интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Древней Греции. Часть первая

 
 
 

Искусство Древней Греции. Часть первая

Автор: Ольга Пурчинская от 19-03-2012, 00:10, посмотрело: 3536

Непростые времена переживает сейчас Греция. Серьезные экономические проблемы поглотили внимание множества специалистов всего мира. Не будем излишне глубоко погружаться в них, пусть этим занимаются профессионалы, теоретики и практики. Вместе, хочется верить, они найдут выход из сложившейся ситуации.

Мы же поговорим совсем на другие темы. Ведь Греция – одна из древнейших цивилизаций, оставивших богатое культурное наследие, которое сыграло центральную роль в становлении всего последующего мировоззрения и, соответственно, искусства Западного мира, главным образом Европы.

Одно из самых почетных мест в художественной культуре эпохи Античности искусствоведы отводят наследию Крито-Микенской цивилизации. Центрами ее являются, как следует из названия, остров Крит и город Микены, находящийся на юге современной Греции. Но территория была значительно более обширной и охватывала Балканский полуостров, острова Эгейского моря и даже прибрежные земли Малой Азии.

Этническое происхождение творцов, прославивших Критскую цивилизацию (другое ее название – Минойская), в точности не установлено до сих пор. Зарождение их культуры датируется примерно II тысячелетием до н.э. Центры ее находились непосредственно на острове Крит, чьи города в те времена процветали, а также среди островов, омываемых Эгейским морем. Эта цивилизация получила имя Минойской, в честь известного по мифам царя Миноса. Создателей ее называли минойцами.

Микены населял народ, известный под именем Ахейцев (или микенцев). На территорию Греции они прибыли из Северной Европы и имели индоевропейское происхождение. Это были прямые предки эллинов, т.е. современных греков. Середина II тысячелетия до н.э. ознаменовалась воцарением микенцев на весь Эгейский мир, когда они завоевывали многочисленные острова и города-полисы, в том числе Кносс, которому было суждено стать столицей Микенского государства.

На протяжении внушительного отрезка времени – нескольких столетий – Крито-Микенская цивилизация была эталонной художественной мастерской для крупнейшего региона. Именно тогда созданы признанные шедевры архитектуры: грандиозные сооружения, разукрашенные настенной живописью, рельефными изображениями и разнообразными символами, в том числе дворцы со священными садами, изящные расписные вазы, искусно выполненные атрибуты религиозного культа.

Эпоха Античности подарила миру письменность. Ушедшее в историю Критское царство оставило в наследство потомкам так называемое "линейное письмо А", расшифровать которое ученым пока не удалось. От Микенских земель последующим поколениям досталось "линейное письмо В". Его расшифровать удалось. Это достижение датируется серединой ХХ века (50-е гг.) и принадлежит английским ученым Дж. Чедвику и М. Вентрису.

Уникальность крито-микенского искусства заключается в особом понимании жизни природы и места, которое занимает там человек. Кроме того, значительное положение занимает свобода в обращении со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Также огромное внимание уделялось внутреннему миру человека.

Результаты деятельности эгейских мастеров I тысячелетия до н.э. стали наследием эллинов. Без них не было бы возможным создание памятников, ставших настоящей классикой искусства Древней Греции и являющихся известными на весь мир.

Искусство Крита

II тысячелетие до н.э. на острове Крит началось со строительства большого количества дворцов, каждый из которых представлял собой ансамбль с многочисленными постройками, возводившимися вокруг центрального здания. Области применения этих сооружений были разнообразными – они подходили как для сакральных (т.е. ритуальных), так и для светских мероприятий. Дворец совмещал в себе роли резиденции градоначальника и центр управления всем регионом, был и городом, и крепостью. Существовал такой комплекс благодаря усилиям сельских жителей, а также мастеров, обитавших непосредственно на территории дворца.

В первой половине II тысячелетия до н.э. такие постройки находились на территории лишь нескольких городов острова Крит: Кноссе, Фесте, Гурнии, Малии и Като-Закро. Ансамбли были совершенно разными. Так, в Кноссе была усилена северная часть, главным образом игравшая роль парадной. Склады на западе выделялись мощным блоком. А в Каро-Закро львиная доля территории отводилась под ритуальные мероприятия. В некоторых городах дворцовые постройки как бы сливались с окружающими их улочками и кварталами, практически лишенные какой-либо обособленности.

Различий в строении городов на острове Крит очень много, но выделяются и общие черты. В первую очередь это касается прямоугольной формы внутреннего двора, размеры которого удивительно стабильны: 52 метра в длину и 28 – в ширину. Почти все здания ориентированы по сторонам света, протяженность внутреннего дворика стабильно идет с севера на юг.

Кроме того, специалистами установлена связь дворцов с горными святилищами, находившимися в пещерах. "Священная гора", на которую была ориентирована постройка, была хорошо видна из ее окон.

Продолжительность существования дворца напрямую зависела от активности горных святилищ, которые имели в обществе статус земного отражения мест обитания небожителей, т.е. богов. Во время раскопок археологи обнаружили на территориях этих пещер множество доказательств религиозных церемоний. Обряды, совершавшиеся там, весьма разнообразны: это и жертвоприношение, и ритуальные трапезы, и приношение даров божествам, и многие другие таинства.

Несмотря на то, что дворцовые ансамбли предназначались для жизни земных правителей, считалось, что принадлежат они тем богам и богиням, которых почитали в святилищах. Происхождение царя представлялось божественным, и ему отводилась роль супруга богини, ее сына или, чаще всего, эти два образа совмещались в одном лице. Жена правителя в этом случае была жрицей, которая исполняла роль богини в посвященных ей ритуалах.

Среди произведений искусства, созданных критскими мастерами, выделяются изображения божественных младенцев и подростков-сыновей. Скульптуры женщин всегда наделялись чертами матери: подчеркнуто тяжелый бюст, обнаженный для важного ритуального события; ее рост и сила значительно превышают аналогичные показатели стоящего рядом супруга. Жрица или богиня, воплощенная в дамском теле, исполняет ведущую роль во всех действиях. Юноша, располагающийся, как правило, по соседству, - персонаж ведомый, пассивный.

Земными олицетворениями критских небожительниц чаще всего считались горы, либо деревья. В сознании людей они связывались не с конкретными природными насаждениями, а универсальными символами Вселенной.

Среди реликвий, обнаруженных во время археологических раскопок, встречались золотые кольца-печатки, изображенные на которых персонажи выдергивали из земли священное дерево, либо срывали с него плоды. Оба эти деяния приравнивались к уничтожению богини, и происходили они в определенный период календарного года. Событие приурочивались к важнейшему событию, случавшемуся в середине лета: именно с этого момента сила Солнца постепенно ослабевала.

В этот день Верховный жрец, выполнявший также функции правителя, по совместительству считавшийся спутником богини, выдергивал из земли особое, священное дерево, которое росло на территории храма.

Считалось, что одновременно с гибелью дерева заканчивается и жизнь богини. Ее смерть на земле изображала супруга жреца. Поза ее соответствовала событию: ниспадающие локоны и обнаженная грудь. Руки женщины упирались в бока. Вся ее фигура выражала исступление. Закончив один жизненный цикл, богиня, подобно птице Феникс, возрождалась из пепла.

Деревья, растения и травы играют в жизни всего живого огромную роль. Без их непосредственного участия ни одно человеческое деяние не представлялось возможным. До сих пор на Крите можно повсеместно встретить их изображения, окруженные ореолом чего-то таинственного, божественного.

Царство флоры представало в двух образах. Один из них, естественный, являл собой природу, находящуюся под опекой богов. Другой – культурный, то есть созданный человеком в городских или дворцовых условиях.

Представления других древнегреческих народов о природе носило иной характер. Так, для кого-то она символизировала победу над смертью (большая часть памятников древнеегипетского искусства), у других воплощала идеи сотворения мира (так называемее Мировое дерево).

Жители острова Крит почитали природу, считая ее происхождение божественным. Как и все, имеющее такое начало, она совершенна, но, кроме того, преисполнена особой красоты. Поэтому многие изображения, созданные критянами в античные времена, представляли собой не богов, а олицетворяющие их цветущие луга и дикие скалы, покрытые удивительной красоты цветами и кустарниками. Населявшие их представители животного мира, в том числе птицы и приматы, считались теми же божествами, принявшими другие свои обличия.

Если богиня представлялась в виде растения или скалы, то богов изображали как существ, очень напоминающих быков. Подобные символы в огромном количестве встречались на стенах знаменитого Кносского дворца. Последующие поколения населения Греции полагали, что этот бог был тесно связан с подземным дворцовым Лабиринтом, а также обитавшим там чудовищем, имя которого известно и поныне. Это – Минотавр, чей образ совмещал в себе черты человека и быка. Ежегодно в его честь устраивались пышные праздники, кульминацией которых традиционно становилось ритуальное жертвоприношение, так называемая таврокатапсия - бой человека с быком. Участие в таком сражении мог принять не только мужчина, но и женщина, которая являлась главным противником бога в животном воплощении. Эти ежегодные ритуалы помогали быку, отжившему жизненный цикл, возродиться и начать проходить свой путь заново.

Восприятие и мышление античных людей носило циклический характер. Они считали, что при помощи многочисленных священных ритуалов все можно вернуть на круги своя.

Критское искусство динамично, там полностью исключено использование массивных опор и конструкций подчеркнуто стабильного типа. Впечатление, производимое античными постройками, весьма обманчиво: здание кажется простым, но это далеко не так. Интерьеры дворцов (и не только!) уникальны и соединены между собой самым причудливым образом. Огромные коридоры своей длиной так и норовят завести в тупик, причем в самый неожиданный момент. Лестницы могут привести гостя куда угодно – как на лоджию или во внутренний дворик, так и в парадный зал, расположенный в самом центре дома.

Визуальные образы, которые ярко представлены на многочисленных изображениях, четко соответствовали представлениям критян об окружающем мире. Человеческие фигуры были исключительно хрупкими, с осиными талиями, которые могли быть уничтожены очень легко, без особых усилий. На ритуальных полотнах мужские тела чаще всего окрашивались в различные оттенки коричневого цвета, женские оставались белыми.

Более поздние поколения греков переняли у своих критских предков такие известные понятия, как "таинство" и "мистерия". Все виды древнего искусства, в том числе архитектура, скульптура, живопись, а также музыка, танец и театр (преимущественно религиозного характера), были объединены с целью оказания необходимого воздействия на зрителей.

Основной в критском искусстве считается тема так называемых эффектов, то есть чудес, способных поразить даже самое взыскательное воображение. Эта тенденция не претерпела изменений и после того, как остров был покорен микенскими завоевателями. Микенское искусство впитывало в себя достижения мастеров, прославивших Крит, что помогло ему воплощать свои выдающиеся идеи в создании собственного, не менее богатого, культурного наследия.

Ольга Пурчинская

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств