интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Пестрый характер японского театра

 
 
 

Пестрый характер японского театра

Автор: Ольга Быкова от 24-01-2016, 02:02, посмотрело: 1715

В каждой стране есть совершенно особенные театральные традиции. В Японии театр развивался в тесной связи с различными религиозными направлениями, такими как синтоизм, буддизм, индуизм и т.д. Он также считается одним из наиболее молодых азиатских театров, несмотря на то, что первые представления относятся уже к периоду Яёй (300г. до н. э. — 250г. н. э.). В это время появляются ритуальные танцы кагура (досл. «божественная радость»), сопровождающиеся игрой на барабане и флейте. Самые древние акты длились целую ночь – от заката до рассвета, а основное содержание заключалось в мифе об умирании и воскрешении богини Солнца Аматэрасу. Удивительно то, что эти танцы сохранились до наших дней, правда, в более упрощенной форме, приняв вид массовых развлечений.

В V-IX веках развивается гигаку – театральное представление для пропаганды буддизма, которое позже стало частью его обязательных ритуалов, а также вошло в дворцовый обиход. До периода Средневековья на его основе появилось множество схожих направлений: бугаку, сангаку, дэнгаку и саругаку, где «гаку» обозначает музыку. У каждого из них своя история и особенности. Так, например, дэнгаку можно перевести как «сельская музыка» или «музыка полей», которая рассказывает о борьбе между силами добра и зла за контроль над сельскохозяйственными угодьями. А саругаку – «обезьянья музыка», и представляет собой вид народного фарса, в который входит акробатика, клоунада, жонглирование, танцы, фокусы и т.д.

С XV века все эти жанры во многом смешиваются, перенимают друг от друга различные приемы и постепенно оформляются в самые известные и популярные: кабуки, но, бунраку, кёгэн и др. Характерной чертой всех японских театров является использование музыки, танцев, масок, пестрых костюмов и грима, ярких декораций вкупе со специфическим актерским искусством. Каждая вещь, движение, звук или «рисунок» грима имеет глубокий смысл и сложный символизм, до конца понять который можно только при основательном знании как японской истории, так и мифологии, религии. Существует поверье, что сами японцы считают такой театр слишком скучным (представление длится как минимум в два раза дольше, чем любое русское), однако большинство его видов дошло до современности без изменений, и постановки до сих пор идут по всей Японии, особенно в исторических местах.

Первый театр, который вышел за пределы Японии – Кабуки. В 1928 году он гастролировал в Советском Союзе с тремя программами, представления которых прошли в Москве и Ленинграде. Дословно «кабуки» переводится как «искусное пение и танцы», а само слово имеет сложную этимологию, связанную с иероглификой. Жанр сложился в XVII веке на основе народных песен и танцев и имеет непростую историю. Его «зачинательницей» считается служительница святилища Идзумо-но Окуни, которая совместила ритуальные танцы с барабанами и флейтой со светскими и романтическими и стала исполнять их в людных местах. Такое действо быстро обрело весьма солидную популярность, Окуни приглашали выступать на сценах и даже перед Императорским двором. Позже она основала свою театральную школу, дав толчок к появлению других трупп кабуки.

Женщины играли и мужские и женские роли, а содержанием театра стали комические пьески, сюжетом которым служили случаи из повседневной жизни. Но в большей степени это оказывались грубые и неприличные постановки, а сами актрисы вели довольно аморальный образ жизни, из-за чего на некоторое время у кабуки появилась запись иными иероглифами, обозначавших «поющих и танцующих куртизанок». Такая «неистовая» атмосфера, создавшаяся вокруг театра, привлекла внимание сёгуната Токугавы, и в 1629 году «для сохранения нравственности» женщинам было запрещено выступать на сцене.

Для кабуки начался период оннагата (женский стиль), который прошел несколько этапов развития. Так как театр имел необыкновенную популярность, места исполнительниц заняли юноши. Акцент в постановках сместился от танцев непосредственно к драматическому искусству. Но это мало повлияло на нравственный характер представлений. Из-за высокой степени публичности, актёрское действие часто прерывалось различными дебошами, в итоге в 1652 году сёгунат запретил выступать и молодым людям. Так театр перешел к яро-кабуки (плутовской кабуки), когда играть могли только зрелые мужчины, что привело к очень утонченным и стилизованным представлениям. Начинают формироваться театральные династии, специализирующиеся на определенных стилях игры, например, арагото (грубый) или ивагото (мягкий).

Конец XVII – начало XVIII века эпоха расцвета Кабуки. Он активно заимствует приемы из других театров, таких как бунраку (кукольный) и кёгэн (комический). В это время были популярны пьесы про обоюдное самоубийство влюбленных, что породило подражателей-самоубийц в реальной жизни, и синдзю моно были запрещены правительством. Кабуки постепенно теряет широкую популярность и вплоть до реставрации Мейдзи (1868-1912) ничем не примечателен.

Новый виток развития ему подарила «открытость» Японии в конце XIX века, когда театр обновляется заимствованиями из европейской театральной традиции. Кабуки впервые посещают император и императрица, что несколько приподняло статус театра, который раньше рассматривался как самый низовой. Появляются новые жанры: кацурэки-гэки («пьесы живой истории») и дзангири-моно («бытовые пьесы»). Японские труппы пробуют ставить зарубежные произведения в стилистике кабуки. И это знаменует начало последнего этапа развития театра, в котором уже каждый драматург ищет свои приемы исполнения – синкабуки, т.е. новый.

Как же выглядит Кабуки сейчас? В современной Японии это по-прежнему довольно популярный жанр традиционного театрального искусства. В некоторых труппах женские роли снова стали исполнять женщины, появились и чисто женские коллективы. А строение театра сохранило свои особенности: авансцена, ханамичи (досл. цветочный путь), расположена прямо в зрительном зале. Декорации меняются непосредственно во время акта, их двигают рабочие в черных костюмах, считающиеся «невидимыми» - куроко.

В игре важным считается миэ, «язык поз» - движения, которыми актер представляет своего персонажа зрителям. Необходимую стилистику ему так же придает грим кэсё, призванный сделать героя узнаваемым даже для неискушенных посетителей кабуки. В его основе лежит белая рисовая пудра и краски, которыми наносятся кумадори – различные яркие линии, подчёркивающие черты лица, а также необходимые для создания образа животного или сверхъестественного существа. Каждая линия имеет особый смысл, и они характерны только для мужских исполнителей. Бывали случаи, когда актеры для подлинного эффекта наносили грим прямиком на глаза и язык (для некоторых сцен), что отрицательно сказывалось на здоровье. Женский же практически не отличается от европейского и выглядит чуть утрированней (похоже красятся гейши).

Увы, гастролирует современный Кабуки очень редко, поэтому чтобы насладиться настоящим духом театра надо приехать в Японию. Иногда иностранным посетителям выдают наушники, где транслируется английский перевод, так что японский язык для просмотра спектакля знать не обязательно. Кабуки входит в «Третью Декларацию шедевров устного наследия человечества» ЮНЕСКО, что только доказывает, насколько удивительно это японское искусство.

Ольга Быкова

Категория: Театр