"Будденброки" – так называется популярный фильм на основе одноименной драмы одного из самых ярких немецких писателей, Томаса Манна.
Экранизация, собственно, тоже немецкая. Рассказывается о судьбе купеческой семьи XIX века из Любека, которая от поколения к поколению теряет торговую хватку, основательность успешных бюргеров, а вместе с этим — смысл жизни.
Фильм - не книга. Короче и несколько беднее, впрочем, смотрится, куда легче, чем читается. По крайней мере, на немецком языке "Будденброков" читать довольно сложно и нудно.
Тема рока, эпичность произведения, шикарные костюмы не могут не завораживать, но одна мысль мне не дает покоя. Куда делся сын лоцмана Морген? И, в общем-то, был ли мальчик?
Собственно, тема рока незримо присутствует практически во всех произведениях протестантского толка.
Наиболее полно тема предопределения, тема рока незримого, но беспощадного имеет место в той части протестантизма, которое теоретически обосновал Кальвин. Женевский кальвинизм не только определяет смысл давления предопределения, но и разделяет людей на избранных и неизбранных, на спасенных и не спасенных. Это можно определить как первый уровень проблемы, особенно ярко вырисованный на примере с этим самым сыном лоцмана Моргена.
Вторым уровнем проблемы Будденброков является уже протестантская этика по Веберу. Смысл в том, что при утере купеческой бюргерской хватки и от этого естественно успехов в делах, теряется смысл жизни.
Так как для классического германского (не кальвинистского, но все же близкого к этому) сознания, работа и успех - признак того, что Господь любит тебя. Так начиналась и история семьи Круппов, у основателя династии которого прогорел бизнес по плавке металла и чугуна, после чего родственники официально объявили его сумасшедшим, отобрали дом и собственность и изгнали с семьей из города. Получается, по их теории, Господь отвернулся от него.
Некоторые критики сравнивают Томаса Манна с Достоевским. И даже считают его куда выше. Думаю, это опрометчиво. Вряд ли нужно и можно сравнивать Манна с Достоевским, Чеховым или Гаршиным. А вот со Львом Толстым, пожалуй, можно.
Эпичность Манна конечно, куда беднее эпичности Толстого. Манн описывает историю одной купеческой семьи, одного рода, нечто подобное проделвает и Толстой, правда, тот вдобавок пишет о войне, отчего в жизни семьи видна эпоха. Эпохи в "Будденброках" я не до конца углядела ни когда читала, ни когда смотрела.
Ирина Тихонова
Краткое содержание драмы можно увидеть здесь (на русском языке)
Экранизация, собственно, тоже немецкая. Рассказывается о судьбе купеческой семьи XIX века из Любека, которая от поколения к поколению теряет торговую хватку, основательность успешных бюргеров, а вместе с этим — смысл жизни.
Фильм - не книга. Короче и несколько беднее, впрочем, смотрится, куда легче, чем читается. По крайней мере, на немецком языке "Будденброков" читать довольно сложно и нудно.
Тема рока, эпичность произведения, шикарные костюмы не могут не завораживать, но одна мысль мне не дает покоя. Куда делся сын лоцмана Морген? И, в общем-то, был ли мальчик?
Собственно, тема рока незримо присутствует практически во всех произведениях протестантского толка.
Наиболее полно тема предопределения, тема рока незримого, но беспощадного имеет место в той части протестантизма, которое теоретически обосновал Кальвин. Женевский кальвинизм не только определяет смысл давления предопределения, но и разделяет людей на избранных и неизбранных, на спасенных и не спасенных. Это можно определить как первый уровень проблемы, особенно ярко вырисованный на примере с этим самым сыном лоцмана Моргена.
Вторым уровнем проблемы Будденброков является уже протестантская этика по Веберу. Смысл в том, что при утере купеческой бюргерской хватки и от этого естественно успехов в делах, теряется смысл жизни.
Так как для классического германского (не кальвинистского, но все же близкого к этому) сознания, работа и успех - признак того, что Господь любит тебя. Так начиналась и история семьи Круппов, у основателя династии которого прогорел бизнес по плавке металла и чугуна, после чего родственники официально объявили его сумасшедшим, отобрали дом и собственность и изгнали с семьей из города. Получается, по их теории, Господь отвернулся от него.
Некоторые критики сравнивают Томаса Манна с Достоевским. И даже считают его куда выше. Думаю, это опрометчиво. Вряд ли нужно и можно сравнивать Манна с Достоевским, Чеховым или Гаршиным. А вот со Львом Толстым, пожалуй, можно.
Эпичность Манна конечно, куда беднее эпичности Толстого. Манн описывает историю одной купеческой семьи, одного рода, нечто подобное проделвает и Толстой, правда, тот вдобавок пишет о войне, отчего в жизни семьи видна эпоха. Эпохи в "Будденброках" я не до конца углядела ни когда читала, ни когда смотрела.
Ирина Тихонова
Краткое содержание драмы можно увидеть здесь (на русском языке)