Отечественный фильм-катастрофа «Метро», отнюдь не стал катастрофой для его создателей.
Так уж повелось, что фильмы российского производства у нас же в России принято ругать. При том, ведь и актёров у нас хватает талантливых, и режиссёры именитые есть, ан нет – всё равно что-то, да не так. Если это кассовый и высокобюджетный фильм, то, как правило, в погоне за голливудскими блокбастерами, создатели фильмов «утопают» в сражениях, погонях и прочей компьютерной мишуре, порой забывая, как о логике повествования, так и о смысловой нагруженности диалогов. Авторское кино, кино не для всех, арт-хаус – наоборот, бывают настолько «преисполнены высоким смыслом», что и создатель сего творения зачастую не способен объяснить, что же там имелось в виду. Но надежда на лучшие времена, всё-таки, не покидает российский кинематограф. Так, во всех отношениях хорошим получился фильм Антона Мегердичева «Метро».
Фильм-катастрофа – не самый популярный для России жанр. Наиболее ярким примером отечественного фильма-катастрофы, конечно же, является «Экипаж» Александра Митты. Время идёт, и за 20 с лишним лет существования современной России, выдающихся фильмов-катастроф замечено не было. Но вот наступает 2013 год и в кинотеатры нашей страны проникает «Метро». Первая и, пожалуй, главная удача этого фильма связана с выбором места (особенно для москвичей). Московское метро считается одним из самых красивых в мире. Для столицы метро стало главной транспортной артерией. В нём можно повстречать людей разных профессий, интересов, различного социального положения. При всём этом, метро - это закрытое помещение в тёмном подземелье. Некий мистический ужас, порождённый книгами Дмитрия Глуховского, тоже добавляет интереса. Хотя, данная картина поставлена по одноимённому роману Дмитрия Сафонова и к произведениям Глуховского никакого отношения не имеет. Не имеет картина отношения и к мистике – сплошной реализм. Нереальными в фильме явились лишь названия некоторых станций. Так, в отличие от романа Сафонова, где дело разворачивается возле станции метро Тушинская, в кино действие происходит на кольцевой ветке около станции Бородинская. Персонажи фильма довольно убедительны и характерны для Москвы: тут вам и отец, отвозящий дочку в школу и бизнесмен, оставивший свою машину, чтобы не стоять в пробках и женщина бомжеватого вида, сбежавшая от полиции. Где, как не в метро эти персонажи могли пересечься, и где, как не в метро, они могли объединиться для того, чтобы выжить. В отличие от Бекмамбетовского «Дневного дозора», где сама идея: «Хм… а что если я разрушу Москву?!» - была новаторской, данный фильм пропитан не только духом катастрофы, но и психологизмом. И хотя для общества события, происходящие в фильме, стали трагедией, для главных героев картины они стали победой. Именно преодолевая трудности, герой становится героем, и каждому персонажу (включая ожидающих на поверхности) было необходимо это становление.
Важным фактором успеха фильма стало то, что режиссёру удалось всё выдержать в балансе: личную драму и масштабную катастрофу, компьютерную графику и реальные декорации, а также органичность игры актёрского состава. Фильм выглядит очень целостно и смотрится на одном дыхании. Помимо художественного, данное кино несёт также практический смысл. Антону Мегердичеву удалось снять замечательную инструкцию по выживанию в Московском метрополитене, и если подземка вдруг окажется под водой - мы будем знать, что делать.
Александр Тестов
Так уж повелось, что фильмы российского производства у нас же в России принято ругать. При том, ведь и актёров у нас хватает талантливых, и режиссёры именитые есть, ан нет – всё равно что-то, да не так. Если это кассовый и высокобюджетный фильм, то, как правило, в погоне за голливудскими блокбастерами, создатели фильмов «утопают» в сражениях, погонях и прочей компьютерной мишуре, порой забывая, как о логике повествования, так и о смысловой нагруженности диалогов. Авторское кино, кино не для всех, арт-хаус – наоборот, бывают настолько «преисполнены высоким смыслом», что и создатель сего творения зачастую не способен объяснить, что же там имелось в виду. Но надежда на лучшие времена, всё-таки, не покидает российский кинематограф. Так, во всех отношениях хорошим получился фильм Антона Мегердичева «Метро».
Фильм-катастрофа – не самый популярный для России жанр. Наиболее ярким примером отечественного фильма-катастрофы, конечно же, является «Экипаж» Александра Митты. Время идёт, и за 20 с лишним лет существования современной России, выдающихся фильмов-катастроф замечено не было. Но вот наступает 2013 год и в кинотеатры нашей страны проникает «Метро». Первая и, пожалуй, главная удача этого фильма связана с выбором места (особенно для москвичей). Московское метро считается одним из самых красивых в мире. Для столицы метро стало главной транспортной артерией. В нём можно повстречать людей разных профессий, интересов, различного социального положения. При всём этом, метро - это закрытое помещение в тёмном подземелье. Некий мистический ужас, порождённый книгами Дмитрия Глуховского, тоже добавляет интереса. Хотя, данная картина поставлена по одноимённому роману Дмитрия Сафонова и к произведениям Глуховского никакого отношения не имеет. Не имеет картина отношения и к мистике – сплошной реализм. Нереальными в фильме явились лишь названия некоторых станций. Так, в отличие от романа Сафонова, где дело разворачивается возле станции метро Тушинская, в кино действие происходит на кольцевой ветке около станции Бородинская. Персонажи фильма довольно убедительны и характерны для Москвы: тут вам и отец, отвозящий дочку в школу и бизнесмен, оставивший свою машину, чтобы не стоять в пробках и женщина бомжеватого вида, сбежавшая от полиции. Где, как не в метро эти персонажи могли пересечься, и где, как не в метро, они могли объединиться для того, чтобы выжить. В отличие от Бекмамбетовского «Дневного дозора», где сама идея: «Хм… а что если я разрушу Москву?!» - была новаторской, данный фильм пропитан не только духом катастрофы, но и психологизмом. И хотя для общества события, происходящие в фильме, стали трагедией, для главных героев картины они стали победой. Именно преодолевая трудности, герой становится героем, и каждому персонажу (включая ожидающих на поверхности) было необходимо это становление.
Важным фактором успеха фильма стало то, что режиссёру удалось всё выдержать в балансе: личную драму и масштабную катастрофу, компьютерную графику и реальные декорации, а также органичность игры актёрского состава. Фильм выглядит очень целостно и смотрится на одном дыхании. Помимо художественного, данное кино несёт также практический смысл. Антону Мегердичеву удалось снять замечательную инструкцию по выживанию в Московском метрополитене, и если подземка вдруг окажется под водой - мы будем знать, что делать.
Александр Тестов