1779 год. Последняя четверть XVIII века. Эпоха Просвещения – время, когда искусство становится не просто способом развлечения, а, в первую очередь, источником Знания. Именно тогда французский драматург и публицист Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (24.01.1732 – 18.05.1799) написал одну из самых известных своих пьес – комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро» («La Folle Journée, ou le Mariage de Figaro»). Начиная со дня премьеры (27.04.1784), произведение пользовалось неизменным успехом среди публики, ежедневно забивавшей зал до отказа. Спустя 2 года бессмертное творение великого француза получило новое воплощение – В.А.Моцарт написал оперу, названную «Свадьба Фигаро» («La nozze di Figaro»).
В России шедевр Бомарше «увидел свет» в 1785 году на сцене Михайловского театра. Первая постановка состоялась при участии «французского» состава столичной труппы. В дальнейшем многие отечественные коллективы регулярно включали «Женитьбу Фигаро» в свой репертуаре как в царской России, так и в Советском Союзе. Один из самых ярких спектаклей в нашей стране, безусловно – это «Безумный день…» режиссера Валентина Плучека (театр Сатиры), благодаря экранизации (1974) доступный и поныне. В XXI веке одна из самых известных пьес Пьера Бомарше по-прежнему популярна и постоянно входит в афишу многих театров.
10 сентября 2014 года театр имени Вахтангова открыл свой 94 сезон премьерой «Женитьбы Фигаро» режиссера Владимира Мирзоева. Накануне представителям СМИ показали небольшой фрагмент спектакля – вторую половину первого акта.
Первое, на что обращает внимание зритель, когда занавес только раздвигается – это почти аскетичный минимализм в оформлении сцены (художник-сценограф – Анастасия Бугаева). Декорация представляет собой фантастическую деревянную конструкцию, из которой возникают и будуар, и массажный стол, и ванная комната графини Розины. Яркие, эффектные наряды героев с легким оттенком современности создала художник по костюмам Алла Коженкова.
Во время пресс-показа, к сожалению, не довелось увидеть всех персонажей спектакля, зато некоторые герои появились на сцене в 2, а то и в 3 воплощениях. Так, заглавную роль за небольшой промежуток времени исполнили Дмитрий Соломыкин, Павел Попов и Леонид Бичевин. В образе его невесты Сюзанны по очереди появлялись Лада Чуровская и Полина Кузьминская. Графиню Розину сыграли Заслуженная артистка России Марина Есипенко и Анна Антонова. И только граф Альмавива в спектакле всего один – лауреат Государственной премии России Максим Суханов. Другие герои выходили на сцену на небольшой промежуток времени, и поэтому появились лишь в одном составе: Марселина – Вера Новикова, паж Керубино – Максим Севриновский, учитель музыки Базиль и судья Бридуазон – Эльдар Трамов, доктор Бартоло – Олег Лопухов, садовник Антонио – Заслуженный артист России Александр Галевский.
Режиссерское решение Владимира Мирзоева превратило графа Альмавиву в человека, находящегося в далеко не юном возрасте. Остальные действующие лица – Фигаро, графиня, Сюзанна, Керубино – намного моложе него. В руках старшего персонажа сосредоточены власть и богатство, он – обыкновенный самодур, который делает только то, чего ему хочется, категорически не интересуясь мнением, желаниями и чувствами других. Молодежь, естественно, обеспечена гораздо меньше, зато энергии, задора, хитрости и ума у них – хоть отбавляй. А это значит, что обвести тирана вокруг пальца будет не так уж сложно! Ведь когда за дело берется такой человек, как Фигаро, успех гарантирован!
Интересно режиссерское решение по поводу юного пажа Керубино. В этой роли по очереди на сцену будут выходить Максим Севриновский и Василиса Суханова. Ассоциации отбрасывают зрителей в Австрию, в 1876 год, когда В.А.Моцарт писал свою оперу, в которой эта партия доверена женскому голосу меццо-сопрано, и это – один из самых ярких образов для травести. Любопытно, какие результаты принесет эксперимент в драматическом театре.
Спектакль имеет насыщенное музыкальное оформление: ни с чем не сравнимый эффект достигается за счет привлечения «живого» оркестра (состав: Михаил Айнетдинов, Валерия Дмитриева, Полина Евланова, Ольга Жевлакова, Владимир Свешников, Евгений Полтораков и Николай Мызиков), исполняющего знаменитые мелодии Дж.Россини, В.А.Моцарта, И.С.Баха и Л.Боккерини, переложенные для инструментального ансамбля Ильей Рейбархом. Эмоциональный накал усиливается при помощи мощного «хора» их барабанов, «созданного» героями пьесы.
…Итак, в доме графа Альмавивы ожидается важное событие – свадьба его камердинера Фигаро и Сюзанны, камеристки графини Розины. События, интриги, деликатные моменты нарастают лавинообразно, и с каждой секундой нити сюжета запутываются все сильнее. Кто же победит в этом бесконечном поединке между старшим (граф) и младшим (Фигаро, Сюзанна, графиня, Керубино) поколениями, между властьимущими, в чьих руках сосредоточено нешуточное состояние, и их вассалами, судьба которых всецело зависит от воли господина? Об этом вы узнаете, посмотрев спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на сцене театра имени Вахтангова.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марии Ипполитовой
В России шедевр Бомарше «увидел свет» в 1785 году на сцене Михайловского театра. Первая постановка состоялась при участии «французского» состава столичной труппы. В дальнейшем многие отечественные коллективы регулярно включали «Женитьбу Фигаро» в свой репертуаре как в царской России, так и в Советском Союзе. Один из самых ярких спектаклей в нашей стране, безусловно – это «Безумный день…» режиссера Валентина Плучека (театр Сатиры), благодаря экранизации (1974) доступный и поныне. В XXI веке одна из самых известных пьес Пьера Бомарше по-прежнему популярна и постоянно входит в афишу многих театров.
10 сентября 2014 года театр имени Вахтангова открыл свой 94 сезон премьерой «Женитьбы Фигаро» режиссера Владимира Мирзоева. Накануне представителям СМИ показали небольшой фрагмент спектакля – вторую половину первого акта.
Первое, на что обращает внимание зритель, когда занавес только раздвигается – это почти аскетичный минимализм в оформлении сцены (художник-сценограф – Анастасия Бугаева). Декорация представляет собой фантастическую деревянную конструкцию, из которой возникают и будуар, и массажный стол, и ванная комната графини Розины. Яркие, эффектные наряды героев с легким оттенком современности создала художник по костюмам Алла Коженкова.
Во время пресс-показа, к сожалению, не довелось увидеть всех персонажей спектакля, зато некоторые герои появились на сцене в 2, а то и в 3 воплощениях. Так, заглавную роль за небольшой промежуток времени исполнили Дмитрий Соломыкин, Павел Попов и Леонид Бичевин. В образе его невесты Сюзанны по очереди появлялись Лада Чуровская и Полина Кузьминская. Графиню Розину сыграли Заслуженная артистка России Марина Есипенко и Анна Антонова. И только граф Альмавива в спектакле всего один – лауреат Государственной премии России Максим Суханов. Другие герои выходили на сцену на небольшой промежуток времени, и поэтому появились лишь в одном составе: Марселина – Вера Новикова, паж Керубино – Максим Севриновский, учитель музыки Базиль и судья Бридуазон – Эльдар Трамов, доктор Бартоло – Олег Лопухов, садовник Антонио – Заслуженный артист России Александр Галевский.
Режиссерское решение Владимира Мирзоева превратило графа Альмавиву в человека, находящегося в далеко не юном возрасте. Остальные действующие лица – Фигаро, графиня, Сюзанна, Керубино – намного моложе него. В руках старшего персонажа сосредоточены власть и богатство, он – обыкновенный самодур, который делает только то, чего ему хочется, категорически не интересуясь мнением, желаниями и чувствами других. Молодежь, естественно, обеспечена гораздо меньше, зато энергии, задора, хитрости и ума у них – хоть отбавляй. А это значит, что обвести тирана вокруг пальца будет не так уж сложно! Ведь когда за дело берется такой человек, как Фигаро, успех гарантирован!
Интересно режиссерское решение по поводу юного пажа Керубино. В этой роли по очереди на сцену будут выходить Максим Севриновский и Василиса Суханова. Ассоциации отбрасывают зрителей в Австрию, в 1876 год, когда В.А.Моцарт писал свою оперу, в которой эта партия доверена женскому голосу меццо-сопрано, и это – один из самых ярких образов для травести. Любопытно, какие результаты принесет эксперимент в драматическом театре.
Спектакль имеет насыщенное музыкальное оформление: ни с чем не сравнимый эффект достигается за счет привлечения «живого» оркестра (состав: Михаил Айнетдинов, Валерия Дмитриева, Полина Евланова, Ольга Жевлакова, Владимир Свешников, Евгений Полтораков и Николай Мызиков), исполняющего знаменитые мелодии Дж.Россини, В.А.Моцарта, И.С.Баха и Л.Боккерини, переложенные для инструментального ансамбля Ильей Рейбархом. Эмоциональный накал усиливается при помощи мощного «хора» их барабанов, «созданного» героями пьесы.
…Итак, в доме графа Альмавивы ожидается важное событие – свадьба его камердинера Фигаро и Сюзанны, камеристки графини Розины. События, интриги, деликатные моменты нарастают лавинообразно, и с каждой секундой нити сюжета запутываются все сильнее. Кто же победит в этом бесконечном поединке между старшим (граф) и младшим (Фигаро, Сюзанна, графиня, Керубино) поколениями, между властьимущими, в чьих руках сосредоточено нешуточное состояние, и их вассалами, судьба которых всецело зависит от воли господина? Об этом вы узнаете, посмотрев спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на сцене театра имени Вахтангова.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марии Ипполитовой