В начале восьмидесятых образ рокера на страницах центральной прессы был таким: жертва дурного влияния, не отличающаяся высоким культурным уровнем. С подобным приёмом мы сталкиваемся в книге Гарика Сукачёва и Натальи Павловской «Дом Солнца», действие которой происходит в эпоху семидесятых: «Тлетворные влияния были представлены в виде «балдеющих» на сейшене прихипованных юношей и девушек. Взамен советской молодёжи предлагались достойные формы проведения досуга: освоение увлекательных специальностей, например – комбайнёра, штамповщика, штукатура».
Теперь газеты начали по-тихоньку рассматривать русский рок с позитивной стороны, чего раньше нельзя было представить. Ещё в 1976 году Артемий Троицкий написал о группе «Машина времени», но материал не был напечатан. Годы спустя его статьи о рок-музыке публиковались на страницах многих отечественных изданий.
Молодая публика устала питаться безвкусной ВИА-кашей, варящейся на телеэкране и в радиоэфире. Она была готова принять новую пробуждающую и неспокойную музыку, зачастую резко реагируя на её притеснение: после выхода разгромного материала «Рагу из синей птицы» (см. первую часть статьи) в редакцию «Комсомолки» пришло 250 тысяч писем, авторы которых заступались за несправедливо оскорблённых музыкантов.
Теперь известные группы (среди них «Диалог», «Аракс», «Машина времени», «Магнетик бэнд») выбираются из домов культуры на стадионы и во дворцы спорта.
В звукозаписывающей сфере тоже происходят изменения: помимо магнитоальбомов поклонники могли купить и официально изданные пластинки любимых групп (не всех, конечно, а наиболее популярных). Первыми релизами стали альбом эстонской группы «Апельсин» и «Русские песни» Александра Градского (восемь народных песен, исполненных с необычайным мастерством).
Поменялись не только тексты, но и языковые предпочтения: английский уже считался пережитком, а из-за повышения качества аппаратуры стали слышны все изъяны произношения.
Хотя наш рок отличается в лучшую сторону от зарубежного именно глубиной текстов, в то время далеко не все группы могли похвастаться и музыкальным, и поэтическим талантом.. Профи в этой области считали Андрея Макаревича, который предпочитал метафоры и аллегории простым формулировкам.
Родоначальником натурализма в русском роке можно по праву считать лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко. Его песни курьёзны, ироничны и реалистичны, часто описывают быт и жизненные ситуации (вспомните знаменитую «Сладкую N»): И я вышел и пошёл куда глядели глаза,
Благо было светло, благо был уже день...
И на мосту я встретил человека,
И он сказал мне, что он знает меня...
И у него был рубль и у меня - четыре.
В связи с этим мы взяли три бутылки вина.
В 1982 году возникают группы «Кино» и «Странные игры». Ранние песни Виктора Цоя тоже посвящались повседневной жизни, но от работ Майка, не лишённых доли цинизма и самоиронии, их отличала искренность и эмоциональность. В творчестве «Кино» лирика почти всегда преобладала над жизненной прозой.
«Странные игры» сразу бросались в глаза стремлением ставить на первое место в творчестве аранжировку композиций. Однако голоса и репертуар по тогдашним меркам были средними, несмотря на то, что в коллективе собрались музыканты с разными творческими методами. Этот разброс индивидуальностей привёл к распаду «Странных игр» в 1985 году.
Ещё одно открытие 1982-ого – «Динамик» Владимира Кузьмина. Любовь аудитории Кузьмин завоевал не столько музыкой и вокалом, сколько своей харизмой.
Но тучи вновь затягивали начавшее светлеть музыкальное небо: отношения рокеров с властью переросли в «холодную войну», потому что главный пункт новой резолюции Министерства культуры требовал, чтобы в репертуаре каждого профессионального ансамбля было не менее восьмидесяти процентов песен членов Союза композиторов. Если раньше Союз был единственным полноправным хозяином музыкального пространства, то теперь у него появился конкурент в лице рок-групп, которые писали песни самостоятельно. И вот, зимой 1984 года десятки профессиональных коллективов должны были отыграть свою «правильную» программу перед комиссией из Минкульта.
Находчивый Владимир Кузьмин вышел из неприятного положения по-своему: он объявил себя сольным исполнителем, а ансамбль «Динамик» - аккомпанирующей группой. А раз он сольный музыкант – ему не нужно соблюдать постановление.
Остальным повезло меньше: «Круиз» «не прошёл», невзирая на хорошую подготовку, «Карнавал» распался.
Дверь в царство творческой свободы почти захлопнули, оставив щёлку надежды. В мае несчастливого 84-ого проходит Второй фестиваль Ленинградского рок-клуба, ставший площадкой для новых дебютов. Какие же звёзды зажглись? Об этом – в третьей части.
Ирина Обухова
Спасибо книге Артемия Троицкого "Back in the USSR"
Теперь газеты начали по-тихоньку рассматривать русский рок с позитивной стороны, чего раньше нельзя было представить. Ещё в 1976 году Артемий Троицкий написал о группе «Машина времени», но материал не был напечатан. Годы спустя его статьи о рок-музыке публиковались на страницах многих отечественных изданий.
Молодая публика устала питаться безвкусной ВИА-кашей, варящейся на телеэкране и в радиоэфире. Она была готова принять новую пробуждающую и неспокойную музыку, зачастую резко реагируя на её притеснение: после выхода разгромного материала «Рагу из синей птицы» (см. первую часть статьи) в редакцию «Комсомолки» пришло 250 тысяч писем, авторы которых заступались за несправедливо оскорблённых музыкантов.
Теперь известные группы (среди них «Диалог», «Аракс», «Машина времени», «Магнетик бэнд») выбираются из домов культуры на стадионы и во дворцы спорта.
В звукозаписывающей сфере тоже происходят изменения: помимо магнитоальбомов поклонники могли купить и официально изданные пластинки любимых групп (не всех, конечно, а наиболее популярных). Первыми релизами стали альбом эстонской группы «Апельсин» и «Русские песни» Александра Градского (восемь народных песен, исполненных с необычайным мастерством).
Поменялись не только тексты, но и языковые предпочтения: английский уже считался пережитком, а из-за повышения качества аппаратуры стали слышны все изъяны произношения.
Хотя наш рок отличается в лучшую сторону от зарубежного именно глубиной текстов, в то время далеко не все группы могли похвастаться и музыкальным, и поэтическим талантом.. Профи в этой области считали Андрея Макаревича, который предпочитал метафоры и аллегории простым формулировкам.
Родоначальником натурализма в русском роке можно по праву считать лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко. Его песни курьёзны, ироничны и реалистичны, часто описывают быт и жизненные ситуации (вспомните знаменитую «Сладкую N»): И я вышел и пошёл куда глядели глаза,
Благо было светло, благо был уже день...
И на мосту я встретил человека,
И он сказал мне, что он знает меня...
И у него был рубль и у меня - четыре.
В связи с этим мы взяли три бутылки вина.
В 1982 году возникают группы «Кино» и «Странные игры». Ранние песни Виктора Цоя тоже посвящались повседневной жизни, но от работ Майка, не лишённых доли цинизма и самоиронии, их отличала искренность и эмоциональность. В творчестве «Кино» лирика почти всегда преобладала над жизненной прозой.
«Странные игры» сразу бросались в глаза стремлением ставить на первое место в творчестве аранжировку композиций. Однако голоса и репертуар по тогдашним меркам были средними, несмотря на то, что в коллективе собрались музыканты с разными творческими методами. Этот разброс индивидуальностей привёл к распаду «Странных игр» в 1985 году.
Ещё одно открытие 1982-ого – «Динамик» Владимира Кузьмина. Любовь аудитории Кузьмин завоевал не столько музыкой и вокалом, сколько своей харизмой.
Но тучи вновь затягивали начавшее светлеть музыкальное небо: отношения рокеров с властью переросли в «холодную войну», потому что главный пункт новой резолюции Министерства культуры требовал, чтобы в репертуаре каждого профессионального ансамбля было не менее восьмидесяти процентов песен членов Союза композиторов. Если раньше Союз был единственным полноправным хозяином музыкального пространства, то теперь у него появился конкурент в лице рок-групп, которые писали песни самостоятельно. И вот, зимой 1984 года десятки профессиональных коллективов должны были отыграть свою «правильную» программу перед комиссией из Минкульта.
Находчивый Владимир Кузьмин вышел из неприятного положения по-своему: он объявил себя сольным исполнителем, а ансамбль «Динамик» - аккомпанирующей группой. А раз он сольный музыкант – ему не нужно соблюдать постановление.
Остальным повезло меньше: «Круиз» «не прошёл», невзирая на хорошую подготовку, «Карнавал» распался.
Дверь в царство творческой свободы почти захлопнули, оставив щёлку надежды. В мае несчастливого 84-ого проходит Второй фестиваль Ленинградского рок-клуба, ставший площадкой для новых дебютов. Какие же звёзды зажглись? Об этом – в третьей части.
Ирина Обухова
Спасибо книге Артемия Троицкого "Back in the USSR"