интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Шекспир в джинсах

 
 
 

Шекспир в джинсах

Автор: Ольга Быкова от 4-02-2016, 02:42, посмотрело: 1252

TheatreHD – явление для России довольное новое. Это прямая трансляция или показ записи постановок самых известных театров мира: Королевского Национального театра (Лондон), Шекспировского театра «Глобус» (Лондон), Королевской Шекспировской компании (Стратфорд-на-Эйвоне), Метрополитен Оперы (Нью-Йорк), Большого театра и других.

С начала 2010х годов такой вариант «посещения» театра становится все популярнее. Не удивительно: что может быть удобнее, чем купить билет в обычный кинотеатр, и оказаться на премьере «Гамлета» в исполнении Бенедикта Камбербэтча? Не надо копить деньги на поездку в Великобританию, покупать билет за полгода, театр теперь гораздо ближе, чем это было возможно раньше. Причем, в каком бы месте зала ни оказался зритель, он все равно будет как в партере. Такой эффект достигается особым расположением нескольких камер, с разных ракурсов снимающих действие на сцене, и благодаря серьезной операторской работе.

Помимо классических представлений в TheatreHD можно увидеть и совершенно оригинальные новые переложения. Один из таких - «Кориолан» Джози Рурк, поставленный лондонским театром Donmar Warehouse по одноименной трагедии Шекспира. Действие разворачивается в Древнем Риме (периода 509—27 годов до н. э.), а сюжет основан на античных жизнеописаниях полулегендарного римского вождя Гая Марция Кориолана. Описываемое время предполагает соответствующие декорации и антураж на сцене, исторические костюмы на актерах… Но ничего этого не будет.

Театр Донмар славится своей экспериментальностью и переосмысливанием классики, ее словно «вписывают» в современность, сохраняя при этом все исходные качества и авторские идеи. Важность такого художественного метода заключается в том, что через призму, в данном случае, античной трагедии рассматривается и текущая ситуация в мире. Своеобразному «отчуждению» способствует само здание театра, которому довелось быть и складом хмеля, и рынком, и киностудией. Его аутентичность осталась, и внутри он действительно похож на склад, мрачноватый, с грубой кирпичной кладкой. Маленький зрительный зал, рассчитанный всего на 250 сидячих и 20 стоячих мест, также добавляет особую атмосферу всему происходящему.

На нескольких квадратных метрах едва освещенной сцены рассказывается история отважного и умелого, неистового римского воина, чья слава бежит впереди него. В минуту опасности город призывает своего защитника, и Гай Марций, не щадя себя, выступает в военный поход, который принесет ему еще больше славы и дарует имя Кориолан (по названию взятого города). Но несмотря на военные подвиги и заслуги, ни в народе, ни в среде знати Марция недолюбливают, и даже ненавидят за резкий, бескомпромиссный характер и уничижительное отношение к плебсу. Он отличный полководец и простой солдат, политические игры ему чужды. Из-за бесконечных закулисных интриг Марций вынужден защищать свои интересы на совершенно чуждом ему языке лести и угодничества, пытаясь добиться общественного признания. Так и не начавшаяся карьера патриция и консула с треском заканчивается изгнанием из родного города, который воин защищал в кровопролитных боях, и который действительно любит. Это изгнание ведет к печальному концу не только города, но и самого Кориолана, который ослеплённый жаждой отмщения объединяется с недавним врагом, чтобы выступить уже против Рима…

Не имея в своем антураже никакой зрелищности, кроме разрисованных смысловыми граффити стен, пары простых стульев и специфических музыкальных отбивок между сюжетными частями, все напряжение постановки держится исключительно на актерской игре. И Том Хиддлстон бесподобно справился с воплощением эмоционального, противоречивого Кориолана. Три часа пролетают незаметно, потому что все внимание сосредотачивается именно на актерах, их речи, интонациях, пластике. Конечно, поначалу сложно воспринимать римских воинов в обычных джинсах и кофтах, а женщин города – в повседневных платьях или строгих костюмах. Но в этом есть определённый шарм, и все действие как бы раздваивается. С одной стороны – исторический сюжет из жизни Рима, а с другой – обычный день в каком-нибудь парламенте.

Все баталии здесь условны и едва обозначены интересными режиссерскими ходами. Есть и сражения на мечах, и осада города, и две «насыщенные» сцены с Хиддлстоном, которые не оставят равнодушными как его преданных фанатов, так и тех, кому интересна сама трагедия. Ее финал заставляется задуматься о многих вещах, и в этом – несомненная заслуга нового видения Кориолана, являющегося довольно «свежей» постановкой, в отличие от других «популярных» произведений Шекспира.

Трансляция постановки, где в главных ролях помимо Тома Хиддлстона так же можно увидеть Марка Гэтисcа, Дебору Файндлей, Хэдли Фрэйзер, Питера Де Джерси и др., пройдет в Москве 10, 23 и 28 февраля.

Ольга Быкова

Категория: Театр