Самый большой и густонаселенный континент уже очень долго поддерживает репутацию основного поставщика разнообразных событий, значение которых огромно. Но, помимо насыщенной современности, Азия не менее богата и интереснейшей историей, в том числе изобразительного искусства, о котором сейчас и поведем наш уже не первый разговор.
Искусство империи Ахеменидов
Государство Древний Иран населяли представители двух племен индоевропейского происхождения – персы и мидяне. Первые упоминания о них встречаются в ассирийских хрониках IХ века до н.э.
Из династии Ахеменидов происходит персидский царь Кир II Великий (558 – 530 гг.до н.э.), который в 550 году до н.э. сверг мидийского царя и сделал Мидию частью своих земель. Следом (в 539 г. до н.э.) могучее войско Древнего Ирана поработило Вавилонию, Египет (525 г. до н.э.), а далее постепенно вторглось в отдельные города Сирии, Финикии и Малой Азии. Таким образом Персия стала одним из самых больших и влиятельных государств континента.
Политика ахеменидских царей по отношению к завоеванным территориям была довольно гибкой и дальновидной. Все государства были объявлены так называемыми сатрапиями, т.е. провинциями Персии и должны были регулярно платить дань. Завоеватели при этом не разрушали города, с подчеркнутым уважением относились к религиозным и культурным традициям подчиненных себе народов. Так, устраивались символические венчания на царство с учетом всех местных обычаев. Кроме того, персы регулярно участвовали в празднествах и церемониях поклонения местным богам.
Период господства Древнего Ирана на азиатской территории был весьма продолжительным – около 200 лет. Но в 331 году до н.э. Персидская империя была сокрушена во время похода Александра Македонского на Восток.
Мидийским и иранским ремесленникам было крайне сложно найти свое, ни на кого не похожее направление в искусстве. Причиной такому разброду и шатанию служил тот факт, что они постоянно находились в окружении шедевров, созданных мастерами более древних, ярких цивилизаций. Тем не менее, находясь в постоянном творческом поиске и изучая все секреты и нюансы работы своих талантливых предшественников, они смогли в итоге создать собственную художественную систему, стиль, который получил название "имперского". Среди основных его свойств можно выделить, в первую очередь, торжественность и масштабность, но при этом еще и тщательность в оформлении отдельно взятых элементов и деталей.
Безусловными центрами художественной деятельности империи Ахменидов были резиденции властителей, в создании которых принимало участие великое множество людей. Призваны эти специалисты были со всех завоеванных земель.
Все царские резиденции представляли собой архитектурно-скульптурные комплексы колоссальных размеров. Все внутреннее убранство их было подчинено одной главной цели – прославлению власти императора.
Самым древним примером такой композиции считается ансамбль в Пасаргадах (городе, основанном императором Киром II еще в VI в. до н.э. на юге страны). Старинная постройка дошла до современной цивилизации практически в полностью разрушенном состоянии. Вполне возможно, что его облик, суровый и величественный, гармонично вписался в горный пейзаж.
В состав этого ансамбля входили три главные постройки: масштабный вход-портал, обрамленный по бокам огромными фигурами человекобыков (ассирийская традиция); ападану (дворец для торжественных приемов) и таджару (дворец, предназначенный непосредственно для жилья самого императора и его ближайшего окружения).
Все резиденции последующих царей строились по такому же принципу.
В Пасагардах и по сей день находится усыпальница Кира II. Это массивное, строгое сооружение, высота которого достигает 11 метров. Отдаленно эта постройка напоминает месопотамский зиккурат. Главной особенностью этой гробницы является то, что стены ее не были украшены, лишь вход увенчан изображением символа верховного божества Ахура-Мазды, выполненный в виде большой розетки сложной формы со вставками из золота и бронзы.
В Сузах, столице Персии, на внешний вид и убранство интерьеров царского дворца существенное влияние оказало богатое творческое наследие Месопотамии. Он был разрушен ассирийцами, а затем вновь отстроен. Случилось это в период правления ставших легендарными императоров Дария I (522 – 486 гг до н.э.), Ксеркса (486 – 465 гг. до н.э.) и Артаксеркса (465 – 424 гг. до н.э.).
Все помещения ансамбля были расположены вокруг обширного внутреннего двора. Вход в центральный двор резиденции царя Дария I был украшен роскошным изразцовым барельефом, композиция и цветовое решение которого отличались особой изысканностью. Тематика изображения особой оригинальностью не отличается и представляет собой царскую гвардию. Задняя стена фасада оформлена фигурами крылатых быков, выполненных также в технике изразцов. Все это отдаленно напоминало знаменитый вавилонский артефакт – ворота Иштар.
В самом лучшем состоянии до наших дней сохранился парадный дворец царей Дария I и Ксеркса, построенный в городе Персеполе в 520 году до н.э., и это несмотря на то, что пару столетий спустя (в 330 году до н.э.) ее чуть не уничтожило напавшее на Персию войско нового завоевателя – Александра Македонского.
Архитектурный ансамбль был построен на территории долины, окруженной со всех сторон огромными базальтовыми скалами. Располагалась резиденция на высокой искусственной платформе. Центральными зданиями комплекса являлись, в первую очередь, дворцы Дария и Ксеркса. Также важное место занимала ападана с парадным колонным залом, попасть в который можно было, преодолев высокую лестницу, украшенную многочисленными рельефными изображениями.
Сюжеты, запечатленные на этих рельефах, были весьма популярны в регионе. Среди них – сцены борьбы с различными мифическими существами, сцены приемов у царя с участием колонн вавилонян, мидийцев, урартов и представителей прочих народов, захваченных иранцами.
Парадный зал венчало изображение царя, сидящего на троне в окружении самых верных и приближенных подданных.
При создании рельефов персепольские мастера использовали богатый опыт, который они переняли у ассирийских скульпторов, но они никогда не стремились создавать в своих произведениях картины, содержащие многочисленные движения, а также моменты эмоционального напряжения. Даже их работы, посвященные сражениям, отличались статичностью и торжественностью изображаемого момента.
Искусство Парфии
Жизнь Парфянского государства была яркой, насыщенной и бурной, но просуществовало оно совсем недолго. Парфия располагалась на территории современной Туркмении, а также на Северо-востоке Ирана. Начиная с VII столетия до н.э. она входила в состав наиболее могущественных держав своего региона, в том числе Мидии, Ирана времен Ахеменидского царства, позднее – империи Александра Македонского, а на закате своей истории – Селевкидских земель.
В середине III века до н.э. кочующее племя парфов под предводительством верховного вождя Аршака разгромило наместника Селевкидов, после чего объединилось с местными территориями. Таким образом, было создано новое независимое государство – Парфия. Выделяется тот факт, что эта страна в очень короткие сроки превратилась в мощнейшую военную державу. В разные периоды в ее состав входили Месопотамия и Иран, южная часть азиатского континента, а также большая часть территории современных Афганистана и Сирии. Ярчайшим доказательством великой силы парфийского государства является то, что это были те немногие земли, которым удалось устоять под натиском Римской империи.
На формирование культурного наследия региона оказали влияние традиции совершенно не похожих друг на друга цивилизаций: с одной стороны ирано-месопотамское направление, с другой – эллинистическое. Какое из них оказалось более сильным? Сейчас определить это уже практически не представляется возможным.
Судьба художественного наследия региона складывалась драматично. Львиная доля памятников была уничтожена в XIX столетии во время проведения археологических раскопок. Те немногие артефакты, которые чудом уцелели, долгое время не могли оценить по достоинству. Наиболее очевидной причиной кажется то, что на фоне найденных примерно в тех же местах шедевров, созданных мастерами из Ассирии и Вавилона, творения парфянских ремесленников выглядели более, чем скромно, и должного впечатления на ученых не произвели. Кроме того, эти произведения искусства представляли собой, главным образом, квинтэссенцию черт разных стилей, что явно делалось в ущерб поиску собственного направления в творчестве.
Раскопки в зоне одного из крупнейших городов, Старой Нисы, явили миру несколько построек, представляющих интерес, но сохранились они, главным образом, очень плохо. Среди них можно выделить, в первую очередь, так называемый "квадратный" дом. Это здание состояло из 12 комнат, которые располагались вокруг внутреннего дворика. Комнаты были замурованы вместе с находящимися там шедеврами изобразительного искусства. Ученые полагают, что это здание представляет собой настоящее хранилище сокровищ, посвященных памяти великих правителей прошлого.
Не менее интересен еще один памятник, также обнаруженный в недрах Старой Нисы – Круглый храм, о назначении которого до сих пор спорят искусствоведы всего мира. Одни считают, что это – святилище, построенное в честь царя Митридата. Другие относят сооружение к категории мавзолеев, т.е. усыпальниц, поскольку там использованы круг и квадрат – архитектурные формы, имевшие особое, символическое значение. Так, круг связывали с представлениями древних о небе, а стороны квадрата олицетворяли четыре части света, а в конечном итоге – землю.
Наибольший интерес представляют собой парфянские произведения декоративно-прикладного искусства. Прежде всего, это – ритоны, выполненные из слоновой кости. Горловина его венчалась рельефом, чаще всего с античным сюжетом (например, изображение церемонии награждения Олимпийских игр или праздненства в честь какого-либо античного бога). Кроме того, можно выделить многочисленные металлические статуэтки, а также детали мебели.
Мастера эпохи старались четко следовать древнегреческой традиции и почти не выходили за ее рамки. Тем не менее, работы парфянских ремесленников содержали элементы, соответствующие местным представлениям о красоте, пропорциях, гармонии лиц, тел, фактуры.
Парфия была создана усилиями завоевателей, и в итоге ее постигла та же участь, что и прочие государства, образованные подобным способом. В 224 году до н.э. произошло восстание персидских племен, что привело к гибели этой интереснейшей цивилизации.
…Вот и закончилось наше увлекательное путешествие, которое приоткрыло многочисленные тайны древних цивилизаций азиатского региона. Сейчас на их месте совсем иные страны, а вот порядки мало чем отличаются от тех, что царили там многие тысячелетия назад. Хочется верить, что в будущем, когда накаленная до предела обстановка в странах Востока более-менее успокоится, появятся новые археологи, молодые, энергичные, амбициозные, и они найдут в этих загадочных землях еще не один интереснейший артефакт, который взбудоражит умы человечества на долгие годы.
Ольга Пурчинская
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Искусство империи Ахеменидов
Государство Древний Иран населяли представители двух племен индоевропейского происхождения – персы и мидяне. Первые упоминания о них встречаются в ассирийских хрониках IХ века до н.э.
Из династии Ахеменидов происходит персидский царь Кир II Великий (558 – 530 гг.до н.э.), который в 550 году до н.э. сверг мидийского царя и сделал Мидию частью своих земель. Следом (в 539 г. до н.э.) могучее войско Древнего Ирана поработило Вавилонию, Египет (525 г. до н.э.), а далее постепенно вторглось в отдельные города Сирии, Финикии и Малой Азии. Таким образом Персия стала одним из самых больших и влиятельных государств континента.
Политика ахеменидских царей по отношению к завоеванным территориям была довольно гибкой и дальновидной. Все государства были объявлены так называемыми сатрапиями, т.е. провинциями Персии и должны были регулярно платить дань. Завоеватели при этом не разрушали города, с подчеркнутым уважением относились к религиозным и культурным традициям подчиненных себе народов. Так, устраивались символические венчания на царство с учетом всех местных обычаев. Кроме того, персы регулярно участвовали в празднествах и церемониях поклонения местным богам.
Период господства Древнего Ирана на азиатской территории был весьма продолжительным – около 200 лет. Но в 331 году до н.э. Персидская империя была сокрушена во время похода Александра Македонского на Восток.
Мидийским и иранским ремесленникам было крайне сложно найти свое, ни на кого не похожее направление в искусстве. Причиной такому разброду и шатанию служил тот факт, что они постоянно находились в окружении шедевров, созданных мастерами более древних, ярких цивилизаций. Тем не менее, находясь в постоянном творческом поиске и изучая все секреты и нюансы работы своих талантливых предшественников, они смогли в итоге создать собственную художественную систему, стиль, который получил название "имперского". Среди основных его свойств можно выделить, в первую очередь, торжественность и масштабность, но при этом еще и тщательность в оформлении отдельно взятых элементов и деталей.
Безусловными центрами художественной деятельности империи Ахменидов были резиденции властителей, в создании которых принимало участие великое множество людей. Призваны эти специалисты были со всех завоеванных земель.
Все царские резиденции представляли собой архитектурно-скульптурные комплексы колоссальных размеров. Все внутреннее убранство их было подчинено одной главной цели – прославлению власти императора.
Самым древним примером такой композиции считается ансамбль в Пасаргадах (городе, основанном императором Киром II еще в VI в. до н.э. на юге страны). Старинная постройка дошла до современной цивилизации практически в полностью разрушенном состоянии. Вполне возможно, что его облик, суровый и величественный, гармонично вписался в горный пейзаж.
В состав этого ансамбля входили три главные постройки: масштабный вход-портал, обрамленный по бокам огромными фигурами человекобыков (ассирийская традиция); ападану (дворец для торжественных приемов) и таджару (дворец, предназначенный непосредственно для жилья самого императора и его ближайшего окружения).
Все резиденции последующих царей строились по такому же принципу.
В Пасагардах и по сей день находится усыпальница Кира II. Это массивное, строгое сооружение, высота которого достигает 11 метров. Отдаленно эта постройка напоминает месопотамский зиккурат. Главной особенностью этой гробницы является то, что стены ее не были украшены, лишь вход увенчан изображением символа верховного божества Ахура-Мазды, выполненный в виде большой розетки сложной формы со вставками из золота и бронзы.
В Сузах, столице Персии, на внешний вид и убранство интерьеров царского дворца существенное влияние оказало богатое творческое наследие Месопотамии. Он был разрушен ассирийцами, а затем вновь отстроен. Случилось это в период правления ставших легендарными императоров Дария I (522 – 486 гг до н.э.), Ксеркса (486 – 465 гг. до н.э.) и Артаксеркса (465 – 424 гг. до н.э.).
Все помещения ансамбля были расположены вокруг обширного внутреннего двора. Вход в центральный двор резиденции царя Дария I был украшен роскошным изразцовым барельефом, композиция и цветовое решение которого отличались особой изысканностью. Тематика изображения особой оригинальностью не отличается и представляет собой царскую гвардию. Задняя стена фасада оформлена фигурами крылатых быков, выполненных также в технике изразцов. Все это отдаленно напоминало знаменитый вавилонский артефакт – ворота Иштар.
В самом лучшем состоянии до наших дней сохранился парадный дворец царей Дария I и Ксеркса, построенный в городе Персеполе в 520 году до н.э., и это несмотря на то, что пару столетий спустя (в 330 году до н.э.) ее чуть не уничтожило напавшее на Персию войско нового завоевателя – Александра Македонского.
Архитектурный ансамбль был построен на территории долины, окруженной со всех сторон огромными базальтовыми скалами. Располагалась резиденция на высокой искусственной платформе. Центральными зданиями комплекса являлись, в первую очередь, дворцы Дария и Ксеркса. Также важное место занимала ападана с парадным колонным залом, попасть в который можно было, преодолев высокую лестницу, украшенную многочисленными рельефными изображениями.
Сюжеты, запечатленные на этих рельефах, были весьма популярны в регионе. Среди них – сцены борьбы с различными мифическими существами, сцены приемов у царя с участием колонн вавилонян, мидийцев, урартов и представителей прочих народов, захваченных иранцами.
Парадный зал венчало изображение царя, сидящего на троне в окружении самых верных и приближенных подданных.
При создании рельефов персепольские мастера использовали богатый опыт, который они переняли у ассирийских скульпторов, но они никогда не стремились создавать в своих произведениях картины, содержащие многочисленные движения, а также моменты эмоционального напряжения. Даже их работы, посвященные сражениям, отличались статичностью и торжественностью изображаемого момента.
Искусство Парфии
Жизнь Парфянского государства была яркой, насыщенной и бурной, но просуществовало оно совсем недолго. Парфия располагалась на территории современной Туркмении, а также на Северо-востоке Ирана. Начиная с VII столетия до н.э. она входила в состав наиболее могущественных держав своего региона, в том числе Мидии, Ирана времен Ахеменидского царства, позднее – империи Александра Македонского, а на закате своей истории – Селевкидских земель.
В середине III века до н.э. кочующее племя парфов под предводительством верховного вождя Аршака разгромило наместника Селевкидов, после чего объединилось с местными территориями. Таким образом, было создано новое независимое государство – Парфия. Выделяется тот факт, что эта страна в очень короткие сроки превратилась в мощнейшую военную державу. В разные периоды в ее состав входили Месопотамия и Иран, южная часть азиатского континента, а также большая часть территории современных Афганистана и Сирии. Ярчайшим доказательством великой силы парфийского государства является то, что это были те немногие земли, которым удалось устоять под натиском Римской империи.
На формирование культурного наследия региона оказали влияние традиции совершенно не похожих друг на друга цивилизаций: с одной стороны ирано-месопотамское направление, с другой – эллинистическое. Какое из них оказалось более сильным? Сейчас определить это уже практически не представляется возможным.
Судьба художественного наследия региона складывалась драматично. Львиная доля памятников была уничтожена в XIX столетии во время проведения археологических раскопок. Те немногие артефакты, которые чудом уцелели, долгое время не могли оценить по достоинству. Наиболее очевидной причиной кажется то, что на фоне найденных примерно в тех же местах шедевров, созданных мастерами из Ассирии и Вавилона, творения парфянских ремесленников выглядели более, чем скромно, и должного впечатления на ученых не произвели. Кроме того, эти произведения искусства представляли собой, главным образом, квинтэссенцию черт разных стилей, что явно делалось в ущерб поиску собственного направления в творчестве.
Раскопки в зоне одного из крупнейших городов, Старой Нисы, явили миру несколько построек, представляющих интерес, но сохранились они, главным образом, очень плохо. Среди них можно выделить, в первую очередь, так называемый "квадратный" дом. Это здание состояло из 12 комнат, которые располагались вокруг внутреннего дворика. Комнаты были замурованы вместе с находящимися там шедеврами изобразительного искусства. Ученые полагают, что это здание представляет собой настоящее хранилище сокровищ, посвященных памяти великих правителей прошлого.
Не менее интересен еще один памятник, также обнаруженный в недрах Старой Нисы – Круглый храм, о назначении которого до сих пор спорят искусствоведы всего мира. Одни считают, что это – святилище, построенное в честь царя Митридата. Другие относят сооружение к категории мавзолеев, т.е. усыпальниц, поскольку там использованы круг и квадрат – архитектурные формы, имевшие особое, символическое значение. Так, круг связывали с представлениями древних о небе, а стороны квадрата олицетворяли четыре части света, а в конечном итоге – землю.
Наибольший интерес представляют собой парфянские произведения декоративно-прикладного искусства. Прежде всего, это – ритоны, выполненные из слоновой кости. Горловина его венчалась рельефом, чаще всего с античным сюжетом (например, изображение церемонии награждения Олимпийских игр или праздненства в честь какого-либо античного бога). Кроме того, можно выделить многочисленные металлические статуэтки, а также детали мебели.
Мастера эпохи старались четко следовать древнегреческой традиции и почти не выходили за ее рамки. Тем не менее, работы парфянских ремесленников содержали элементы, соответствующие местным представлениям о красоте, пропорциях, гармонии лиц, тел, фактуры.
Парфия была создана усилиями завоевателей, и в итоге ее постигла та же участь, что и прочие государства, образованные подобным способом. В 224 году до н.э. произошло восстание персидских племен, что привело к гибели этой интереснейшей цивилизации.
…Вот и закончилось наше увлекательное путешествие, которое приоткрыло многочисленные тайны древних цивилизаций азиатского региона. Сейчас на их месте совсем иные страны, а вот порядки мало чем отличаются от тех, что царили там многие тысячелетия назад. Хочется верить, что в будущем, когда накаленная до предела обстановка в странах Востока более-менее успокоится, появятся новые археологи, молодые, энергичные, амбициозные, и они найдут в этих загадочных землях еще не один интереснейший артефакт, который взбудоражит умы человечества на долгие годы.
Ольга Пурчинская
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия