интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » История русского театра. Часть пятая

 
 
 

История русского театра. Часть пятая

Автор: Ольга Пурчинская от 7-04-2010, 20:15, посмотрело: 3707

В течение всего XIX столетия главными факторами при составлении репертуара театров были вкусовые предпочтения актеров и антрепренеров, а также меценатов и драматургов, не только создающих собственные произведения, но и тех, кто занимался переводами шедевров иностранных коллег.

В столичных театрах адаптированные под российского зрителя зарубежные пьесы занимали очень серьезное место – в некоторые месяцы они составляли основу репертуара, давалось до 4 таких спектаклей за неделю. Наибольшей популярностью пользовались произведения Шекспира и Шиллера.

Российские актеры своей игрой восхищали не только простых зрителей, но и самых взыскательных критиков, которые сравнивали их с кумирами французской публики, причем все чаще предпочтения отдавались отечественным артистам.

Начало XIX века ознаменовалось восхождением таких гениев русского театра, как Алексей Семенович Яковлев (1773 – 1817) и Екатерина Семеновна Семенова (1786 – 1849), легендарных отечественных трагиков. Игру Яковлева отличали порывистость и непредсказуемость. В каждом образе он стремился отыскать тягу к свободе, выделял конфликт талантливой, незаурядной личности с окружающей действительностью. Подобные противостояния, свойственные героям эпохи Романтизма, артист находил в произведениях Озерова и Вольтера.

Семенова трактовала образы своих героинь по-другому. Она куда менее откровенно отдавалась чувствам, вхождения в образ у нее начинались с того, что актриса тщательнейшим образом взвешивала каждое слово. Благодаря произведениям Вольтера и Расина стала первой представительницей трагедийного амплуа в России. Ее «визитной карточкой» стала роль Офелии в шекспировском «Гамлете».

Именно в тот период времени мастерство актера начали трактовать как один из видов искусства, совершенно особенный, уникальный. Тогда же появилось требование, крайне важное для всех последующих учеников русской театральной школы – полное погружение, перевоплощение в образ, исполняемый в конкретный вечер, в конкретной постановке.

В первой половине XIX века на сцене появилось как минимум три актера, возведенных потомками в ранг легенд не только русского, но и мирового театра. Это Михаил Семенович Щепкин (1788 – 1863), Петр Степанович Мочалов (1800 – 1848) и Василий Андреевич Каратыгин (1802 – 1853).

М.С.Щепкин появился на свет в семье крепостных крестьян, служивших в доме князя Волькенштейна. Отец его имел довольно высокую должность управляющего в доме графа, и потому мог хотя бы обучить сына грамоте, то есть дать ему начальное образование.

Актерское дарование юного Щепкина проявилось во время его игры в крепостном театре. Зрители обратили внимание на одаренного юношу и, собрав с миру по нитке нужную сумму денег, выкупили крепостного у его барина. Сначала он играл в любительском театре, затем поступил в частный театр на должность суфлера. Вскоре волей случая юное дарование получило возможность блеснуть своим талантом на профессиональной сцене, хоть и провинциальной.

В Малый театр его так же привело удачное стечение обстоятельств. Однажды до некоего деятеля из ряда чиновников, служащих в сети Императорских театров, дошел слух, что в Туле работает талантливый, замечательный артист. Туда был специально отправлен известный тогда драматург Михаил Николаевич Загоскин (1789 – 1912), сообщивший вскоре, что молодой талант – «настоящее чудо-юдо».

На московской сцене Щепкин дебютировал в сентябре 1822 года. Играл он заглавную роль в пьесе Загоскина «Богатонов, или Провинциал в столице». Вскоре состоялось приглашение артиста в труппу Малого театра, где он проработал до конца жизни.

Приехав в Москву, Щепкин практически сразу начал остро ощущать недостаток знаний (полученных в провинциальном училище), широты взглядов, общего культурного уровня. Эти пробелы он восполнял, много читая и общаясь со своими выдающимися современниками, среди которых были известные литераторы, профессора Московского университета.

В один прекрасный день А.С.Пушкин дал Щепкину рекомендацию написать книгу собственных воспоминаний, однако артист отказывался, считая подобного рода труды крайне сложными. Тогда Пушкин взял это дело в свои руки. Для начала он написал: «Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке, в 1788 году ноября 6 числа». Михаилу Семеновичу остался возможным только один вариант развития событий – продолжать эти «Записки». Эти мемуары содержат множество интересных подробностей из жизни и творчества легендарного актера.

Щепкин стал одним из прародителей реализма на русской театральной сцене. Знаменитый писатель и философ А.И.Герцен говорил так: «Он был великий артист, артист по призванию и труду. Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре…». Щепкиным было сыграно около шести сотен ролей в произведениях таких выдающихся драматургов и писателей, как Шекспир, Мольер, Гоголь, Островский и Тургенев.

П.С.Мочалов, современник Щепкина, также артист Малого театра, по стилю игры своей был его диаметральной противоположностью. На протяжении довольно длительного (около 30 лет) периода времени считался одним из лучших трагиков Москвы. Среди сыгранных им персонажей – Гамлет в одноименной трагедии Шекспира, Карл Моор в драме Шиллера «Разбойники», Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова. «Торжеством таланта Мочалова» критик В.Г.Белинский назвал исполнение роли принца Датского, оставив о спектакле крайне позитивный, восторженный отзыв.

Легенды представляют артиста Мочалова «человеком порыва», которому не нужны были узкие рамки театральной школы. Одним из величайших актеров его сделали вдохновение, импровизация. В таком взгляде есть изрядная доля истины, тем не менее, теоретические основы своей профессии Павел Степанович знал хорошо.

Как известно, талантливый человек талантлив во всем. Это можно сказать и о Мочалове, который, помимо актерского дара, также пробовал себя в качестве поэта и драматурга. Его пьеса «Черкешенка» была поставлена на сцене Малого театра.

Еще один легендарный артист первой половины XIX века – В.А.Каратыгин – родился в знаменитой актерской семье, впитав азы будущей профессии, что называется, с молоком матери. Впрочем, изначально намерения продолжить семейную традицию у него не было. Образование получил в Горном институте, затем служил в Департаменте Внешней торговли. Но постепенно гены начали брать свое, и в 1820 году состоялся сценический дебют Каратыгина в пьесе Озерова. Обладатель эффектной внешности, выразительным, мощным голосом и выверенной до жеста, до слова манеры игры, невероятной актерской харизмы, он получил признание и громкую славу еще при жизни.

Зрительские предпочтения разрывались между Мочаловым и Каратыгиным. Но все без исключения признавали несомненные таланты обоих. Так, В.Г.Белинский, чьи симпатии явно были не на стороне Каратыгина, все же не мог не отметить уровень мастерства этого актера, признавая, что с каждым годом «…его игра становится все проще и ближе к натуре…».

Ольга Пурчинская

Столь интересные подробности из истории театра мне помогли узнать:
1. Энциклопедия для детей «Аванта +», том «Искусство: Музыка. Театр. Кино»
2. Стариков Л. «Театральная жизнь старинной Москвы», М., 1996
3. История России, XIX век

Категория: История искусств