Возможно ли рассказать при помощи средств сценической выразительности историю жизни яркого, талантливого творческого человека за два часа? Эту непростую задачу взяла на себя молодая талантливая команда, поставившая на Симоновской сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова спектакль «Фрида. Жизнь в цвете», премьера которого состоится 8 апреля 2018 года. За три дня до этого постановку показали журналистам и критикам.
Литературная основа – одноименная пьеса Ники Симоновой.
Режиссер-постановщик – Лейла Абу-Аль-Кишек.
Художник-постановщик – Дина Боровик.
Композитор – Николай Шипулин.
Хореограф – Евгения Любашина.
Музыкальный руководитель и педагог по вокалу – Андрей Сергиевский.
Художник-гример – Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Художник по свету – Сергей Мясников.
Звукорежиссер – Екатерина Волкова.
Помощник режиссера – Рогнеда Смирнова.
В ролях:
Ведущий – Андрей Удалов;
Певица – Полина Чернышова;
Фрида Кало – Аделина Гизатуллина;
Алехандро Ариас – Константин Белошапка;
Кристина Кало – Анастасия Жданова;
Диего Ривера – Денис Самойлов;
Лупе Марин – Мария Волкова;
Лев Троцкий – Павел Юдин.
Центральная фигура спектакля – знаменитая мексиканская художница Фрида Кало (1907 – 1954). Ее жизнь – череда суровых испытаний. Тяжелые проблемы со здоровьем преследовали героиню всю жизнь: в возрасте 6 лет она переболела полиомиелитом, а в 18 попала в аварию, став в результате инвалидом. Сильные боли мучили Фриду долгие годы. Для того, чтобы заглушить свои страдания, она занялась живописью. Позднее творчество помогало справиться не только с физическими, но и с душевными муками.
Титульная героиня в исполнении Аделины Гизатуллиной впечатляет несгибаемым характером, железной волей, ярким образом, страстной натурой и взрывным темпераментом. Но все это представляется маской, под которой тщательно и бережно скрывается тонкая трепетная душа и большое, любящее сердце. Эпатаж – прикрытие для богатого внутреннего мира, светлого, чистого и нежного. Фрида на своем жизненном пути встретила немало суровых испытаний: тяжкие недуги, предательство любимого человека (в ранней юности), смерть родных, потеря долгожданного ребенка…
Парадокс, но боль, кровь, слезы стали неисчерпаемым источником вдохновения для талантливой художницы, чье творчество основано на таком жанре живописи, как автопортрет. Работы Кало потрясают яркостью красок, буквально излучают оптимизм и жизнелюбие, свет, веру и надежду.
За время спектакля на сцене не появится ни одной картины, зрители увидят только рамы. Однако, несмотря на аскетичность сценографии, у меня создалось устойчивое ощущение полного погружения в творчество Фриды. Как будто на выставку сходила! Между тем, на сцене находятся лишь несколько стульев и огромное белое полотнище, украшенное вышивкой. Великая сила искусства позволяет домыслить остальное.
Костюмы героини создавались в лучших традициях мексиканской культуры. Каждое появление заглавного персонажа напоминает оживший автопортрет. Потрясающее сходство и нарядов, и прически, и выражения лица, и мимики, и жестов.
Никого не оставит равнодушным и хореография. Языком пластики и танца рассказывает Фрида Кало историю одной катастрофы, навсегда отнявшей у нее здоровье. Один из самых пронзительных, душещипательных эпизодов спектакля связан с потерей ею долгожданного ребенка. Красноречивее всяких слов о мучениях героини говорят (да что там – кричат!) статичные мизансцены, когда корпус вытягивается в струнку, а огромные, бездонные, глубокие глаза смотрят в одну точку.
Фрида – сильная женщина, цельная натура. Несмотря на суровые испытания, она почти до самого конца сохраняет волю, интерес к жизни. Ее творчество отличается яркостью и жизнелюбием. Героиня не бросает в беде родных и близких, помогает сестре, попавшей в беду.
Литературный источник спектакля – одноименная пьеса Ники Симоновой в шести действиях:
1. Авария;
2. Диего;
3. Нью-Йорк;
4. Кристина;
5. Троцкий;
6. Viva Frida.
Каждый акт основан на судьбоносном событии в истории Кало.
Авария внесла серьезные коррективы в ее непростую жизнь, резко вмешалась в и без того слабое здоровье.
Диего. Знаменитый мексиканский художник Диего Ривера – возлюбленный героини, ставший мужем, ее кумир в творчестве, идейный наставник на пути к революционным настроениям. В исполнении Дениса Самойлова этот персонаж – воплощение экспрессии, харизмы, горячей и страстной творческой натуры. Герой завораживает женщин, кажется, он обладает какой-то особенной магией.
Нью-Йорк. Один из самых крупных американских городов возник в жизни Фриды, поскольку она сопровождала мужа Диего в престижную международную командировку. Огромный, стремительно развивающийся мегаполис произвел на мексиканку удручающее, гнетущее впечатление.
Кристина. Старшая родная сестра героини (Анастасия Жданова) вначале пытается оказать ей, попавшей в аварию и прикованной к постели, моральную поддержку. Увы, тщетно. Спустя много лет Кристина, мать двоих детей, оказывается практически без средств к существованию. Кто поможет? Фрида! Только благодарность будет специфической.
Троцкий. Советский политический деятель для мексиканцев – истинный герой, символ русской Революции, почти национальный кумир. В исполнении Павла Юдина он предстает сильным, благородным, светлым человеком, верным своим идеалам, имеющим четкую общественную и гражданскую позицию. Интересная, несколько неожиданная трактовка знаменитого образа.
Наконец, Viva Frida. Это – название, придуманное героиней для своей последней картины. Согласно замыслу художницы (по записям в дневнике), жирную точку, точнее, восклицательный знак в ее жизни и творчестве должен поставить яркий, кроваво-красный натюрморт – изображение арбуза.
Спектакль представляет собой отдельные главы из личных записей Фриды Кало. Сюжет, однако, целен, гармоничен, логически увязан. Это достигается, в том числе, благодаря введению двух оригинальных персонажей – Ведущего (Андрей Удалов) и Певицы (Полина Чернышова). Герои одеты в классический черный элегантный монохром. Они находятся как бы вне времени, в качестве сторонних наблюдателей комментируют (на русском и испанском языках, в вербальной и вокальной форме) происходящее, сочувствуют и сопереживают героям.
Ярчайший персонаж – Лупе Марин (Мария Волкова). Первая жена Диего Риверы, пылкая, горячая, страстная, ревнующая, она подобна пылающему вулкану. Костюм в красно-фиолетовых тонах гармонично дополняет и усиливает образ.
Судьба подкинула Фриде множество суровых испытаний, и одно из них – предательство любимого человека, Алехандро Ариаса (Константин Белошапка). Когда героиня попала в аварию и была прикована к постели, он уехал в Париж, планировал поступить в престижный институт и проучиться там пять лет. Горячая натура мексиканки не приняла это, и кавалер был тут же вычеркнут из ее жизни.
Музыкальный материал постановки основан на мексиканских национальных мелодиях. Камерный оркестр (в записи) в составе: Михаил Айнетдинов (труба), Николай Шипулин (гитара, бас-гитара, перкуссия, ударные), Андрей Сергиевский (рояль, синтезатор), Жазира Абдигали (виолончель) – мгновенно погружает в атмосферу Мексики, позволяет проникнуться настроением и колоритом этой далекой жаркой страны.
Мексика и СССР, творчество и революция, любовь и предательство, факты и вымысел – все смешалось в глубоком, насыщенном, щедром, эмоциональном спектакле. Жизнь Фриды Кало была наполнена болью и страданиями, а ее картины – светом и жизнелюбием. Свои личные драмы художница раскрашивала в мажорные, праздничные оттенки. В том, что такая история обретает жизнь именно на сцене Вахтанговского театра с его уникальной философией, есть особенный символизм.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Литературная основа – одноименная пьеса Ники Симоновой.
Режиссер-постановщик – Лейла Абу-Аль-Кишек.
Художник-постановщик – Дина Боровик.
Композитор – Николай Шипулин.
Хореограф – Евгения Любашина.
Музыкальный руководитель и педагог по вокалу – Андрей Сергиевский.
Художник-гример – Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Художник по свету – Сергей Мясников.
Звукорежиссер – Екатерина Волкова.
Помощник режиссера – Рогнеда Смирнова.
В ролях:
Ведущий – Андрей Удалов;
Певица – Полина Чернышова;
Фрида Кало – Аделина Гизатуллина;
Алехандро Ариас – Константин Белошапка;
Кристина Кало – Анастасия Жданова;
Диего Ривера – Денис Самойлов;
Лупе Марин – Мария Волкова;
Лев Троцкий – Павел Юдин.
Центральная фигура спектакля – знаменитая мексиканская художница Фрида Кало (1907 – 1954). Ее жизнь – череда суровых испытаний. Тяжелые проблемы со здоровьем преследовали героиню всю жизнь: в возрасте 6 лет она переболела полиомиелитом, а в 18 попала в аварию, став в результате инвалидом. Сильные боли мучили Фриду долгие годы. Для того, чтобы заглушить свои страдания, она занялась живописью. Позднее творчество помогало справиться не только с физическими, но и с душевными муками.
Титульная героиня в исполнении Аделины Гизатуллиной впечатляет несгибаемым характером, железной волей, ярким образом, страстной натурой и взрывным темпераментом. Но все это представляется маской, под которой тщательно и бережно скрывается тонкая трепетная душа и большое, любящее сердце. Эпатаж – прикрытие для богатого внутреннего мира, светлого, чистого и нежного. Фрида на своем жизненном пути встретила немало суровых испытаний: тяжкие недуги, предательство любимого человека (в ранней юности), смерть родных, потеря долгожданного ребенка…
Парадокс, но боль, кровь, слезы стали неисчерпаемым источником вдохновения для талантливой художницы, чье творчество основано на таком жанре живописи, как автопортрет. Работы Кало потрясают яркостью красок, буквально излучают оптимизм и жизнелюбие, свет, веру и надежду.
За время спектакля на сцене не появится ни одной картины, зрители увидят только рамы. Однако, несмотря на аскетичность сценографии, у меня создалось устойчивое ощущение полного погружения в творчество Фриды. Как будто на выставку сходила! Между тем, на сцене находятся лишь несколько стульев и огромное белое полотнище, украшенное вышивкой. Великая сила искусства позволяет домыслить остальное.
Костюмы героини создавались в лучших традициях мексиканской культуры. Каждое появление заглавного персонажа напоминает оживший автопортрет. Потрясающее сходство и нарядов, и прически, и выражения лица, и мимики, и жестов.
Никого не оставит равнодушным и хореография. Языком пластики и танца рассказывает Фрида Кало историю одной катастрофы, навсегда отнявшей у нее здоровье. Один из самых пронзительных, душещипательных эпизодов спектакля связан с потерей ею долгожданного ребенка. Красноречивее всяких слов о мучениях героини говорят (да что там – кричат!) статичные мизансцены, когда корпус вытягивается в струнку, а огромные, бездонные, глубокие глаза смотрят в одну точку.
Фрида – сильная женщина, цельная натура. Несмотря на суровые испытания, она почти до самого конца сохраняет волю, интерес к жизни. Ее творчество отличается яркостью и жизнелюбием. Героиня не бросает в беде родных и близких, помогает сестре, попавшей в беду.
Литературный источник спектакля – одноименная пьеса Ники Симоновой в шести действиях:
1. Авария;
2. Диего;
3. Нью-Йорк;
4. Кристина;
5. Троцкий;
6. Viva Frida.
Каждый акт основан на судьбоносном событии в истории Кало.
Авария внесла серьезные коррективы в ее непростую жизнь, резко вмешалась в и без того слабое здоровье.
Диего. Знаменитый мексиканский художник Диего Ривера – возлюбленный героини, ставший мужем, ее кумир в творчестве, идейный наставник на пути к революционным настроениям. В исполнении Дениса Самойлова этот персонаж – воплощение экспрессии, харизмы, горячей и страстной творческой натуры. Герой завораживает женщин, кажется, он обладает какой-то особенной магией.
Нью-Йорк. Один из самых крупных американских городов возник в жизни Фриды, поскольку она сопровождала мужа Диего в престижную международную командировку. Огромный, стремительно развивающийся мегаполис произвел на мексиканку удручающее, гнетущее впечатление.
Кристина. Старшая родная сестра героини (Анастасия Жданова) вначале пытается оказать ей, попавшей в аварию и прикованной к постели, моральную поддержку. Увы, тщетно. Спустя много лет Кристина, мать двоих детей, оказывается практически без средств к существованию. Кто поможет? Фрида! Только благодарность будет специфической.
Троцкий. Советский политический деятель для мексиканцев – истинный герой, символ русской Революции, почти национальный кумир. В исполнении Павла Юдина он предстает сильным, благородным, светлым человеком, верным своим идеалам, имеющим четкую общественную и гражданскую позицию. Интересная, несколько неожиданная трактовка знаменитого образа.
Наконец, Viva Frida. Это – название, придуманное героиней для своей последней картины. Согласно замыслу художницы (по записям в дневнике), жирную точку, точнее, восклицательный знак в ее жизни и творчестве должен поставить яркий, кроваво-красный натюрморт – изображение арбуза.
Спектакль представляет собой отдельные главы из личных записей Фриды Кало. Сюжет, однако, целен, гармоничен, логически увязан. Это достигается, в том числе, благодаря введению двух оригинальных персонажей – Ведущего (Андрей Удалов) и Певицы (Полина Чернышова). Герои одеты в классический черный элегантный монохром. Они находятся как бы вне времени, в качестве сторонних наблюдателей комментируют (на русском и испанском языках, в вербальной и вокальной форме) происходящее, сочувствуют и сопереживают героям.
Ярчайший персонаж – Лупе Марин (Мария Волкова). Первая жена Диего Риверы, пылкая, горячая, страстная, ревнующая, она подобна пылающему вулкану. Костюм в красно-фиолетовых тонах гармонично дополняет и усиливает образ.
Судьба подкинула Фриде множество суровых испытаний, и одно из них – предательство любимого человека, Алехандро Ариаса (Константин Белошапка). Когда героиня попала в аварию и была прикована к постели, он уехал в Париж, планировал поступить в престижный институт и проучиться там пять лет. Горячая натура мексиканки не приняла это, и кавалер был тут же вычеркнут из ее жизни.
Музыкальный материал постановки основан на мексиканских национальных мелодиях. Камерный оркестр (в записи) в составе: Михаил Айнетдинов (труба), Николай Шипулин (гитара, бас-гитара, перкуссия, ударные), Андрей Сергиевский (рояль, синтезатор), Жазира Абдигали (виолончель) – мгновенно погружает в атмосферу Мексики, позволяет проникнуться настроением и колоритом этой далекой жаркой страны.
Мексика и СССР, творчество и революция, любовь и предательство, факты и вымысел – все смешалось в глубоком, насыщенном, щедром, эмоциональном спектакле. Жизнь Фриды Кало была наполнена болью и страданиями, а ее картины – светом и жизнелюбием. Свои личные драмы художница раскрашивала в мажорные, праздничные оттенки. В том, что такая история обретает жизнь именно на сцене Вахтанговского театра с его уникальной философией, есть особенный символизм.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии