интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » В театре имени Вахтангова поселилась исторически недостоверная комедия о Ромуле Великом

 
 
 

В театре имени Вахтангова поселилась исторически недостоверная комедия о Ромуле Великом

Автор: Ольга Пурчинская от 20-01-2021, 06:04, посмотрело: 1044

21 и 22 декабря 2020 года на Новой сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова прошли премьерные показы спектакля «Ромул Великий». Пьесу (перевод Поэля Карпа) швейцарского писателя и драматурга Фридриха Дюрренматта (1921-1990) в год столетия столичных подмостков поставил режиссер Уланбек Баялиев. Журналистам «исторически недостоверную комедию» (именно так обозначил жанр своего сочинения автор) показали немного позднее, 19 января 2021 года.

Сценография и костюмы: Евгения Шутина.
Музыка: Фаустас Латенас (лауреат Национальной премии Литвы).
Художник по свету: Тарас Михалевский.
Художник-гример: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Звуковой дизайн: Руслан Кнушевицкий.
Помощник режиссера: Наталья Меньшикова.

В ролях:
Ромул, император Западной Римской империи: Владимир Симонов (Народный артист России);
Юлия, императрица, его жена: Яна Соболевская;
Рея, принцесса, его дочь: Евгения Ивашова;
Зенон, император Восточной Римской империи: Владислав Демченко (Заслуженный артист России);
Тулий Ротунд, премьер-министр: Сергей Пинегин (Заслуженный артист России);
Марес, военный министр: Олег Лопухов;
Цезарь Рупф, фабрикант штанов: Евгений Косырев;
Аполлион, антиквар: Олег Форостенко (Заслуженный артист России);
Спурий Тит Мамма, префект кавалерии: Виталийс Семеновс;
Эмилиан, патриций, жених Реи: Владимир Логвинов;
Одоакр, князь германцев: Максим Севриновский;
Теодорих, племянник Одоакра: Павел Юдин;
Филакс, актер: Павел Тэхэда Кардэнас;
Повар: Денис Бондаренко;
Пирам, камердинер: Артем Пархоменко;
Ахилл, камердинер: Кукла.

Действие происходит на вилле императора Ромула в Кампанье с утра 15 до утра 16 марта 476 года от Рождества Христова.

Автор обозначил пьесу как «исторически недостоверную комедию». Действительно, здесь можно встретить некоторые несоответствия. Например, последнему римскому императору Ромулу Августулу здесь около 50 лет, тогда как документальные данные утверждают, что в год, когда разворачиваются описываемые события, был еще ребенком, и до правления ему еще очень далеко; исторически грозный предводитель германских племен Одоакр у Дюрренматта обретает совершенно другие черты. Вообще, «Ромула Великого» литературоведы и историки классифицирует не иначе, как пародию на действительность, имевшую место в Средние Века.

За основу сюжета пьесы драматург взял падение священной Римской империи, похоронившее, по сути, Античность и давшее старт новой эре в жизни Европы - Средневековью. Автору он напомнил современное ему 12-летнее царствование с последующим низвержением Третьего Рейха. Сходство здесь минимально и весьма условно.

В театре имени Вахтангова поселилась исторически недостоверная комедия о Ромуле ВеликомВот что говорит о своей постановке режиссер Уланбек Баялиев:
«Пьеса «Ромул Великий» не обросла сценическими штампами, ее нечасто вспоминают. Я воспринял ее как вызов, она написана современно, остроумно, но нужен большой артист на главную роль. Я люблю работать с большими артистам, такие встречи очень важны для режиссера. Владимир Симонов - один из немногих, кто в равной степени владеет и комическим и трагическим жанрами, и особенным юмором. Владимир Александрович заинтересовался текстом, начались репетиции, восторг от первого прочтения сменился тотальным непониманием, как с эти быть? Мы назвали приемы Дюрренматта «перельмановской игрой». Вроде все просто, но это уже высшая математика, и решение задачи лежит совсем в иной плоскости.
В конечном итоге это история не про императора Римской империи, она про нас, про театр. Это о человеке, у которого есть власть, и есть идея, замысел по обустройству мира. Все это надо перевести в пространство театра и увидеть послание Дюрренматта. Задача сложная и интересная»
.

Действительно, все, что происходит на сцене, напоминает жизнь театра, шумную, суетливую, вдохновляющую, творческую. Здесь есть место стремительному возвышению и мгновенному низвержению, творческому росту, личностному развитию, нравственной деградации, высоким материям, глубокой философии, стремлению к идеалам, достижению целей, преодолению и созданию препятствий и многому другому.

Любовь и верность, предательство и коварство, алчность и леность, глупость и вседозволенность, мудрость и глубина, низость и вальяжность, патриотизм и порывистость, - огромная палитра человеческих чувств и личностных качеств царит в новом спектакле на вахтанговской сцене.

В театре имени Вахтангова поселилась исторически недостоверная комедия о Ромуле ВеликомВладимир Симонов органично вживается в образ монарха, которому не было суждено оставить глубокий след в истории, если бы его правление не закончилось крахом некогда славной, блестящей священной Римской империи. Это уже последние часы правления продолжительностью около 20 лет. Император никуда не спешит, давно уже не развивает бурную деятельность. Ему нечем оплачивать труд своих министров, слуг и иных подданных. Главная отрада в жизни Ромула - куры, разведением которых он последнее время посвящает себя всецело. Артист неустанно меняется, каждую секунду своего нахождения на сцене. Это муж и отец, правитель и скотовод, казнокрад и коллекционер. Его голос может командовать и ласкать, придавать сил и успокаивать, дарить надежду с ввергать в уныние. Герой живет и будто бы не замечает, что считанные часы остались до полного краха всего, что у него есть. Его Величество делает все, чтобы последние дурные известия так и не достигли его ушей.

Спектакль - результат деликатного, кропотливого труда яркой команды, в которую вошли представители нескольких поколений вахтанговцев, целая палитра невероятных, интересных, жизненных (несмотря на гротесковый внешний вид) образов. Это и роскошная императрица Юлия (Яна Соболевская), и глубоко поэтичная, одухотворенная принцесса Рея (Евгения Ивашова), и помогающий ей освоить роль в античной трагедии актер Филакс (Павел Тэхэда Кардэнас), и истинный герой, благородный патриций Эмилиан (Владимир Логвинов), и хитрый, коварный восточный император Зенон (Владимир Демченко), и удивительно миролюбивый князь германцев Одоакр (Максим Севриновский), и его воинственный племянник Теодорих (Павел Юдин), и неутомимый, волевой, сильный префект кавалерии Спурий Тит Мамма (Виталийс Семеновс), и богач из «другого мира», фабрикант штанов Цезарь Рупф (Евгений Косырев), и никогда не упускающий выгоду антиквар Аполлион (Олег Форостенко), и ослабевшие от голода, но по-прежнему верные императору камердинеры Пирам (Артем Пархоменко) и Ахилл (кукла), и доживающие последние славные часы военный министр Марес (Олег Лопухов) и премьер-министр Тулий Ротунд (Сергей Пинегин), и повар (Денис Бондаренко).

В театре имени Вахтангова поселилась исторически недостоверная комедия о Ромуле ВеликомПринцесса и патриций составляют лирический дуэт, наполненный любовью не только друг к другу, но и к своей Родине. Чувство долга, патриотизм не позволяют юной наследнице быть вместе с женихом (который несколько лет провел во вражеском плену, откуда вернулся искалеченным до неузнаваемости). Судьба вынуждает ее связать свою судьбу с богатым, но безродным фабрикантом.

Император никуда не спешит, он делает все медленно, спокойно, вальяжно, а в это время на его земли совершают интенсивный набег вражеские захватчики. Правитель не хочет что-либо предпринять для спасения своей вотчины, тем более что армия соперника несоизмеримо сильна: она более многочисленна и вооружена самым мощным арсеналом.

Действие происходит на вилле императора. Повсюду слышны птичьи крики, кудахтанье кур сопровождается невероятным диалогом двух «орнитологов» - императора Ромула и немецкого князя Одоакра.

Спектакль очень живой, динамичный, действие развивается стремительно, проходит на одном дыхании. Есть в этой постановке еще один очень важный персонаж. Это музыка Фаустаса Латенаса, которая как бы оживляет мысли, делает их осязаемыми. Здесь звучат вариации на тему глубоко лирического барокко и весьма энергичного, брутального рока. Получается разнообразная палитра уникальных человеческих душ и характеров, которыми живет, дышит и неустанно наполняется театр.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии

Категория: Театр » Драма