интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Семь нот » Современная музыка » Восьмидесятые: "И если песню не суждено допеть, так хотя бы успеть сложить". Часть первая

 
 
 

Восьмидесятые: "И если песню не суждено допеть, так хотя бы успеть сложить". Часть первая

Автор: Ирина Обухова от 3-08-2010, 00:12, посмотрело: 2929

Так что же было после семидесятых, когда в воздухе витала неопределённость? Казалось, что ничего не изменится: хорошие инструменты можно было раздобыть на чёрном рынке или одолжить у ресторанных музыкантов, записать в хорошем качестве альбом – практически невыполнимая задача, а на официальной эстраде по-прежнему занимались «искусством» вокально-инструментальные ансамбли – однодневки. Однако, несмотря на трудности, в рок-среде происходят перемены к лучшему. Молодые коллективы интересуются «новой волной», панком, ска, даже регги. Столицей русского рок-н-ролла становится Ленинград, там появляются свои культовые места: ДК им. Ленсовета ( его воспоёт Майк Науменко из группы «Зоопарк» в своей песне «Лето»), «Крупа» (ДК им. Крупской), «Сайгон» - кафе на углу Невского и Литейного проспектов, ставшее местом сбора разномастной публики, среди которой преобладала богема.

7 марта 1981 года на улице Рубинштейна открылся Ленинградский рок-клуб. Тогда же состоялся концерт в честь этого знакового события, но играли не новички, а проверенные временем музыканты: «Мифы», «Зеркало», «Россияне» и группа «Пикник» в первом составе. Питерский рок-клуб помогал организовывать концерты, ведь арендовать подходящий зал под благовидным предлогом было в те времена непросто. Решилась и проблема с аппаратурой: группы одалживали друг другу необходимые инструменты.

Но Москва не отставала от города на Неве: 1985 год стал годом рождения рок-лаборатории, которая находилась в Старопанском переулке. Она не только объединила уже существующие ансамбли, но и дала молодым группам возможность познакомить аудиторию со своим творчеством. Занятия рок лаборатории проходили в знаменитом «Курчатнике» (ДК им. Курчатова).

Самым крупным и значительным рок-фестивалем того десятилетия можно по праву считать «Тбилиси-80». «Весенние ритмы» (официальное название мероприятия) заняли девять дней, они проходили в концертном зале Грузинской филармонии и сплотили как местные группы, так и музыкантов Москвы, Ленинграда, Украины, Прибалтики. Первое место разделили «Машина времени» и «Магнетик бэнд», а второе получил «Автограф». Однако выступление «Аквариума», ставшее скандальным, наверняка запомнилось всем очевидцам: Борис Гребенщиков лёжа играл на «Телекастере» микрофонной стойкой, а виолончелист Сева Гаккель невозмутимо водрузил на него свой инструмент и начал «пилить» получившийся симбиоз смычком. Но большинство зрителей наградили музыкантов возмущённым свистом, не подозревая о диковинном слове «инсталляция» (хотя, кому оно было известно?). Сценическая вольность не прошла бесследно: после возвращения в Ленинград кое-кого выгнали с работы и из комсомола, Дюшу Романова отчислили из университета. Но музыканты не падают духом, а начинают работать над альбомом «Треугольник», свободу и оригинальность которого поклонники оценят не сразу.

Мест, где можно было спокойно записать альбом, было немного. Одно из самых известных - студия Андрея Тропилло в Доме юного техника, где он вёл кружок звукозаписи. В 1983 году в Питер приезжает передвижная студия MCI с оборудованием, хорошим даже по нынешним меркам. Фирма «Мелодия» отдала 250 тысяч долларов за неё на выставке «Связь-80». Неужели её предназначение только в записи симфонической и народной музыки? Нет, звукорежиссёр Дмитрий Глазков (знакомый со многими участниками рок-движения) позволял музыкантам работать в вагончике по ночам.

Не всё было безоблачно: одновременно с развитием русского рока началась его травля. Разгромная статья «Рагу из синей птицы» («Комсомолка», 1982 год) подпортила репутацию «Машине времени». Принимались меры и пожёстче: в 1983-ем арестовали Алексея Романова, годом позже – Жанну Агузарову. Активность власти привела к созданию «Списка запрещённых групп». Работки Минкульта никого не обошли стороной. О многих группах, не оставивших записей, мы узнаём только из данного списка.

Новая музыка шла вперёд, несмотря ни на какие запреты. Это был восход, за которым следует ослепительный день. Какие ритмы взбудоражат сердца, чьи тексты найдут отклик в душах? Об этом вы узнаете скоро.

Ирина Обухова

Спасибо книге Антона Чернина «Наша музыка».

Категория: Семь нот » Современная музыка