В конце ушедшего года мне посчастливилось посетить постановку М. Карбаускиса, основанную на одном из ранних произведений Томаса Манна – романе «Будденброки», за который он был удостоен Нобелевской премии по литературе. Можно ли поставить столь тяжеловесное произведение в театре, продемонстрировать зрителю диалектику и драму нескольких поколений всего за несколько часов?
Риторический вопрос. Как и большинство тех, что ставит перед зрителями разворачивающееся действо. Хоровое пение псалмов семьёй Будденброков – нечто вроде условной черты, делящей спектакль на отдельные сцены. Сознательная аскетичность декораций заставляет полностью сосредоточиться на действии, которое, к слову, уже началось. Все здесь: сосредоточенный отец семейства, рядом с которым неизменно полная сил консульша. Подрастающие дети, которым неведомы муки выбора, которые – взъерошенная, всегда на лету, Тони, осанистый Томас и трогательно-тощий, витающий далеко где-то Христиан – кажется, вот именно они смогут то, чего не дано было успеть и понять родителям. Но мы помним, что роман – гибель семейства, и постановка, наверное, о том же. Ждём.
И вот первые ласточки – Тони Будденброк выходит замуж. Не по любви, поборов чувства и порывы ради блага семьи. И просчёт отца, поверившего в перспективность быстро обанкротившегося Грюнлиха. И как активная, всегда радостная и открытая Тони в попытках просчитать, предугадать, выбрать, превращается постепенно в нечто совершенно иное. В какую-то пародию на собственную мать – с претенциозностью её и вычурностью, неуместно наложенной на суетливость и вспыльчивость свою собственную. Как будто шутя, на полуслове, отправляется в мир иной старший Будденброк, и Томас расправляет плечи, заступая на пост главы семейства. И каждый здесь пытается играть роль, будто направляемый стереотипами, и где-то здесь зарождается ощущение надвигающейся лавины – если каждый продолжит делать то, что делает, лучше уже не будет. Но надежда, что одно из событий сумеет повернуть цепную реакцию вспять, остаётся. Почти до конца. Вряд ли кто-то мог поверить, что эти жизнерадостные существа, какими были молодые Будденброки, могут всерьёз схватиться из-за наследства, когда в соседней комнате будет лежать их умершая мать.
И когда Христиана изгоняют из дома, а Тони выходит замуж вновь – и вновь всё не так, совсем не так. Как сам Томас, наконец, женится на немногословной и влюблённой в музыку Герде, и наследник его представляется последним оплотом, вокруг которого пытается объединиться поредевшее и вымотанное воинство Будденброков. Снова в родном доме потерпевшая неудачу в новом браке, раздавленная и униженная Тони, пытающийся выровнять кренящееся судно Томас, вернувшийся ненадолго и в последний раз Христиан. Но они видят лишь дитя своей матери – беззаветно преданное музыке, совершенно не ищущее связи с действительностью, глубоко безразличное к семейным делам, абмарам, складам, кораблям…
Кажется, здесь отчаяние приобретает очертания вполне физические, и его ощущает уже каждый, находящийся в зале.
И каждый Будденброк продолжает механически действовать сообразно своей роли – до конца, уже очевидного. Сакраментальное «Я, Томас Будденброк, в 42 года – конченый человек» звучит как приговор всему семейству, как констатация очевидного. И очень скоро на сцене, как на брошенном гарнизоном огневом рубеже, остаётся одна лишь Тони – потерянная, одинокая, совершенно не понимающая, как, почему, и где он был, тот момент, после которого сопротивление и попытки спастись стали уже бесполезной тратой сил.
«Будденброки» - странный спектакль. Ода смерти и жернова жизни, перемалывающие одинаково монотонно расчётливых и эмоциональных. Время, предающее забвению прямые и стойкие силуэты карьеристов, и огненные ореолы влюблённых. Посыл Карбаускиса вроде бы понятен – не противься себе, не всё решают деньги, и далее по тексту. Известное и пройденное уже. Но отчего-то совсем нет уверенности, что даже со многими допущениями конец мог быть другим.
«Будденброки» – в первую очередь о бессилии человека в схватке с обстоятельствами. О том, что не всегда стоит сражаться с ними. О том, что отступление от правил, гибкость, чуткость - зачастую единственный способ сберечь близких людей там, где сломаются стальные характеры и растрескаются вековые идеалы и традиции. Этот мотив и придаёт постановке особую связь с современностью, позволяя тексту Томаса Манна – пусть и сильно упрощённому – прозвучать со сцены РАМТа громко, пронзительно и монументально в нашем двадцать первом веке. Однозначно рекомендовано к просмотру.
Евгений Баранов
Ссылки по теме:
Официальный сайт РАМТ
"Будденброки". О спектакле
Риторический вопрос. Как и большинство тех, что ставит перед зрителями разворачивающееся действо. Хоровое пение псалмов семьёй Будденброков – нечто вроде условной черты, делящей спектакль на отдельные сцены. Сознательная аскетичность декораций заставляет полностью сосредоточиться на действии, которое, к слову, уже началось. Все здесь: сосредоточенный отец семейства, рядом с которым неизменно полная сил консульша. Подрастающие дети, которым неведомы муки выбора, которые – взъерошенная, всегда на лету, Тони, осанистый Томас и трогательно-тощий, витающий далеко где-то Христиан – кажется, вот именно они смогут то, чего не дано было успеть и понять родителям. Но мы помним, что роман – гибель семейства, и постановка, наверное, о том же. Ждём.
И вот первые ласточки – Тони Будденброк выходит замуж. Не по любви, поборов чувства и порывы ради блага семьи. И просчёт отца, поверившего в перспективность быстро обанкротившегося Грюнлиха. И как активная, всегда радостная и открытая Тони в попытках просчитать, предугадать, выбрать, превращается постепенно в нечто совершенно иное. В какую-то пародию на собственную мать – с претенциозностью её и вычурностью, неуместно наложенной на суетливость и вспыльчивость свою собственную. Как будто шутя, на полуслове, отправляется в мир иной старший Будденброк, и Томас расправляет плечи, заступая на пост главы семейства. И каждый здесь пытается играть роль, будто направляемый стереотипами, и где-то здесь зарождается ощущение надвигающейся лавины – если каждый продолжит делать то, что делает, лучше уже не будет. Но надежда, что одно из событий сумеет повернуть цепную реакцию вспять, остаётся. Почти до конца. Вряд ли кто-то мог поверить, что эти жизнерадостные существа, какими были молодые Будденброки, могут всерьёз схватиться из-за наследства, когда в соседней комнате будет лежать их умершая мать.
И когда Христиана изгоняют из дома, а Тони выходит замуж вновь – и вновь всё не так, совсем не так. Как сам Томас, наконец, женится на немногословной и влюблённой в музыку Герде, и наследник его представляется последним оплотом, вокруг которого пытается объединиться поредевшее и вымотанное воинство Будденброков. Снова в родном доме потерпевшая неудачу в новом браке, раздавленная и униженная Тони, пытающийся выровнять кренящееся судно Томас, вернувшийся ненадолго и в последний раз Христиан. Но они видят лишь дитя своей матери – беззаветно преданное музыке, совершенно не ищущее связи с действительностью, глубоко безразличное к семейным делам, абмарам, складам, кораблям…
Кажется, здесь отчаяние приобретает очертания вполне физические, и его ощущает уже каждый, находящийся в зале.
И каждый Будденброк продолжает механически действовать сообразно своей роли – до конца, уже очевидного. Сакраментальное «Я, Томас Будденброк, в 42 года – конченый человек» звучит как приговор всему семейству, как констатация очевидного. И очень скоро на сцене, как на брошенном гарнизоном огневом рубеже, остаётся одна лишь Тони – потерянная, одинокая, совершенно не понимающая, как, почему, и где он был, тот момент, после которого сопротивление и попытки спастись стали уже бесполезной тратой сил.
«Будденброки» - странный спектакль. Ода смерти и жернова жизни, перемалывающие одинаково монотонно расчётливых и эмоциональных. Время, предающее забвению прямые и стойкие силуэты карьеристов, и огненные ореолы влюблённых. Посыл Карбаускиса вроде бы понятен – не противься себе, не всё решают деньги, и далее по тексту. Известное и пройденное уже. Но отчего-то совсем нет уверенности, что даже со многими допущениями конец мог быть другим.
«Будденброки» – в первую очередь о бессилии человека в схватке с обстоятельствами. О том, что не всегда стоит сражаться с ними. О том, что отступление от правил, гибкость, чуткость - зачастую единственный способ сберечь близких людей там, где сломаются стальные характеры и растрескаются вековые идеалы и традиции. Этот мотив и придаёт постановке особую связь с современностью, позволяя тексту Томаса Манна – пусть и сильно упрощённому – прозвучать со сцены РАМТа громко, пронзительно и монументально в нашем двадцать первом веке. Однозначно рекомендовано к просмотру.
Евгений Баранов
Ссылки по теме:
Официальный сайт РАМТ
"Будденброки". О спектакле