интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » "Ночь на пороге лесов" в Театральном особняке: трудный шаг навстречу судьбе

 
 
 

"Ночь на пороге лесов" в Театральном особняке: трудный шаг навстречу судьбе

Автор: Ирина Обухова от 26-06-2015, 02:04, посмотрело: 2231

Невдалеке от никарагуанского леса сидит старый генерал со своими солдатами и стреляет во всё, что движется и отличается от деревьев размером, цветом и формой. «Абсурд! – скажете вы. – Какое отношение эта странная история имеет к нашей жизни?» Однако моноспектакль по пьесе французского драматурга Бернара-Мари Кольтеса «Ночь на пороге лесов», прошедший 24 июня на сцене Театрального особняка, поведал зрителям, что никарагуанский лес, где необходимо ползать, молчать и приспосабливаться ради выживания, - это будни обитателя большого города.

Режиссёр Александр Коротков и актёр Владимир Любовский сумели превратить пьесу, больше похожую на сложный текст, в многогранный моноспектакль, трогающий до глубины души и побуждающий зрителя размышлять на вечную тему существования человека и его места в мире.

Главный герой – иностранец, волею судьбы оказавшийся во французском мегаполисе, он пытается понять самого себя и избавиться от одиночества. На протяжении спектакля своими мыслями и поступками он вызывает у зрителя море эмоций, далеко не всегда положительных: за один миг жалость к нему может смениться неприятием и непониманием, а его прямота и решительность покажутся напускными. Совершить столько перевоплощений – от храбреца, готового к противостоянию, если на его свободу посягнут, до ранимого тонко чувствующего человека, погрязшего в собственном мирке, - задача сложная, но Владимиру Любовскому удалось справиться с ней на отлично, его сильную неповторимую энергетику не мог не ощутить каждый сидящий в зале.

Для наиболее полного воссоздания историй, рассказанных героем, и нужной атмосферы в спектакле активно используются звуковые и световые эффекты: дождь, падающая вода, шум метро, чередование жёлтого и красного света. В постановке минимум реквизита, однако это не недостаток, наоборот, искренность и экспрессия главного героя способна заменить самые красивые декорации. Например, когда герой разливает по сцене воду из ведра, рассказывая историю любви на мосту с девушкой, назвавшейся неизвестным именем, ты живо представляешь себе эту картину и словно становишься третьим участником происходящего.

В начале «Ночи на пороге лесов» мы знакомимся с беспокойной и неустроенной жизнью главного героя. Вопросы и проблемы, о которых он говорит, наверняка покажутся близкими и актуальными для большинства зрителей: сложность найти верного друга, общение с женщинами, одиночество в большом городе. Свои наблюдения и бытовые зарисовки он переводит на уровень рефлексии, постоянная концентрация на одних и тех же эпизодах заставляет думать: «А не происходило ли со мной подобное?»

Рассказ о старом генерале – самый интересный и неоднозначный. Он ставит перед героем, который перешёл грань между безумием и реальностью, трудный выбор: дальше ползать и пресмыкаться ради существования или выйти на выстрел, встретив свою судьбу. Его решение мы узнаем в пронзительном повествовании о французском метро – своеобразном двойнике леса в Никарагуа.

Спектакль может вызвать разные чувства, кроме одного – равнодушия. Как можно оставаться безучастным к рассказанным историям и бытию отдельного человека, если всё это так похоже на твою собственную жизнь? Тема одиночества и противостояния миру отсылает нас к произведениям Камю и Сартра, а иногда главный герой напоминает Генри Чинарски Чарльза Буковски, за напускным цинизмом и грубостью которого скрывалась тонкая сопереживающая человечеству душа. Такие литературные ассоциации наводят зрителя на философские размышления и ещё сильнее убеждают: спектакль не только об ищущем себя человеке, он обо всех нас.

Выходя из зала, ты уже по-другому начинаешь смотреть на вечерний мегаполис, а в звуках метро и машин всё отчётливей слышатся шорохи никарагуанского леса.

Ирина Обухова

Категория: Театр » Драма