интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Семь нот » Музыкальная Япония

 
 
 

Музыкальная Япония

Автор: Ольга Быкова от 26-01-2016, 05:41, посмотрело: 1625

Многим знакомы красивые переливы флейты, созданные в рамках азиатской народной музыки. И Япония, наверно, одна из немногих стран, где национальные музыкальные обычаи тщательно сохраняются и воспроизводятся по сей день. Традиционные песни играют на четырех инструментах, используя их как вместе, так и по отдельности. Это сямисэн, кото, фуэ и тайко. Каждый из них имеет свою богатую историю и многочисленные аналоги в других странах. Но для Японии именно эти инструменты считаются самыми характерными.

Сямисен (досл. «три оттенка струн») наиболее популярен, и его легко узнать по специфическому звучанию, которое ни с чем не спутаешь. Его часто используют для придания национального колорита современным японским песням и саундтрекам к фильмам, особенно аниме. Еще он известен тем, что входил в обязательную «развлекательную» программу гейш, которые должны были уметь виртуозно играть и исполнять народные песни. У него есть несколько видов, но основная «вариация» похожа на небольшую трехструнную гитару кругловатой формы с тонким длинным грифом, на которой играют с помощью плектра. В некоторых фильмах иногда можно увидеть, как сямисен использовался в качестве тайных ножен для самурайских мечей. Правда, точно не известно, является ли это историческим фактом.

Кото, с другой стороны, менее известен и выглядит довольно необычно. Он представляет собой изогнутый «срез» дерева с натянутыми поверх струнами, количество которых ограничено лишь фантазией мастера (существует, например, 80-струнный кото). Играют на нем так же с помощью плектров, надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки.

На этом экзотичность инструментов заканчивается. Фуэ – это просто тип флейт, самая популярная из которых сякухати длиной около 60 сантиметров. Тайко же по-японски называются большие барабаны, которые тоже имеют много разновидностей.

Из-за все еще сохраняющейся некоей культурной обособленности и территориальной отдалённости, может создаться впечатление, что в Японии существует только такая «классическая» восточная музыка. Но это, конечно, не так. «Всемирные» жанры здесь присутствуют, правда, весьма своеобразно ассимилировавшись под японскую национальную специфику. Какие-то изменились меньше, например, джаз, поп, хип-хоп или даже рэп, единственным отличием является лишь исполнение на японском языке. Другие же трансформировались в совершенно новые, самостоятельные направления. Так получилось с японским роком, который перевоплотился, практически в буквальном смысле, в стиль Visual kei.

Как видно из названия, помимо непосредственно музыки, которая остается в рамках рока, здесь немаловажным становится «визуальный» стиль группы. Для него характерны буйные многоцветные прически с неровными краями и сильно загеленными «хаерами» на макушке. Костюм представляет собой смешение строгой классики и панка, и может выглядеть как футуристические пиджаки и фраки с множеством пуговиц, цепей и «погон», в то время как на ногах будут очень рваные джинсы вкупе с ботинками на высокой платформе. Каждый такой облик – целое произведение искусства, на создание которого тратится немало времени и денег.

Может быть, именно благодаря вызывающему внешнему виду, Visual kei быстро обрел популярность и, редкий случай для Японии, вышел за ее пределы, повлияв на многие рок-группы 2000-х годов. Самыми известными последователями стиля стали эпатажные немецкие группы Tokio Hotel и Cinema Bizarre, а также российская Akado.

Нельзя сказать, что японская музыка активно стремится на международную арену, но, тем не менее, многие группы разных направлений гастролируют и за рубежом. В Россию довольно часто приезжают J-rock группы, а в рамках ежегодных фестивалей японской культуры «Японская осень», Hi-no-de и других есть шанс послушать традиционную музыку, исполняемую вживую. Так, например, на фестивале J-FEST в марте этого года можно будет насладиться феерическим шоу японских барабанщиков ASKA Gumi. И это тот редкий момент, когда Япония становится как никогда близко.

Ольга Быкова

Категория: Семь нот