Шуберт и Вена связаны неразрывно – в Вене Шуберт сочинял музыку, тут проходили знаменитые Шубертиады, где он исполнял для друзей свои сочинения, в особенности романсы. Звучат они и сегодня – время не властно над теми чувствами, которые воспевали поэты и композиторы эпохи романтизма, они волнуют, заставляют сопереживать и публику, и исполнителей. В этом можно было вновь убедиться на концерте, состоявшемся в Венском концертном зале 27 июня.
Саймон Кинлисайд и Малькольм Мартину исполнили песни Шуберта с большим успехом – зал долго аплодировал, вновь и вновь вызывая этих прекрасных музыкантов, много лет сотрудничающих в области камерной музыки.
Британский баритон Саймон Кинлисайд, известный не только своими оперными ролями, но и исполнением камерной музыки, создал разнообразную и оригинальную программу, отражающую весь спектр переживаний и эмоций, воплощенных в песнях Шуберта. Программа включает композиции, основанные на текстах разных поэтов, от итальянца Метастазио («L’incanto degli occhi») до жгуче-печальной ‘Abschied’(«Прощание») Майрхофера из последнего вокального цикла композитора «Schwanengesang».
Такое объединение ряда тематически связанных песен основано на большом опыте интерпретации музыкально-поэтических текстов не только Шуберта, но и других композиторов-романтиков, на глубоком внутреннем переживании, необходимом для того, чтобы передать общее настроение грусти неосуществленной любви, и в то же время энергетику, заложенную во многих, даже самых безнадежных моментах шубертовских песен.
Смена различных настроений и переживаний происходит внутри каждого фрагмента, где исполнитель соединяет отдельные моменты в убедительное целое и позволяет эмоциональным крайностям песен говорить за себя. Серьезность и задумчивость «Странника» сменяются торжеством любви в романсе «Тебе одной», энергетика и драматичность песни «В лесу» оттеняются печалью «Ноктюрна». Саймон Кинлисайд известен своим умением выражать тонкие оттенки настроений камерных произведений, и на этом концерте он продемонстрировал все богатство своего вокала, переходя от драматического накала к нежнейшему mezzo voce. «Говорящее» фортепиано Малькольма Мартино создало прекрасный дуэт, в котором музыка и поэтические строки слились в гармоничный ансамбль, передающий всю красоту произведений Шуберта. На бис Саймон Кинлисайд исполнил сочинения Дюпарка и любимого им Хуго Вольфа.
Успех концерта возвращает нас к сегодняшнему дню, к чувствам и переживаниям современников, которые, как показывает интерес к концертам, записям, книгам, посвященным камерным вокально-поэтическим жанрам, вовсе не чужды ни любовным переживаниям, ни обращениям к природе представителей романтизма. Преображенные двумя великими искусствами, человеческие переживания находят отклик у слушателя, как искушенного в тонкостях музыкально-поэтических дискурсивных формаций, так и неподготовленного, с удивлением открывающего для себя близость чувств романтического героя и своих собственных.
Екатерина Шапинская
Вена. 18 июня
Фото автора
Саймон Кинлисайд и Малькольм Мартину исполнили песни Шуберта с большим успехом – зал долго аплодировал, вновь и вновь вызывая этих прекрасных музыкантов, много лет сотрудничающих в области камерной музыки.
Британский баритон Саймон Кинлисайд, известный не только своими оперными ролями, но и исполнением камерной музыки, создал разнообразную и оригинальную программу, отражающую весь спектр переживаний и эмоций, воплощенных в песнях Шуберта. Программа включает композиции, основанные на текстах разных поэтов, от итальянца Метастазио («L’incanto degli occhi») до жгуче-печальной ‘Abschied’(«Прощание») Майрхофера из последнего вокального цикла композитора «Schwanengesang».
Такое объединение ряда тематически связанных песен основано на большом опыте интерпретации музыкально-поэтических текстов не только Шуберта, но и других композиторов-романтиков, на глубоком внутреннем переживании, необходимом для того, чтобы передать общее настроение грусти неосуществленной любви, и в то же время энергетику, заложенную во многих, даже самых безнадежных моментах шубертовских песен.
Смена различных настроений и переживаний происходит внутри каждого фрагмента, где исполнитель соединяет отдельные моменты в убедительное целое и позволяет эмоциональным крайностям песен говорить за себя. Серьезность и задумчивость «Странника» сменяются торжеством любви в романсе «Тебе одной», энергетика и драматичность песни «В лесу» оттеняются печалью «Ноктюрна». Саймон Кинлисайд известен своим умением выражать тонкие оттенки настроений камерных произведений, и на этом концерте он продемонстрировал все богатство своего вокала, переходя от драматического накала к нежнейшему mezzo voce. «Говорящее» фортепиано Малькольма Мартино создало прекрасный дуэт, в котором музыка и поэтические строки слились в гармоничный ансамбль, передающий всю красоту произведений Шуберта. На бис Саймон Кинлисайд исполнил сочинения Дюпарка и любимого им Хуго Вольфа.
Успех концерта возвращает нас к сегодняшнему дню, к чувствам и переживаниям современников, которые, как показывает интерес к концертам, записям, книгам, посвященным камерным вокально-поэтическим жанрам, вовсе не чужды ни любовным переживаниям, ни обращениям к природе представителей романтизма. Преображенные двумя великими искусствами, человеческие переживания находят отклик у слушателя, как искушенного в тонкостях музыкально-поэтических дискурсивных формаций, так и неподготовленного, с удивлением открывающего для себя близость чувств романтического героя и своих собственных.
Екатерина Шапинская
Вена. 18 июня
Фото автора