Азиатская тематика по-прежнему будоражит умы человечества, горячие новости из одного из крупнейших и самого населенного региона мира продолжают взрывать общественность. Каждый день таит массу сюрпризов, и по вечерам иной раз сложно сказать, что случится завтра.
Ну а мы продолжим свое увлекательное путешествие по местам, представляющим серьезную научную и историческую ценность, ведь наша главная цель – максимально подробное ознакомление с историей искусства, которое, как известно, начало развиваться уже в древнейшие времена.
Искусство хеттов и хурритов
Хетты (более известны, как индоевропейский народ) и хурриты (точное происхождение этих племен до сих пор не известно) создали государства, которым не суждено было просуществовать долго. Тем не менее, их искусство нашло отражение в творчестве многих последующих эпох.
Художественное восприятие окружающего мира представителей этих двух народов имело много общего. Так, памятники искусства хеттов и хурритов обладают впечатляющей внутренней энергией, даже какой-то суровостью.
Четко известно время, когда сформировалось хеттское государство. Это произошло в XVIII столетии до н.э. Период расцвета пришелся на XIV – XIII века. По военной мощи это царство могло конкурировать даже с такими гигантами, как, например, Египет или Ассирия. Тем не менее, уже в XII веке до н.э. хетты не смогли пережить нашествие кочевых племен, называемых "народами моря", что привело к их гибели.
Главным образом Хеттское государство располагалось на территории полуострова Малая Азия и представляло собой горную котловину. По мнению многих специалистов, горы для хеттов были больше, чем просто средой обитания – они представляли собой значительную часть их религиозного и художественного мировоззрения. Так, в религии этого народа имел место культ камня, и даже небосвод у них считался сотворенным из камня.
Львиная доля памятников хеттского искусства были обнаружены при раскопках столицы древнего государства – города Хаттусы (ныне это – Багазкей, расположенный на территории современной Турции).
Со всех сторон город был окружен мощной стеной с пятью воротами. Центральной его частью считалась крепость, венчавшая вершину скалы. Все здания и прочие сооружения возводились из огромных каменных или глиняных блоков. Как правило, они были ассиметричны, с плоскими перекрытиями. Вместо традиционных колонн в качестве опор здесь использовались особые четырехгранные столбы. Нижняя часть здания чаще всего оформлялась большими каменными плитами, которые украшались рельефами и назывались ортостатами.
Бережное, по-настоящему трепетное отношение хеттов к камню сформировало главные особенности скульптуры. Предпочтение здесь отдавали рельефу, в котором можно было значительно острее прочувствовать тесную связь с формой каменного блока, чем, например, в статуе.
Уникальной особенностью хеттского искусства является тот факт, что все их памятники удивительно гармонично вписывались в окружающую среду, при этом пейзаж становился в какой-то степени "естественной архитектурой".
Недалеко от столицы, примерно в трех километрах, было найдено горное святилище, получившее название Язылы-Кая, что в переводе на русский означает "Расписные Скалы". Оно представляет собой два ущелья, связанных между собой. На их огромных "стенах" распложено множество рельефов, изображающих сцены торжественного шествия высших сил. Процессии богов, сделанные в образах воинов в конических шлемах, вооруженных мечами, а также богинь, облаченных в длинные, струящиеся одежды, движутся навстречу друг другу. В центре этой масштабной композиции расположены бог грозы Тешуб и его супруга, богиня Хебат.
А вот памятников искусства хурритов до наших дней дошло очень мало Наиболее крупное хурритское государство, Митанни, располагалось на территории Центральной Месопотамии и просуществовало не более 3 столетий, в период с XVI по XIII века до н.э. За век до своего полного уничтожения оно потерпело сокрушительное поражение от более сильного народа хеттов, а вскоре после этого было порабощено могучими воинами Ассирии.
Хурриты создали уникальный вид дворцово-храмового здания – так называемый бит-хилани (буквально "Дом галереи"), представлявший собой строение с комплексом галерей, расположенных параллельно главному фасаду. Входная галерея с двумя башнями по краям, к которым можно было попасть по специальным лестницам, была очень похожа на городские парадные ворота.
В очень малых количествах дошли до современности памятники хурритской скульптуры. В основном это изображения людей, созданные в условной манере, с напряженными лицами, похожими на маски. Они оказывают на зрителя довольно существенное воздействие: при взгляде на них создается впечатление, что в этом тяжелом, непроницаемом, массивном камне скрыта какая-то неведомая сила. Этот факт роднит статуи с похожими сооружениями хеттов. В то же время есть и существенное различие. Хурриты тщательно шлифовали камень, доводили тем самым его до блеска, в результате статичная композиция словно оживала за счет игры светотени на скульптурной поверхности.
Искусство Ассирии
О существовании Ассирии было известно еще задолго до того, как она была открыта археологическим путем, ведь упоминания об этом мощном, агрессивном государстве встречаются в текстах Библии. В период своего расцвета страна имела весьма широкие границы – от Средиземного моря до Персидского залива. Ее население расправлялось с противниками крайне жестоко. Разрушались города, устраивались массовые казни (как это похоже на многих более поздних властителей, в том числе отечественных!), огромное количество уцелевших людей продавали в рабство, выселяли многочисленных аборигенов с оккупированных территорий.
Несмотря на столь малоприятный моральный портрет ассирийского народа, нельзя не отметить тот факт, что завоеватели с пристальным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, тщательно изучали художественные особенности и принципы иностранных мастеров.
В ассирийском искусстве удивительно гармонично соединились традиции очень многих древних цивилизаций, за счет чего оно приобрело свой воистину неповторимый облик.
При первичном, не самом внимательном изучении создается впечатление, что ассирийские мастера не старались создавать новые формы. В их архитектуре можно встретить все типы построек, которые были известны значительно раньше, в том числе зиккурат.
Тем не менее, новаторство здесь тоже было. Заключалось оно, в первую очередь, в отношении к архитектурному ансамблю. Так теперь центром дворцово-храмового комплекса стал не храм, а дворец. Выделился новый вид города – крепость с единой, очень строгой планировкой. В качестве примера можно привести знаменитый Дур-Шаррукин, выполнявший функцию резиденции царя Саргона II (722 – 705 гг.до н.э.). Значительную часть общей территории города (более половины) занимал дворец, который был возведен на высокой платформе. Окружали его мощные стены высотой более 14 метров.
Для украшения интерьеров дворца, в первую очередь царских покоев ассирийские мастера чаще всего предпочитали рельефы, воплотив в этом виде изобразительного искусства собственный неповторимый стиль. Основные особенности его сформировались к началу IX столетия до н.э. Именно этим периодом времени датировано появление знаменитого рельефного ансамбля из дворца царя Ашшурнасирапала II (883 – 859 гг.до н.э.) в городе Кальху. Резиденция властителя была украшена самым настоящим рельефным циклом, который прославлял царя как величайшего полководца, мудрого правителя, очень сильного (в первую очередь физически) человека.
Для воплощения этого замысла художники воспользовались тремя группами сюжетов, которые изображали войну, охоту и церемониальный марш с принесением дани. Важнейшим элементом этой композиции стали тексты, являющие собой убористые строки клинописи. Порой они заходят прямо на изображение.
Каждый рельеф содержит большое количество персонажей, повествование сюжета обрастает многочисленными, вплоть до мельчайших, подробностями.
Человеческие изображения на рельефах выполнялись в несколько условной, обобщенной манере, в то время как облик животных передавался максимально натуралистично. Иногда мастера применяли метод искажения пропорций, чтобы подчеркнуть драматизм изображаемой сцены. Так, в сценах охоты фигура льва часто значительно превосходила в размере изображение лошади.
Человеческие тела чаще всего соответствовали каноническим нормам: голова, ноги, нижняя часть тела и одно плечо всегда направлены в профиль, а другое плечо – в фас. С особой тщательностью обрабатывались мелкие детали – завитки волос, складки одежды, черты лица и т.д.
Готовые рельефы обязательно разукрашивали. Первоначально они мало чем отличались от первобытной наскальной живописи.
Рельефная панорама, украшавшая дворец Ашшурнасирапала II, стала самым настоящим эталоном, по которому впоследствии создавались все дальнейшие произведения ассирийской скульптуры.
Наиболее известный представитель – дворцовый ансамбль царя Ашшурбанипала в городе Ниневии, датированный VII в.до н.э. Поражают мастерство и эмоциональная сила, с которыми были выполнены рельефы, изображающие сцены охоты и ставшие главным украшением стен так называемой Царской комнаты (т.е.главного помещения дворца). Если аналогичные изображения из Кальху отличались торжественностью и некоторым замедлением действия, то для здешних скульптур характерно стремительное движение: увеличившееся свободное пространство между фигурами позволяло ощутить эту всю динамику, а также азарт, которым в любом случае должны быть охвачены все участники действия.
Рельефы из Ниневии отличались натуралистичностью, главным образом за счет присутствовавших на всех стенах животных, чей облик заведомо правилен, а позы удивительно точны и выразительны. Агонии умирающих зверей передавалась с невероятно высокими правдоподобием и четкостью.
Как ни сильна и всемогуща была Ассирия, но в VII веке до н.э. она все же была уничтожена своими давними и самыми суровыми противниками – Мидией и Вавилонией. Так, в 612 г.до н.э. была разрушена столица, Ниневия, а спустя 7 лет в битве под Каркемишем погибли жалкие остатки некогда грозной и разрушительной армии.
В искусстве древних времен богатые традиции ассирийских мастеров, главным образом в области монументального рельефа, еще очень долго привлекали к себе внимание. И по сей день искусствоведы продолжают изучать технику скульптуры, живописи и архитектуры этого ярчайшего периода в истории Древней Азии.
Ольга Пурчинская
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Ну а мы продолжим свое увлекательное путешествие по местам, представляющим серьезную научную и историческую ценность, ведь наша главная цель – максимально подробное ознакомление с историей искусства, которое, как известно, начало развиваться уже в древнейшие времена.
Искусство хеттов и хурритов
Хетты (более известны, как индоевропейский народ) и хурриты (точное происхождение этих племен до сих пор не известно) создали государства, которым не суждено было просуществовать долго. Тем не менее, их искусство нашло отражение в творчестве многих последующих эпох.
Художественное восприятие окружающего мира представителей этих двух народов имело много общего. Так, памятники искусства хеттов и хурритов обладают впечатляющей внутренней энергией, даже какой-то суровостью.
Четко известно время, когда сформировалось хеттское государство. Это произошло в XVIII столетии до н.э. Период расцвета пришелся на XIV – XIII века. По военной мощи это царство могло конкурировать даже с такими гигантами, как, например, Египет или Ассирия. Тем не менее, уже в XII веке до н.э. хетты не смогли пережить нашествие кочевых племен, называемых "народами моря", что привело к их гибели.
Главным образом Хеттское государство располагалось на территории полуострова Малая Азия и представляло собой горную котловину. По мнению многих специалистов, горы для хеттов были больше, чем просто средой обитания – они представляли собой значительную часть их религиозного и художественного мировоззрения. Так, в религии этого народа имел место культ камня, и даже небосвод у них считался сотворенным из камня.
Львиная доля памятников хеттского искусства были обнаружены при раскопках столицы древнего государства – города Хаттусы (ныне это – Багазкей, расположенный на территории современной Турции).
Со всех сторон город был окружен мощной стеной с пятью воротами. Центральной его частью считалась крепость, венчавшая вершину скалы. Все здания и прочие сооружения возводились из огромных каменных или глиняных блоков. Как правило, они были ассиметричны, с плоскими перекрытиями. Вместо традиционных колонн в качестве опор здесь использовались особые четырехгранные столбы. Нижняя часть здания чаще всего оформлялась большими каменными плитами, которые украшались рельефами и назывались ортостатами.
Бережное, по-настоящему трепетное отношение хеттов к камню сформировало главные особенности скульптуры. Предпочтение здесь отдавали рельефу, в котором можно было значительно острее прочувствовать тесную связь с формой каменного блока, чем, например, в статуе.
Уникальной особенностью хеттского искусства является тот факт, что все их памятники удивительно гармонично вписывались в окружающую среду, при этом пейзаж становился в какой-то степени "естественной архитектурой".
Недалеко от столицы, примерно в трех километрах, было найдено горное святилище, получившее название Язылы-Кая, что в переводе на русский означает "Расписные Скалы". Оно представляет собой два ущелья, связанных между собой. На их огромных "стенах" распложено множество рельефов, изображающих сцены торжественного шествия высших сил. Процессии богов, сделанные в образах воинов в конических шлемах, вооруженных мечами, а также богинь, облаченных в длинные, струящиеся одежды, движутся навстречу друг другу. В центре этой масштабной композиции расположены бог грозы Тешуб и его супруга, богиня Хебат.
А вот памятников искусства хурритов до наших дней дошло очень мало Наиболее крупное хурритское государство, Митанни, располагалось на территории Центральной Месопотамии и просуществовало не более 3 столетий, в период с XVI по XIII века до н.э. За век до своего полного уничтожения оно потерпело сокрушительное поражение от более сильного народа хеттов, а вскоре после этого было порабощено могучими воинами Ассирии.
Хурриты создали уникальный вид дворцово-храмового здания – так называемый бит-хилани (буквально "Дом галереи"), представлявший собой строение с комплексом галерей, расположенных параллельно главному фасаду. Входная галерея с двумя башнями по краям, к которым можно было попасть по специальным лестницам, была очень похожа на городские парадные ворота.
В очень малых количествах дошли до современности памятники хурритской скульптуры. В основном это изображения людей, созданные в условной манере, с напряженными лицами, похожими на маски. Они оказывают на зрителя довольно существенное воздействие: при взгляде на них создается впечатление, что в этом тяжелом, непроницаемом, массивном камне скрыта какая-то неведомая сила. Этот факт роднит статуи с похожими сооружениями хеттов. В то же время есть и существенное различие. Хурриты тщательно шлифовали камень, доводили тем самым его до блеска, в результате статичная композиция словно оживала за счет игры светотени на скульптурной поверхности.
Искусство Ассирии
О существовании Ассирии было известно еще задолго до того, как она была открыта археологическим путем, ведь упоминания об этом мощном, агрессивном государстве встречаются в текстах Библии. В период своего расцвета страна имела весьма широкие границы – от Средиземного моря до Персидского залива. Ее население расправлялось с противниками крайне жестоко. Разрушались города, устраивались массовые казни (как это похоже на многих более поздних властителей, в том числе отечественных!), огромное количество уцелевших людей продавали в рабство, выселяли многочисленных аборигенов с оккупированных территорий.
Несмотря на столь малоприятный моральный портрет ассирийского народа, нельзя не отметить тот факт, что завоеватели с пристальным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, тщательно изучали художественные особенности и принципы иностранных мастеров.
В ассирийском искусстве удивительно гармонично соединились традиции очень многих древних цивилизаций, за счет чего оно приобрело свой воистину неповторимый облик.
При первичном, не самом внимательном изучении создается впечатление, что ассирийские мастера не старались создавать новые формы. В их архитектуре можно встретить все типы построек, которые были известны значительно раньше, в том числе зиккурат.
Тем не менее, новаторство здесь тоже было. Заключалось оно, в первую очередь, в отношении к архитектурному ансамблю. Так теперь центром дворцово-храмового комплекса стал не храм, а дворец. Выделился новый вид города – крепость с единой, очень строгой планировкой. В качестве примера можно привести знаменитый Дур-Шаррукин, выполнявший функцию резиденции царя Саргона II (722 – 705 гг.до н.э.). Значительную часть общей территории города (более половины) занимал дворец, который был возведен на высокой платформе. Окружали его мощные стены высотой более 14 метров.
Для украшения интерьеров дворца, в первую очередь царских покоев ассирийские мастера чаще всего предпочитали рельефы, воплотив в этом виде изобразительного искусства собственный неповторимый стиль. Основные особенности его сформировались к началу IX столетия до н.э. Именно этим периодом времени датировано появление знаменитого рельефного ансамбля из дворца царя Ашшурнасирапала II (883 – 859 гг.до н.э.) в городе Кальху. Резиденция властителя была украшена самым настоящим рельефным циклом, который прославлял царя как величайшего полководца, мудрого правителя, очень сильного (в первую очередь физически) человека.
Для воплощения этого замысла художники воспользовались тремя группами сюжетов, которые изображали войну, охоту и церемониальный марш с принесением дани. Важнейшим элементом этой композиции стали тексты, являющие собой убористые строки клинописи. Порой они заходят прямо на изображение.
Каждый рельеф содержит большое количество персонажей, повествование сюжета обрастает многочисленными, вплоть до мельчайших, подробностями.
Человеческие изображения на рельефах выполнялись в несколько условной, обобщенной манере, в то время как облик животных передавался максимально натуралистично. Иногда мастера применяли метод искажения пропорций, чтобы подчеркнуть драматизм изображаемой сцены. Так, в сценах охоты фигура льва часто значительно превосходила в размере изображение лошади.
Человеческие тела чаще всего соответствовали каноническим нормам: голова, ноги, нижняя часть тела и одно плечо всегда направлены в профиль, а другое плечо – в фас. С особой тщательностью обрабатывались мелкие детали – завитки волос, складки одежды, черты лица и т.д.
Готовые рельефы обязательно разукрашивали. Первоначально они мало чем отличались от первобытной наскальной живописи.
Рельефная панорама, украшавшая дворец Ашшурнасирапала II, стала самым настоящим эталоном, по которому впоследствии создавались все дальнейшие произведения ассирийской скульптуры.
Наиболее известный представитель – дворцовый ансамбль царя Ашшурбанипала в городе Ниневии, датированный VII в.до н.э. Поражают мастерство и эмоциональная сила, с которыми были выполнены рельефы, изображающие сцены охоты и ставшие главным украшением стен так называемой Царской комнаты (т.е.главного помещения дворца). Если аналогичные изображения из Кальху отличались торжественностью и некоторым замедлением действия, то для здешних скульптур характерно стремительное движение: увеличившееся свободное пространство между фигурами позволяло ощутить эту всю динамику, а также азарт, которым в любом случае должны быть охвачены все участники действия.
Рельефы из Ниневии отличались натуралистичностью, главным образом за счет присутствовавших на всех стенах животных, чей облик заведомо правилен, а позы удивительно точны и выразительны. Агонии умирающих зверей передавалась с невероятно высокими правдоподобием и четкостью.
Как ни сильна и всемогуща была Ассирия, но в VII веке до н.э. она все же была уничтожена своими давними и самыми суровыми противниками – Мидией и Вавилонией. Так, в 612 г.до н.э. была разрушена столица, Ниневия, а спустя 7 лет в битве под Каркемишем погибли жалкие остатки некогда грозной и разрушительной армии.
В искусстве древних времен богатые традиции ассирийских мастеров, главным образом в области монументального рельефа, еще очень долго привлекали к себе внимание. И по сей день искусствоведы продолжают изучать технику скульптуры, живописи и архитектуры этого ярчайшего периода в истории Древней Азии.
Ольга Пурчинская
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия