавших сложившего с себя правящие полномочия родителя из страны.
Еще один отец, пострадавший в конфликте с детьми - граф Глостер (Виктор Добронравов), чьего законного сына Эдгара (Василий Симонов) оговаривает побочный отпрыск Эдмонд (Сергей Волков). Сам граф теряет зрение (ему выкалывают глаза по приказу Реганы). Не сумев распутать глубок интриг, этот персонаж слепнет и в буквальном смысле, и в переносном.
Визуальное решение спектакля балансирует на грани модерна и авангарда. Абсолютно актуальные, современные костюмы содержат элементы стилизации под старинные одеяния. Тронное платье Корделии напоминает о Средневековье и его пламенеющей готике, королевский парадный наряд Реганы заставляет вспомнить о пышном, чуть вычурном, причудливом барокко. Одежда шута сродни современному мужскому костюму в стиле casual. В начале спектакля Лир носит аскетичный, величественный наряд. Есть здесь и яркие одеяния, стилизованные под дискотечные.
Свет в постановке становится одним из ключевых средств сценической выразительности. Он ободряет и угнетает, делает явным многое из того, что должно быть скрыто, помогает быстро понять, что происходит в мыслях и душе у того или иного персонажа. Именно свет показывает мрачную, гнетущую, вечно затуманенную Британию и куда более приветливую Францию, а также открывает истинные лица притворяющихся «для дела» действующих лиц.
Вечная борьба Добра со Злом, Света с Мраком, Жизни со Смертью, неутихающие долгими тысячелетиями конфликты поколений часто становятся той самой силой, которая определяет направление развития сюжета классики мировой драматургии. Творчество У.Шекспира - ярчайшее тому доказательство: оно не теряет своей актуальности веками. В театре имени Вахтангова родилась еще одна интересная интерпретация вечного как мир шедевра.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще Фотографии