интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Семь нот » События » Светлана Сурганова рассказала, почему хочет баллотироваться в президенты

 
 
 

Светлана Сурганова рассказала, почему хочет баллотироваться в президенты

Автор: Виктория Матвеева от 14-06-2012, 16:19, посмотрело: 6717

Светлана Сурганова, певица, поэт, музыкант, лидер коллектива «Сурганова и Оркестр», встретилась с поклонниками в рамках 7 Московского Международного Открытого Книжного Фестиваля. Поводом для встречи послужила презентация поэтического сборника «Тетрадь слов», в который вошли тексты песен и стихотворений Светланы Сургановой, сопровождаемые подробными комментариями и авторской графикой, прозаические размышления и любимые цитаты певицы. Книга стала своеобразным итогом почти тридцатилетнего творческого пути Светланы, объединив в себе ее самые ранние песенные тексты и самые последние стихотворные творения.

Встреча оказалась насыщенной и продуктивной, хотя и проходила в стремительном темпе – в этот же день, 12 июня, «Сурганова и Оркестр» выступали на Красной площади, принимая участие в концерте, посвященном Дню России. Светлана, поблагодарив поклонников и сделав пару комплиментов организатору и ведущему встречи Александру Гаврилову, прочитала несколько стихотворений из «Тетради», а перед тем, как начать скоростную раздачу автографов, ответила на вопросы своих читателей и слушателей.

- Когда Вы написали свое первое стихотворение? Как это случилось?
- Это было даже не стихотворение, а песенка. Собственно с нее начинается книга – песенка «Дождик» : как жаль, что с неба сыплет дождик и мне снова не встретить тебя… Очень смешная песенка. У нее очень простая история: я была совершенно очарована моим тренером по настольному теннису Виктором Александровичем Смирновым, песни на его тексты вы, наверное, помните (тексты Виктора Смирнова использованы в песнях «Была мечта», «А дочь моя», «Тебя я в мыслях не держу»). Он был очень смешной, невысокого роста, пухленький, в красненьких штанишках, с походкой Чарли Чаплина … и в это чудище я влюбилась, втрескалась по самое «нельзя». Все тренировки происходили на открытой площадке, как это, кстати, будет и сегодня, в День России, на Красной площади, там тоже нет тента, не знаю, как рокеры, которые играют вживую, будут выступать, если пойдет дождь. Так вот, когда случалась непогода, шел дождь, занятия отменялись. Это автоматически означало, что встреча не случится. Так родилась эта милая, наивная песенка «Дождик».

- Помимо песен на стихи Вашего тренера, у вас есть еще ряд песен на чужие стихи. Как Вы выбираете чужой текст для песни? По каким критериям?
- Он должен быть моим. Я пою только свои песни. Вот почему их, в общем-то, немного. У меня спрашивают: «Почему бы Вам не написать цикл песен на ахматовские, цветаевские стихи?» Но эти тексты приходят ко мне сами, словно откуда-то из воздуха. Вот, например, совершенно моя песня - я так хотела ее сегодня на Красной площади исполнить, но не позволил регламент – песня «Еще один раз» для трибьюта Бориса Борисовича Гребенщикова, премьера которой состоялась на недавнем концерте в московском клубе «16 тонн». Эту песню как будто из моего сердца вынули – я с таким наслаждением ее пою, потому что каждое слово как будто моё. И так, в общем, со всеми чужими текстами, которые, на самом деле, не чужие для меня.

- А Ваши собственные стихи всегда становятся песнями, или есть такие тексты, которые никогда не обретут музыкальное оформление?
- Да, есть такие тексты. Они представлены в сборнике.

- А почему эти тексты - не песни?
- Песня зарождается сразу. Идет ритмический посыл и какая-то строчка, может быть даже одно слово, и как снежный ком начинает накручиваться, накручиваться, накручиваться… Мне всегда очень сложно на готовую мелодию написать текст. Я даже обращаюсь к нашим чатовцам на сайте группы. Есть мелодии, есть неплохие идеи, рождается какая-то словесная абракадабра на придуманном эсперанто, как, например, было с «Португальской». А иногда рождается просто стих, который не звучит – я не слышу мелодии. И не помню, чтобы какое-то стихотворение потом обретало музыкальную одежду. Все-таки песни и стихи – из разных «котлов». Песня, как правило, это сразу же какой-то конгломерат ритмически-фонетически-филологический, такой комплекс.

- Песни часто отражают реальность. Так же известно, что песни – очень сильные модуляторы реальности, то есть они творят новую реальность. Вы чрезвычайно артистично исполнили песню «Мне нравится, что Вы больны не мной». Эта песня уже на момент первого исполнения была тесно связана с Вашей собственной судьбой или только позднее отразилась в Вашей жизни?
- Я заметила, что некоторые песни провидческие и я потом как будто бы живу по их схеме. Как Сальвадор Дали, который сначала писал истории в свой дневник, а потом проживал их, жил по некой уже созданной траектории.
Касаемо конкретно этой песни… ее возникновению в моем исполнении я обязана все-таки ряду очарований, никак совершенно с моей судьбой не связанных: конечно, это первое исполнение Аллы Борисовны, конечно, это сам фильм («Ирония судьбы, или С легким паром»), конечно, это цветаевский текст. Но это еще и мои личные воспоминания о том, как Светка Голубева (Светлана Голубева – поэт, музыкант, автор-исполнитель собственных песен, друг Светланы Сургановой) читала это стихотворение. Но Вы правильно подметили: в итоге, эта песня, это стихотворение, прожитость этого текста привнесли некое смирение в мои личные чувства. Почему-то принято думать, что человек счастлив, когда он любит - и его в ответ любят. Мне кажется, это глубокое заблуждение и, на самом деле, намного важнее, когда ты сам любишь. Я в принципе за безответную любовь – она дает человеку намного больше, она создает «движуху». А когда человек получает любовь в ответ, то он сыт, он становится толстой, ленивой кошкой. Поэтому я даже радуюсь, когда кто-то «болен не мной».

- Продолжая цветаевскую тему: есть ли у Вас ощущение близости мировоззрений с этим поэтом?
- Да, некоторые вещи меня пугают. Я тоже не люблю быт, не умею готовить, терпеть не могу мыть посуду… Но я пришла к Цветаевой не сама, а через посредников, вам уже хорошо известных. Для меня Цветаева началась с двух персонажей – это Алла Борисовна с песней «Уж сколько их упало в эту бездну», которую я считаю гениальной музыкальной трактовкой этого стихотворения, и, конечно, Светка Голубева, которая очень любила Цветаеву, была проникнута ее творчеством. А поскольку мои симпатии к Свете были очень велики, то они автоматически перенеслись на … в общем, Марине Ивановне тоже досталось!

- Ранее Вы упоминали, что мечтаете организовать поэтический вечер, посвященный юбилею Цветаевой, на котором стихи поэта вместе с Вами будет читать Алиса Бруновна Фрейндлих, а режиссером постановки станет Роман Григорьевич Виктюк. Уже известны какие-либо подробности этого мероприятия?
- События разворачиваются таким образом, что идея постановки «Фрейндлих и Сурганова читают Цветаеву под предводительством Виктюка» еще витает в воздухе, но надежд все меньше и меньше - люди все очень занятые. Мне предлагают делать эту постановку с другими актрисами, но я не хочу: или с Алисой Бруновной, или ни с кем.
Возникла другая идея: просто почитать любимые стихи на Малой сцене в Театре имени Ленсовета, но данную постановку, наверное, буду режиссировать сама. В неформальной, нетеатральной обстановке мною будет прочитано некоторое количество моих любимых стихотворений. Очень хочу привлечь в это мероприятие Киру Левину (Кира Левина – петербургский поэт, друг Светланы), которая знает огромное количество стихов разных поэтов и прекрасно их читает. Может быть, у нас состоится такой поэтический дуэт, и 13 сентября на Малой сцене Ленсовета это все и случится.

- Светлана, у Вас есть блистательные инструментальные композиции, например, «Вечное движение». В Ваши творческие планы входит как-то объединить их, может быть, выпустить отдельным альбомом? И много ли подобных композиций осталось за кадром?
- Нет, почти все сразу же выносится на суд зрителя. Единственное, мне хотелось бы сделать студийную версию интродукции, которую мы создали для одной из концертных программ, но исполнили всего раза два. Мне эта композиция кажется удачной, нужно ее как-то доработать, довести до ума.
Композиций инструментальных мало. Есть, но мало. Я не задавалась целью выпускать их отдельным альбомом – поживем – увидим. Но спасибо за идею, теперь я буду об этом думать.

- В последнее время Ваш коллектив выступает в электричестве. Планируются ли акустические концерты?
- Я недавно заглянула на сайт нашей группы, 45 концертов увидела… хорошо директор работает! Так что мы планируем следующий наш сезон, начиная с осени – с конца сентября, с октября - прокатиться по стране. Программа названа «Редкий концерт» - этим мы хотели подчеркнуть, что в концертах будут использованы очень редко исполняемые песни и, конечно, базироваться программа будет на акустике. Не факт, что она будет как акустика звучать. Может быть, мы будем использовать какие-то новомодные семплы, но все равно программа будет прозрачней, легче, и главное, что материал подобран редкий. И Москва обязательно будет включена в этот тур.

- Светлана, Вы ведете активную концертную деятельность, а как Вы отдыхаете? Вы нередко говорили о своей любви к велопрогулкам. Что для Вас велосипед? Способ релаксации или своеобразная подпитка энергией для новых творческих свершений?
- Это очень заповедно, давно и интимно. Я скучаю и буквально болею, когда долго не сажусь на велосипед. Это абсолютно мой вид транспорта. Смотрю с огромной завистью на Амстердам – большего количества велосипедов я не видела ни в одном из европейских городов, хотя вся остальная Европа тоже уже давно катается на велосипедах. Надеюсь, когда-нибудь исполнится моя мечта и в нашем государстве, или хотя бы в Москве и Санкт-Петербурге, комфортная жизнь таких же, как я, велосипедных любителей станет возможной: выделят велосипедные дорожки, благоустроят парковочные места. По этому поводу я хочу баллотироваться в президенты и издать указ, защищающий права велолюбителей!

- Наша сегодняшняя встреча происходит на книжном фестивале. Однако многие предсказывают скорую смерть бумажной книги. А для Вас есть разница между чтением бумажной книги и чтением ее электронной версии с экрана каких-либо девайсов?
- Да, я в этом смысле «старовер» однозначно. Конечно, приятнее читать аналоговую, а не цифровую версию книги.

- Что из прочитанного недавно вам понравилось и запомнилось?
- Начинается! То есть Вы специально хотите поставить меня в неловкое положение? Я и так уже бурно раскраснелась – волнуюсь, у меня уже сердце на выхлопе. Нет, не скажу ничего Вам про книги. Я очень редко беру в руки книги. «Чукча не читатель, чукча писатель» - это точно про меня. Сейчас у меня затишье – я начала готовиться к осенней концертной программе. Я вообще не читатель-потребитель: буквы для меня священны.

- Вы же не книжный журналист, чтобы каждый день читать новую книгу! Поэтому вопрос не о том, что вы прочитали вчера, а о том, какой текст, какие последние чужие слова произвели на вас впечатление?
- Нет, я не готова так. Я должна сесть, сосредоточиться, пролистать дни.
Крик из зала: А мы не торопимся!
— Вы не торопитесь, но у меня нет с собой блокнота… Значит так: касаемо конкретики – это не ко мне. Я мастер импровизаций, но для чего-то конкретного мне нужна подготовка…

- Если чукча не читатель, может, он слушатель? Скажите, какую музыку вы сейчас слушаете?
- Не скажу. Я слушаю тишину.

- Светлана, сегодня, как и всегда, Вам пришлось отвечать на многочисленные вопросы журналистов и поклонников. А есть ли такой вопрос, на который Вы бы и хотели ответить, но его никто почему-то не задает?
- Отвечу отрицательно. Я, честно говоря, вообще не люблю вопросов к себе. Я сейчас не смогу привести точную цитату, но на ум приходят строчки Веры Полозковой: раньше не было ответов на вопросы, а теперь исчезли сами вопросы.

Действительно, все вопросы к Светлане отпадают, когда оказываешься на концерте ее «Оркестра» – остается только наслаждаться музыкой и потрясающей энергетикой. Возможность прочувствовать это совсем скоро представится московским слушателям певицы – 7 июля состоится концерт в клубе «Б2» в Москве. К тому же Сурганова пообещала захватить на этот концерт свой читательский блокнот и все же рассказать о том, что она читает.

Виктория Матвеева

Категория: Семь нот » События