Пьесы А.Н.Островского нисколько не утратили своей «современности» за прошедшие со времени их создания годы – видимо, некоторые неизбывные черты русской действительности и русского характера были настолько точно воссозданы драматургом, что и сегодня мы узнаем в его героях и себя, и своих ближних. Постановок Островского множество, стратегии режиссеров самые разные, от традиционализма до эпатажной модернизации. Спектакль «Лес» в знаменитом Ярославском театре имени Федора Волкова поставлен Александром Кузиным, народным артистом России, вполне в традиционной стилистике, что сделало еще более острым восприятие коллизий и характеров этой замечательной пьесы. Выражая свое субъективное мнение, позволю себе остановиться не столько на выразительных средствах и качестве актерской игры, а на тех культурных смыслах, которые передает эта постановка.
Все герои и героини «Леса» - пьесы, того леса, который присутствует на сцене, и метафорического леса, о котором говорит Геннадий Несчастливцев, – блуждают по нему в поисках счастья, у каждого своего. Женщины – какого бы они ни были возраста - ищут любви, мужчины – успеха и богатства. Эти поиски происходят в метафорическом лесу человеческого бытия, который рушится и в истории продажи леса помещицей Гурмыжской купцу Восмибратову, и в историях персонажей, судьба которых меняется по ходу пьесы, а традиционный уклад их жизни уже на грани крушения. Это подчеркивается упавшими стволами деревьев во второй части спектакля – рушится вековой лес, рушатся вековые устои. Гурмыжская добровольно отдает свое богатство в руки молодого щеголя Буланова, пленившего ее чувственность до самозабвения, а он уже строит наполеоновские планы своей будущей привольной жизни, в которой он уже чувствует себя хозяином.
Другое проблематическое поле пьесы связано с темой театра, столь любимой Островским. Счастливцев и Несчастливцев, две ипостаси театральной жизни и среды, становятся свидетелями происходящих в поместье Гурмыжской событий, а затем начинают и сами принимать в них участие. Жизнь и театр – вот вопрос, который веками волнует драматургов и зрителей: где есть истинная жизнь – в сценических репрезентациях или в повседневной рутине? Несчастливцев, отдавший подмосткам жизнь, уверен в истине театра и хочет увлечь в эту жизнь Аксюшу, молодую девушку, переживающую любовную драму. Но жизнь - реальная, со всеми ее проблемами, чувство не к сценическому герою-любовнику, а к реальному и нисколько не героическому молодому человеку, Петру, побеждает, и в ней девушка находит свое счастье, как только исчезла материальная преграда. Несчастливцев так и не стал Геннадием Гурмыжским – он покидает «реальную жизнь», которая ему кажется лесом, дремучим и страшным, и возвращается, вместе со своим спутником Аркашкой Счастливцевым, к призрачному существованию странствующих актеров, без будущего и без надежды.
Такие печальные мысли возникают после того, как закрылся занавес театра, отгремели аплодисменты, и публика разошлась по домам. «Лес» - комедия, и смех в зале звучал часто и вполне уместно, учитывая множество моментов самой пьесы, подчеркнутых режиссерскими находками и игрой актеров. Но смех у русских авторов всегда связан с «невидимыми миру слезами», а комедия также неразрывна с трагедией, как судьбы Счастливцева и Несчастливцева в сочинении А.Н.Островского.
Что хотел сказать нам постановщик пьесы, поняли ли мы его замысел, удовлетворен ли он своим творением? Далеко не всегда удается проникнуть в творческую мастерскую художника, тем более вести с ним диалог о замысле и воплощении. Мне предоставилась возможность поговорить в Александром Сергеевичем Кузиным уже после того, как я увидела спектакль, за что я ему очень благодарна. С этим режиссером и замечательным театральным педагогом я знакома давно, была у него на занятиях в Ярославском театральном институте. Вот о чем мы говорили, обсуждая постановку «Леса».
Чем привлекает «Лес» современного зрителя? Я слышала смех в зале – а ведь комедию ставить сложнее, чем трагедию – смех обусловлен временем. Насколько комедийные моменты пьесы соответствуют сегодняшним реалиям? Что вообще главное в этой пьесе?
Абсолютно соответствуют. Это спектакль про театр, именно театр – его главная тема. У Островского много пьес, посвященных театру, он прекрасно его знал и любил, со всеми проблемами и сложностями. Театр в этой пьесе раскрыт как нигде, в двух его ипостасях – комедии и трагедии. Перед нами трагик и комик – две метафоры. Но главный театр здесь – это театр Гурмыжской. Сама Гурмыжская – блестящая актриса, каждая сцена – это определенный театральный жанр – мелодрама, водевиль, комедия, трагедия, и все театральные жанры присутствуют в ее характере.
Женские персонажи одержимы жаждой любви, и в любовных сценах Вы наиболее откровенны. Что происходит с этими женщинами – они ощущают дефицит любви, обусловленный временем, когда женщине предписывалась сдержанность, или же это выражение женской натуры, для которой весь мир сосредоточен на поисках пары?
У Островского мы видим два вида отношения к любви – это любовь жертвенная, как у Катерины в «Грозе», Ларисы в «Бесприданнице». Такую жертвенную любовь испытывает Аксюша, и такая любовь – всегда несчастье. Недаром в Аксюше Несчастливцев увидел трагическую героиню. С другой стороны, драматург показывает любовь порочную, когда жизнь на излете, когда женщина стремится урвать кусок наслаждения. Такова Гурмыжская, порочная по природе, которая ищет игрушку и не знает (и, видимо, не знала) истинной любви.
Метафорический лес разрушается – это показано в сценографии Вашего спектакля. Кто и что приходит ему на смену?
Буланов! Он человек ниоткуда, и он возникнет потом в других формах, в частности у Чехова в «Вишневом саде» в образе лакея Яши. Когда он подрастет, он заберет всё!
Считаете ли Вы Несчастливцева главным героем?
Несчастливцев – герой этой театральной идеи. Но сегодня героиня – Гурмыжская, живущая по принципу могущества денег: деньги – страсть, деньги – любовь. Но с Несчастливцевым произошла большая перемена – он обрел имя, он вновь стал Геннадием Гурмыжским, и в этом качестве он называет окружающую жизнь «сыр-дремучим бором», лесом, где все исковеркано и перевернуто.
Есть ли разница в работе с молодыми и «взрослыми», опытными актерами? Кто из Ваших учеников участвует в спектакле?
Буланова играет мой студент Александр Кудряшов. С молодежью работать труднее, поскольку у нет опыта главных ролей, но, с другой стороны, они искренни и непосредственны.
В конце нашего разговора я коснулась темы оперной режиссуры, которая сейчас очень часто переходит к режиссерам драматического театра с весьма неравнозначными результатами. Александр Сергеевич сказал, что он тоже приобщается к оперному искусству – будет ставить в Санкт-Петербурге, в молодежной труппе Мариинского театра, которой руководит Л.Гергиева, оперу Р.Щедринаедрина «Не только любовь». Замысел очень интересный, и мне хочется поблагодарить Александра Сергеевича Кузина за великолепную постановку «Леса» в театре Волкова и пожелать ему самых больших творческих радостей в работе над новым для него жанром оперы.
Екатерина Шапинская
Фото автора
Все герои и героини «Леса» - пьесы, того леса, который присутствует на сцене, и метафорического леса, о котором говорит Геннадий Несчастливцев, – блуждают по нему в поисках счастья, у каждого своего. Женщины – какого бы они ни были возраста - ищут любви, мужчины – успеха и богатства. Эти поиски происходят в метафорическом лесу человеческого бытия, который рушится и в истории продажи леса помещицей Гурмыжской купцу Восмибратову, и в историях персонажей, судьба которых меняется по ходу пьесы, а традиционный уклад их жизни уже на грани крушения. Это подчеркивается упавшими стволами деревьев во второй части спектакля – рушится вековой лес, рушатся вековые устои. Гурмыжская добровольно отдает свое богатство в руки молодого щеголя Буланова, пленившего ее чувственность до самозабвения, а он уже строит наполеоновские планы своей будущей привольной жизни, в которой он уже чувствует себя хозяином.
Другое проблематическое поле пьесы связано с темой театра, столь любимой Островским. Счастливцев и Несчастливцев, две ипостаси театральной жизни и среды, становятся свидетелями происходящих в поместье Гурмыжской событий, а затем начинают и сами принимать в них участие. Жизнь и театр – вот вопрос, который веками волнует драматургов и зрителей: где есть истинная жизнь – в сценических репрезентациях или в повседневной рутине? Несчастливцев, отдавший подмосткам жизнь, уверен в истине театра и хочет увлечь в эту жизнь Аксюшу, молодую девушку, переживающую любовную драму. Но жизнь - реальная, со всеми ее проблемами, чувство не к сценическому герою-любовнику, а к реальному и нисколько не героическому молодому человеку, Петру, побеждает, и в ней девушка находит свое счастье, как только исчезла материальная преграда. Несчастливцев так и не стал Геннадием Гурмыжским – он покидает «реальную жизнь», которая ему кажется лесом, дремучим и страшным, и возвращается, вместе со своим спутником Аркашкой Счастливцевым, к призрачному существованию странствующих актеров, без будущего и без надежды.
Такие печальные мысли возникают после того, как закрылся занавес театра, отгремели аплодисменты, и публика разошлась по домам. «Лес» - комедия, и смех в зале звучал часто и вполне уместно, учитывая множество моментов самой пьесы, подчеркнутых режиссерскими находками и игрой актеров. Но смех у русских авторов всегда связан с «невидимыми миру слезами», а комедия также неразрывна с трагедией, как судьбы Счастливцева и Несчастливцева в сочинении А.Н.Островского.
Что хотел сказать нам постановщик пьесы, поняли ли мы его замысел, удовлетворен ли он своим творением? Далеко не всегда удается проникнуть в творческую мастерскую художника, тем более вести с ним диалог о замысле и воплощении. Мне предоставилась возможность поговорить в Александром Сергеевичем Кузиным уже после того, как я увидела спектакль, за что я ему очень благодарна. С этим режиссером и замечательным театральным педагогом я знакома давно, была у него на занятиях в Ярославском театральном институте. Вот о чем мы говорили, обсуждая постановку «Леса».
Чем привлекает «Лес» современного зрителя? Я слышала смех в зале – а ведь комедию ставить сложнее, чем трагедию – смех обусловлен временем. Насколько комедийные моменты пьесы соответствуют сегодняшним реалиям? Что вообще главное в этой пьесе?
Абсолютно соответствуют. Это спектакль про театр, именно театр – его главная тема. У Островского много пьес, посвященных театру, он прекрасно его знал и любил, со всеми проблемами и сложностями. Театр в этой пьесе раскрыт как нигде, в двух его ипостасях – комедии и трагедии. Перед нами трагик и комик – две метафоры. Но главный театр здесь – это театр Гурмыжской. Сама Гурмыжская – блестящая актриса, каждая сцена – это определенный театральный жанр – мелодрама, водевиль, комедия, трагедия, и все театральные жанры присутствуют в ее характере.
Женские персонажи одержимы жаждой любви, и в любовных сценах Вы наиболее откровенны. Что происходит с этими женщинами – они ощущают дефицит любви, обусловленный временем, когда женщине предписывалась сдержанность, или же это выражение женской натуры, для которой весь мир сосредоточен на поисках пары?
У Островского мы видим два вида отношения к любви – это любовь жертвенная, как у Катерины в «Грозе», Ларисы в «Бесприданнице». Такую жертвенную любовь испытывает Аксюша, и такая любовь – всегда несчастье. Недаром в Аксюше Несчастливцев увидел трагическую героиню. С другой стороны, драматург показывает любовь порочную, когда жизнь на излете, когда женщина стремится урвать кусок наслаждения. Такова Гурмыжская, порочная по природе, которая ищет игрушку и не знает (и, видимо, не знала) истинной любви.
Метафорический лес разрушается – это показано в сценографии Вашего спектакля. Кто и что приходит ему на смену?
Буланов! Он человек ниоткуда, и он возникнет потом в других формах, в частности у Чехова в «Вишневом саде» в образе лакея Яши. Когда он подрастет, он заберет всё!
Считаете ли Вы Несчастливцева главным героем?
Несчастливцев – герой этой театральной идеи. Но сегодня героиня – Гурмыжская, живущая по принципу могущества денег: деньги – страсть, деньги – любовь. Но с Несчастливцевым произошла большая перемена – он обрел имя, он вновь стал Геннадием Гурмыжским, и в этом качестве он называет окружающую жизнь «сыр-дремучим бором», лесом, где все исковеркано и перевернуто.
Есть ли разница в работе с молодыми и «взрослыми», опытными актерами? Кто из Ваших учеников участвует в спектакле?
Буланова играет мой студент Александр Кудряшов. С молодежью работать труднее, поскольку у нет опыта главных ролей, но, с другой стороны, они искренни и непосредственны.
В конце нашего разговора я коснулась темы оперной режиссуры, которая сейчас очень часто переходит к режиссерам драматического театра с весьма неравнозначными результатами. Александр Сергеевич сказал, что он тоже приобщается к оперному искусству – будет ставить в Санкт-Петербурге, в молодежной труппе Мариинского театра, которой руководит Л.Гергиева, оперу Р.Щедринаедрина «Не только любовь». Замысел очень интересный, и мне хочется поблагодарить Александра Сергеевича Кузина за великолепную постановку «Леса» в театре Волкова и пожелать ему самых больших творческих радостей в работе над новым для него жанром оперы.
Екатерина Шапинская
Фото автора