7 октября 2017 года Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова представил вторую премьеру 97 сезона. На Новой сцене родился спектакль «Ричард III». Постановку знаменитого одноименного фрагмента «Исторических хроник» У.Шекспира осуществил режиссер Автандил Варсимашвили (лауреат Государственной премии Грузии). Художник-постановщик – Мирон Швелидзе (лауреат Государственной премии Грузии). Художник по костюмам – Тео Кухианидзе. Музыкальное оформление – Элисо Орджоникидзе. Художник-гример – Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России). Звукорежиссер – Даниил Давлетов. Ассистент режиссера – Гульназ Балпеисова. Помощник режиссера – Марина Марченко. Накануне премьеры, 6 октября, состоялся генеральный прогон спектакля.
В ролях:
Король Эдуард IV – Игорь Карташев (Заслуженный артист России);
Королева Елизавета, его жена – Анна Антонова;
Принцесса Елизавета, их дочь – Ольга Боровская;
Герцогиня Йоркская, его мать – Ольга Тумайкина (Заслуженная артистка России);
Георг, Герцог Кларенс, его брат – Юрий Поляк;
Ричард, герцог Глостер, его брат, впоследствии король Ричард III – Максим Севриновский;
Королева Маргарита, вдова короля Генриха VI – Елена Сотникова (Заслуженная артистка России);
Леди Анна, вдова сына короля Генриха VI, затем жена короля Ричарда III – Полина Чернышова;
Кардинал Борчер, архиепископ Кентерберийский – Анатолий Меньщиков (Заслуженный артист России);
Герцог Бекингем – Владимир Логвинов;
Граф Риверс, брат королевы Елизаветы – Федор Воронцов;
Лорд Хестингс, лорд-камергер – Сергей Пинегин (Заслуженный артист России);
Лорд Стенли – Виталийс Семеновс;
Сэр Роберт Брекенбери, комендант Тауэра – Денис Самойлов;
Сэр Джемс Тирелл, убийца – Павел Юдин;
Сэр Джемс Блент, убийца – Алексей Гиммельрейх.
«Исторические хроники» - направление в драматургии У.Шекспира, значительная часть его творчества. В центре внимания автора лежит сложнейший процесс становления государственности на территории Великобритании. Этот путь весьма тернист и проходит сквозь преодоление хаоса, разрухи и междоусобных войн. В итоге в стране установилось единовластие династии Тюдоров. «Ричард III» - пьеса, события которой развиваются на фоне войны Алой и Белой розы. Это – одно из самых «кровавых» сочинений легендарного драматурга.
Вот что говорит о литературном источнике режиссер-постановщик Автандил Варсимашвили:
«Пьеса «Ричард III» гениальна. Это энциклопедия власти, учебник державной силы, пособие по захвату трона. Шекспир безошибочно показал характер диктаторов всех времен и народов. За несколько веков до Наполеона, Сталина, Гитлера и других узурпаторов власти, он словно бы предсказал нам их появление и в то же время фантастически точно описал психологический процесс разложения личности диктатора, когда тот уже по горло в крови, и в его жизни больше нет главной цели. Поэтому все шаги Ричарда до завоевания им трона – уникальны, беспримерны, а после захвата власти все его ходы – банальны и предсказуемы. Меня волнует именно эта тема: как живется человеку, когда в его жизни нет настоящей цели?»
Центральная фигура спектакля – Ричард, тиран, кровавый диктатор. Этот человек проклят с самого рождения. Тяжкие увечья (горб, хромота и т.д.) и неустанно культивируемая, стремительно растущая озлобленность привели к тому, что он жаждет только Власти, Силы, могущества. Достижение всего этого – главная его цель. Средства герцог, а впоследствии король, использует самые чудовищные: убивает кровных родственников, могущих посягнуть на трон.
Заглавный персонаж в исполнении Максима Севриновского стремительно меняется на протяжении всего спектакля. Находясь на сцене практически неотлучно, он предстает истинным драматургом и режиссером в одном лице, мастерски управляющим всем происходящим. Это он провоцирует конфликты внутри клана, приводящие к вооруженным столкновениям, арестам и казням. Это он нанимает убийц, призванных избавить трон от других претендентов. Это он делает так, что сын идет на отца, а брат на брата...
Безграничная власть. Ричард не просто стремится к ней. Он также унижает других, упиваясь собственными колоссальными возможностями. Не потому ли герцог Глостер, едва покончив с наследником престола, сыном короля Генриха VI, берет в жены молодую вдову леди Анну? Кстати, эта героиня в спектакле предстает в непривычном виде. Едва став супругой тирана, она как бы обретает его черты характера. Возможно, этому способствует то, что Ричард расчесывает ее роскошные волосы своим гребнем (как здесь не вспомнить истинный шедевр эпохи романтизма – сказочную повесть Э.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес»?!). Вскоре красавица перестает сопротивляться и готова к венчанию.
Король Ричард III, стремящийся к абсолютной, безграничной власти, в итоге обретает ее. Но руки самодержца к моменту полного триумфа выпачканы кровью такого количества людей, что жить дальше просто невозможно! Монарха угнетает постоянное чувство страха, притупить которое с каждой новой жертвой становится все сложнее. В итоге диктатор, остающийся в полном одиночестве, буквально на глазах теряет рассудок. Глаза, еще недавно алчные, полные страсти и неуемной жажды власти, приобретают отрешенное, почти безумное выражение. Лицо все чаще сотрясают судороги, движения становятся все более и более тяжелыми.
Жестокий персонаж не щадит никого. Одинаковая участь ожидает всех представителей его ближайшего окружения, как только в них отпадает надобность. Самодержец губит и свою супругу леди Анну, и собственную мать герцогиню Йоркскую, и брата Кларенса, и верного соратника Бекингема, и графа Риверса, и лорда-камергера Хестингса, и бесчисленное множество других.
Высшая власть достигается кровавыми методами. Те, кто ее получают в свои руки, хотят удержаться на пьедестале как можно дольше. Многие правители и представители их ближайшего окружения стремительно теряют человеческий облик. Личностные качества почти каждого персонажа проходят немало суровых проверок. Так, граф Риверс, ожидающий казни, молит об одном – чтобы его сестра, королева Елизавета, не пострадала. Герцог Бекингем, получивший приказ монарха убить двух малолетних прямых наследников престола (сыновей короля Эдуарда IV), отказывается исполнить его. Сэр Джеймс Тирелл, задушивший по королевскому указу массу людей и считающий угрызения совести позорным проявлением слабости и трусостью, сам ощущает покалывание где-то в глубине души (кажется, из Тауэра он вернулся совершенно другим человеком).
Персонажи борются за жизнь, за трон, за власть. В их душах происходит множество сложных процессов – это и терзания, и метания, и сомнения, и опасения, и паника, и многое другое. В погоне за троном человеческие сердца и души проходят суровые испытания, которые выдерживают единицы. Светлые «пятна» озарили лица почти каждого героя спектакля. Непоколебим остался только Ричард. Этот человек ради достижения собственных целей готов действительно на все, даже на истребление всех своих родных и близких. Единственная отрада для него – трон, трофей, который очень непросто завоевать, но отстоять его еще сложнее!
Спектакль «Ричард III» - сильное, мощное произведение. Оно полностью захватывает зрителя и не отпускает очень долго. Эмоциональный накал нарастает с каждой секундой, последние секунды постановки «нагревают» окружающую среду практически добела. Действо требует проникновения в самую суть, осознания всего, что происходит. На расшифровку заложенных режиссером подтекстов – я уверена – уйдет еще немало времени. Глубина воздействия на зрителя многократно увеличивается гармоничным, тщательно подобранным музыкальным материалом. В постановке звучат произведения Гии Канчели, Якова Бобохидзе, Збигнева Прайснера, Лизы Джеррард, Арво Пярта, Рэнди Ньюмана, Майкла Наймана.
Мелодии создают ощущение ужаса, страха, паники, скорби, смуты и иные эмоции, характерные для непростых для целой страны времен.
Сценография метафорична. В самом центре сценической площадки мы видим строение, в течение действа преображающееся в огромный стол в банкетном зале королевского дворца, в собор, в Тауэр, в кладбище и так далее. Стилизованные под эпоху Средневековья костюмы выполнены в готически-мрачной цветовой гамме. Во внешнем облике персонажей присутствуют всего четыре цвета – черный, белый, серый и красный, разбавленные лишь рыжим париком герцогини Йоркской. Лица худые, вытянутые, волосы длинные, что четко ассоциируется с временами становления британской государственности. Как здесь не вспомнить стройную, величественную красавицу королеву Елизавету с ее разнообразным гардеробом – серым будничным платьем, черным траурным и белым «тюремным»!
Отдельно мне бы хотелось сказать о звучании. Голоса вахтанговцев – уникальное, совершенно особенное явление. Сильный драматический монолог на уровне оперной арии. Не просто красивая декламация, а серьезные смысловые акценты, сильные, четкие, предельно ясные. Сочетание сложного, стремительного движения, акробатики, боя и хореографии, а также виртуозная актерская игра и выразительная мимика рождают глубокие, наполненные образы, понятные каждому зрителю. Это искусство на грани фантастики, которым хочется наслаждаться снова и снова!
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
В ролях:
Король Эдуард IV – Игорь Карташев (Заслуженный артист России);
Королева Елизавета, его жена – Анна Антонова;
Принцесса Елизавета, их дочь – Ольга Боровская;
Герцогиня Йоркская, его мать – Ольга Тумайкина (Заслуженная артистка России);
Георг, Герцог Кларенс, его брат – Юрий Поляк;
Ричард, герцог Глостер, его брат, впоследствии король Ричард III – Максим Севриновский;
Королева Маргарита, вдова короля Генриха VI – Елена Сотникова (Заслуженная артистка России);
Леди Анна, вдова сына короля Генриха VI, затем жена короля Ричарда III – Полина Чернышова;
Кардинал Борчер, архиепископ Кентерберийский – Анатолий Меньщиков (Заслуженный артист России);
Герцог Бекингем – Владимир Логвинов;
Граф Риверс, брат королевы Елизаветы – Федор Воронцов;
Лорд Хестингс, лорд-камергер – Сергей Пинегин (Заслуженный артист России);
Лорд Стенли – Виталийс Семеновс;
Сэр Роберт Брекенбери, комендант Тауэра – Денис Самойлов;
Сэр Джемс Тирелл, убийца – Павел Юдин;
Сэр Джемс Блент, убийца – Алексей Гиммельрейх.
«Исторические хроники» - направление в драматургии У.Шекспира, значительная часть его творчества. В центре внимания автора лежит сложнейший процесс становления государственности на территории Великобритании. Этот путь весьма тернист и проходит сквозь преодоление хаоса, разрухи и междоусобных войн. В итоге в стране установилось единовластие династии Тюдоров. «Ричард III» - пьеса, события которой развиваются на фоне войны Алой и Белой розы. Это – одно из самых «кровавых» сочинений легендарного драматурга.
Вот что говорит о литературном источнике режиссер-постановщик Автандил Варсимашвили:
«Пьеса «Ричард III» гениальна. Это энциклопедия власти, учебник державной силы, пособие по захвату трона. Шекспир безошибочно показал характер диктаторов всех времен и народов. За несколько веков до Наполеона, Сталина, Гитлера и других узурпаторов власти, он словно бы предсказал нам их появление и в то же время фантастически точно описал психологический процесс разложения личности диктатора, когда тот уже по горло в крови, и в его жизни больше нет главной цели. Поэтому все шаги Ричарда до завоевания им трона – уникальны, беспримерны, а после захвата власти все его ходы – банальны и предсказуемы. Меня волнует именно эта тема: как живется человеку, когда в его жизни нет настоящей цели?»
Центральная фигура спектакля – Ричард, тиран, кровавый диктатор. Этот человек проклят с самого рождения. Тяжкие увечья (горб, хромота и т.д.) и неустанно культивируемая, стремительно растущая озлобленность привели к тому, что он жаждет только Власти, Силы, могущества. Достижение всего этого – главная его цель. Средства герцог, а впоследствии король, использует самые чудовищные: убивает кровных родственников, могущих посягнуть на трон.
Заглавный персонаж в исполнении Максима Севриновского стремительно меняется на протяжении всего спектакля. Находясь на сцене практически неотлучно, он предстает истинным драматургом и режиссером в одном лице, мастерски управляющим всем происходящим. Это он провоцирует конфликты внутри клана, приводящие к вооруженным столкновениям, арестам и казням. Это он нанимает убийц, призванных избавить трон от других претендентов. Это он делает так, что сын идет на отца, а брат на брата...
Безграничная власть. Ричард не просто стремится к ней. Он также унижает других, упиваясь собственными колоссальными возможностями. Не потому ли герцог Глостер, едва покончив с наследником престола, сыном короля Генриха VI, берет в жены молодую вдову леди Анну? Кстати, эта героиня в спектакле предстает в непривычном виде. Едва став супругой тирана, она как бы обретает его черты характера. Возможно, этому способствует то, что Ричард расчесывает ее роскошные волосы своим гребнем (как здесь не вспомнить истинный шедевр эпохи романтизма – сказочную повесть Э.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес»?!). Вскоре красавица перестает сопротивляться и готова к венчанию.
Король Ричард III, стремящийся к абсолютной, безграничной власти, в итоге обретает ее. Но руки самодержца к моменту полного триумфа выпачканы кровью такого количества людей, что жить дальше просто невозможно! Монарха угнетает постоянное чувство страха, притупить которое с каждой новой жертвой становится все сложнее. В итоге диктатор, остающийся в полном одиночестве, буквально на глазах теряет рассудок. Глаза, еще недавно алчные, полные страсти и неуемной жажды власти, приобретают отрешенное, почти безумное выражение. Лицо все чаще сотрясают судороги, движения становятся все более и более тяжелыми.
Жестокий персонаж не щадит никого. Одинаковая участь ожидает всех представителей его ближайшего окружения, как только в них отпадает надобность. Самодержец губит и свою супругу леди Анну, и собственную мать герцогиню Йоркскую, и брата Кларенса, и верного соратника Бекингема, и графа Риверса, и лорда-камергера Хестингса, и бесчисленное множество других.
Высшая власть достигается кровавыми методами. Те, кто ее получают в свои руки, хотят удержаться на пьедестале как можно дольше. Многие правители и представители их ближайшего окружения стремительно теряют человеческий облик. Личностные качества почти каждого персонажа проходят немало суровых проверок. Так, граф Риверс, ожидающий казни, молит об одном – чтобы его сестра, королева Елизавета, не пострадала. Герцог Бекингем, получивший приказ монарха убить двух малолетних прямых наследников престола (сыновей короля Эдуарда IV), отказывается исполнить его. Сэр Джеймс Тирелл, задушивший по королевскому указу массу людей и считающий угрызения совести позорным проявлением слабости и трусостью, сам ощущает покалывание где-то в глубине души (кажется, из Тауэра он вернулся совершенно другим человеком).
Персонажи борются за жизнь, за трон, за власть. В их душах происходит множество сложных процессов – это и терзания, и метания, и сомнения, и опасения, и паника, и многое другое. В погоне за троном человеческие сердца и души проходят суровые испытания, которые выдерживают единицы. Светлые «пятна» озарили лица почти каждого героя спектакля. Непоколебим остался только Ричард. Этот человек ради достижения собственных целей готов действительно на все, даже на истребление всех своих родных и близких. Единственная отрада для него – трон, трофей, который очень непросто завоевать, но отстоять его еще сложнее!
Спектакль «Ричард III» - сильное, мощное произведение. Оно полностью захватывает зрителя и не отпускает очень долго. Эмоциональный накал нарастает с каждой секундой, последние секунды постановки «нагревают» окружающую среду практически добела. Действо требует проникновения в самую суть, осознания всего, что происходит. На расшифровку заложенных режиссером подтекстов – я уверена – уйдет еще немало времени. Глубина воздействия на зрителя многократно увеличивается гармоничным, тщательно подобранным музыкальным материалом. В постановке звучат произведения Гии Канчели, Якова Бобохидзе, Збигнева Прайснера, Лизы Джеррард, Арво Пярта, Рэнди Ньюмана, Майкла Наймана.
Мелодии создают ощущение ужаса, страха, паники, скорби, смуты и иные эмоции, характерные для непростых для целой страны времен.
Сценография метафорична. В самом центре сценической площадки мы видим строение, в течение действа преображающееся в огромный стол в банкетном зале королевского дворца, в собор, в Тауэр, в кладбище и так далее. Стилизованные под эпоху Средневековья костюмы выполнены в готически-мрачной цветовой гамме. Во внешнем облике персонажей присутствуют всего четыре цвета – черный, белый, серый и красный, разбавленные лишь рыжим париком герцогини Йоркской. Лица худые, вытянутые, волосы длинные, что четко ассоциируется с временами становления британской государственности. Как здесь не вспомнить стройную, величественную красавицу королеву Елизавету с ее разнообразным гардеробом – серым будничным платьем, черным траурным и белым «тюремным»!
Отдельно мне бы хотелось сказать о звучании. Голоса вахтанговцев – уникальное, совершенно особенное явление. Сильный драматический монолог на уровне оперной арии. Не просто красивая декламация, а серьезные смысловые акценты, сильные, четкие, предельно ясные. Сочетание сложного, стремительного движения, акробатики, боя и хореографии, а также виртуозная актерская игра и выразительная мимика рождают глубокие, наполненные образы, понятные каждому зрителю. Это искусство на грани фантастики, которым хочется наслаждаться снова и снова!
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии