Двадцать семь лет назад один известный музыкальный коллектив записывал в студии Андрея Тропилло новый альбом, однако в тот поворотный день явно что-то не ладилось. Уставший от конфликтов и разногласий, вокалист вышел на балкон и за считанные минуты сочинил песню, которую поклонники русского рока до сих пор припоминают автору. Это был бессменный лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков, а песня, как вы уже догадались, называлась «Рок-н-ролл мёртв». Отчасти она не теряет свежести и злободневности из-за того, что споры о том, жив или мёртв русский рок, не утихают с момента его появления в Советском Союзе. Чтобы больше узнать о музыке, которая стала для одних песней протеста, а для других – жизненной философией, давайте перенесёмся не на 27, а на целых сорок лет назад, в 70-е, когда происходило становление этого музыкального стиля, однако самого понятия «русский рок» ещё не существовало.
В то время рок группы обычно выступали на танцах и студенческих вечеринках, ещё не наступило время больших сольных концертов.
Ещё в конце шестидесятых репертуар первых советских групп состоял из западной музыки, например, музыканты часто исполняли хиты «The Beatles» или «The Rolling stones».
В 70-е рок-группы заметили не только слушатели, но и официальные власти. При поддержке государства возникают многочисленные ВИА, копирующие друг друга и поющие о светлом будущем.
Но действительность уже не могла молчать – тексты рок-песен становятся социальными, они побуждают задуматься о своей жизни, не предлагая идеального несуществующего мира.
Рок-ансамбли можно было условно разделить на две группы: поющие на английском языке и исполняющие песни на русском. Среди первых были популярны «Удачное приобретение», «Арсенал», «Рубиновая атака», среди вторых – «Скоморохи», «Оловянные солдатики» и «Цветы». Позже в этом списке прочно закрепилась «Машина Времени». Не забывали и о фолк-группах («Трио Линник», «Песняры», «Ариэль»).
К концу десятилетия дискотеки вытесняют концерты, поэтому на сцене остаются действительно неординарные ансамбли с талантливыми участниками. Многие группы разделяются (например, из «Високосного лета» образовались «Автограф» и «Рок-Ателье»), но это не мешало возникать новым коллективам. Так, по инициативе Владимира Кузьмина и Александра Барыкина был создан «Карнавал». А в 1979 году Евгений Маргулис, Алексей Романов, Сергей Кавагоэ и Андрей Сапунов основали группу «Воскресенье», которая станет известной чуть позже.
Русский рок семидесятых пока не переживал резкий подъём, смена коллективов и слушателей не могла похвастаться частотой. Но всё-таки это явление обретало самостоятельность, его уже нельзя было назвать копиркой с Запада. Для музыкантов того времени зарубежные инструменты и атрибутика представлялись несбыточной мечтой, поэтому совсем другой фактор сделал русский рок музыкой поколений– тексты песен, похожие по стилю на лирическую поэзию. В отличие от заграничной музыки, тесты в русском роки несут большую смысловую нагрузку, они поднимают вечные проблемы и вопросы: социальные, философские, нравственные. Вопросы были почти в каждой строчке знаменитой песни «Воскресенья» «Кто виноват?»:
Кто виноват, и чём секрет,
Что горя нет и счастья нет,
Без поражений нет побед
И равен счет удач и бед?
Не могла вечно продолжаться эта полудрёма с периодическими вылазками на сцену. Рок-музыканты понимали, что необходимо «из темноты на свет шагнуть». И шаг этот, осторожный и трудный, был сделан. Но об этом – в следующей статье.
При работе над материалом мне очень пригодились книги Артемия Троицкого «Back in the USSR» и Владимира Марочкина «Повседневная жизнь российского рок-музыканта».
Ирина Обухова
В то время рок группы обычно выступали на танцах и студенческих вечеринках, ещё не наступило время больших сольных концертов.
Ещё в конце шестидесятых репертуар первых советских групп состоял из западной музыки, например, музыканты часто исполняли хиты «The Beatles» или «The Rolling stones».
В 70-е рок-группы заметили не только слушатели, но и официальные власти. При поддержке государства возникают многочисленные ВИА, копирующие друг друга и поющие о светлом будущем.
Но действительность уже не могла молчать – тексты рок-песен становятся социальными, они побуждают задуматься о своей жизни, не предлагая идеального несуществующего мира.
Рок-ансамбли можно было условно разделить на две группы: поющие на английском языке и исполняющие песни на русском. Среди первых были популярны «Удачное приобретение», «Арсенал», «Рубиновая атака», среди вторых – «Скоморохи», «Оловянные солдатики» и «Цветы». Позже в этом списке прочно закрепилась «Машина Времени». Не забывали и о фолк-группах («Трио Линник», «Песняры», «Ариэль»).
К концу десятилетия дискотеки вытесняют концерты, поэтому на сцене остаются действительно неординарные ансамбли с талантливыми участниками. Многие группы разделяются (например, из «Високосного лета» образовались «Автограф» и «Рок-Ателье»), но это не мешало возникать новым коллективам. Так, по инициативе Владимира Кузьмина и Александра Барыкина был создан «Карнавал». А в 1979 году Евгений Маргулис, Алексей Романов, Сергей Кавагоэ и Андрей Сапунов основали группу «Воскресенье», которая станет известной чуть позже.
Русский рок семидесятых пока не переживал резкий подъём, смена коллективов и слушателей не могла похвастаться частотой. Но всё-таки это явление обретало самостоятельность, его уже нельзя было назвать копиркой с Запада. Для музыкантов того времени зарубежные инструменты и атрибутика представлялись несбыточной мечтой, поэтому совсем другой фактор сделал русский рок музыкой поколений– тексты песен, похожие по стилю на лирическую поэзию. В отличие от заграничной музыки, тесты в русском роки несут большую смысловую нагрузку, они поднимают вечные проблемы и вопросы: социальные, философские, нравственные. Вопросы были почти в каждой строчке знаменитой песни «Воскресенья» «Кто виноват?»:
Кто виноват, и чём секрет,
Что горя нет и счастья нет,
Без поражений нет побед
И равен счет удач и бед?
Не могла вечно продолжаться эта полудрёма с периодическими вылазками на сцену. Рок-музыканты понимали, что необходимо «из темноты на свет шагнуть». И шаг этот, осторожный и трудный, был сделан. Но об этом – в следующей статье.
При работе над материалом мне очень пригодились книги Артемия Троицкого «Back in the USSR» и Владимира Марочкина «Повседневная жизнь российского рок-музыканта».
Ирина Обухова