Первобытное искусство

Автор: Ольга Пурчинская от 9-02-2011, 19:34, посмотрело: 4909

Все в этом мире имеет свое начало. В том числе и искусство. В самом деле, если внимательно посмотреть на любое полотно, скульптуру, здание, то можно не только определить, в какую из эпох оно было создано, но и отметить черты, присущие и предыдущим этапам.

Для того, чтобы смотреть на признанные шедевры не только как обывателю, но и как самому настоящему знатоку, предлагаю совершить экскурс в историю мирового искусства, путешествие во времени и пространстве. А начнем мы с самого начала истории человечества – с первобытного времени.

Первобытное искусство

Первобытное искусство также известно как примитивное. Территориально оно охватывало практически все пространство Земли, за исключением Антарктиды.

Для первобытного человека искусство было новым видом деятельности, и обращение к нему можно безо всякого преувеличения назвать едва ли не величайшим событием в истории.

Искусство древнейших времен отражало первые представления человечества об окружающей действительности. Благодаря ему сохранялись и передавались следующим поколениям бесценные знания и навыки, а люди могли общаться друг с другом. В духовной культуре первобытного времени искусство было столь же важно, что и заостренный камень в труде.

В течение очень долгого времени ученые не имели четкого, конкретного мнения по поводу первобытного искусства, придерживались двух диаметрально противоположных взглядов на его историю. Так, одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические знаки и геометрические фигуры. В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что оба эти способа отображения окружающего мира появились примерно в одно и то же время.

Искусство эпохи палеолита
Ученые-искусствоведы считают, что первые произведения первобытного искусства были созданы примерно 30 тысяч лет назад, на закате эпохи палеолита, то есть каменного века.

Древнейшими из обнаруженных на сегодняшний день скульптур считаются так называемые "палеолитические венеры" – примитивные женские фигурки, весьма отдаленно напоминающие человеческое тело. Всем им присущи некоторые общие черты: сильно преувеличенные бедра, живот, груди. Стопы отсутствуют. Чертами лица первобытные скульпторы пренебрегали, не проявляя особой в них заинтересованности. Задача их заключалась не в воспроизведении конкретного человека, а в создании собирательного образа женщины-матери как символа плодородия и хранительницы домашнего очага.

Скульптурные изображение мужчин в эпоху палеолита встречались крайне редко. Наряду с женскими телами, часто создавались "портреты" животных. Наиболее популярными образами были козы, лошади и северные олени.

Почти все палеолитические скульптуры выполнены из камня и кости.

В первобытной живописи ученые-искусствоведы выделяют несколько этапов. Первые изображение датированы примерно ХХХ тысячелетием до н.э. и представляли собой заполненную черной или красной краской поверхность внутри контура.

В дальнейшем (начиная с XVIII тысячелетия до н.э.) художники стали внимательнее относиться к деталям. Так, косыми параллельными штрихами они изображали шерсть. Кроме того, научились смешивать цвета, получая таким образом дополнительные оттенки, в результате чего рисунок становился ближе к натуральным окрасам животных, а на шкуре появлялись полосы и пятна. Линия контура также претерпела изменения – теперь ею выделяли светлые и теневые части фигуры, рисунок таким образом приобретал визуальный объем.

XII тысячелетие до н.э. – период расцвета первобытного искусства. Именно тогда в пещерах были созданы "полотна", покрывающие огромные площади и оживляющие самые темные, мрачные места, находящиеся в глубинах, куда не попадал солнечный свет.

В дальнейшем наскальная живопись утратила свою яркость, живость, изображения все больше углублялись в стилизацию. Для живописи последнего этапа палеолита характерно полное отсутствие реалистичности. Можно говорить о своеобразном круговороте – мастера того периода пришли к тому, с чего начинали их предшественники. В пещерах вновь появились какие-то неясные линии, знаки, точки.

Искусство эпохи мезолита
Эпоха мезолита – так называемый средний каменный век (XII – VIII тысячелетия до н.э.) ознаменовалась изменением климатических условий на Земле, а значит, одни животные, на которых охотились первобытные люди, вымерли, но на замену им пришли другие. Именно в тот период времени началось активное развитие рыболовства. Появились новые виды орудий труда, первое в истории холодное оружие – лук со стрелами. Тогда же человек приручил собаку.

Подобные изменения привели к существенным изменениям в сознании людей, а значит, это все сказалось и на искусстве. Прежде в центре внимания художника находились животные – объекты его охоты, теперь же изображались человеческие фигуры, причем они обязательно находились в стремительном движении.

В отличии от живописи эпохи палеолита, где преобладали отдельные фигуры, не связанные между собой, наскальные рисунки мезолитического периода представляют собой многофигурные композиции и сцены из жизни охотников того времени. Помимо различных оттенков красной краски, здесь применялись черные и изредка белые тона. В качестве связующих веществ использовали яичный белок, кровь и мед.

Особое место в наскальной живописи эпохи мезолита занимают сцены охоты, в которых между людьми и животными существует тесная связь посредством бурно развивающегося действа. Охотники выслеживают свою жертву, преследуют ее, на ходу атакуя ее настоящим "градом" из стрел, добивают бьющегося в предсмертной агонии зверя или убегают от разъяренного противника.

Тогда же появляются и первые изображения полных драматизма столкновений двух враждебно настроенных по отношению друг другу племен, порой перерастающих в настоящие кровопролитные войны. Иной раз дело доходило даже до казни.

Женские изображения здесь можно встретить крайне редко. В движении их не рисовали никогда – все время статичный, безжизненный объект.

Большие живописные произведения постепенно сменялись малыми. Для них, несмотря на сильно уменьшенные размеры, характерны детальность и количество персонажей, исчисляемое порой не одной сотней человек или животных. Впрочем, человеческие фигуры носят схематичный характер, это символы, использующиеся для того, чтобы придать изображению массовый эффект.

Первобытный художник освободил человека от всего, что могло бы помешать передаче и восприятию сложных поз и действия, а также непосредственной сути происходящего. Человек – это, прежде всего, воплощение движения. Такова философия древних людей, живших еще в доисторические времена.

Искусство эпохи неолита
Эпоха неолита, то есть нового каменного века (5000 – 3000 гг. до н.э.), началась с таянием ледников, что привело к движению народы, у которых появилась возможность заселять огромные пространства. Усилилась борьба между племенами за право обладания самыми благоприятными землями, на которых можно охотиться, процветала охота на новые территории.

В эпоху неолита у людей появилась новая опасность, она же и самая страшная – враждебно настроенные по отношению к ним другие племена. Новые земли теперь занимались таким образом, чтобы там можно было защититься от внезапного вторжения неприятелей.

Наскальная живопись становится все более схематичной, условной. Изображения теперь весьма отдаленно напоминают человека или животное.

Еще одной характерной чертой живописи эпохи неолита становится небрежность исполнения. Помимо стилизованных изображений людей и зверей, появляются различные геометрические фигуры – прямоугольники, круги, спирали), оружие (кинжалы, луки, топоры), первобытный транспорт (плоты, лодки, корабли). Воспроизведение живой природы становится теперь второстепенной задачей.

В истории, развитии и культуре древнейшего человечества первобытное искусство сыграло важную роль. С появлением навыка создавать изображения скульптурного, графического и живописного характера, люди прибрели пусть и незначительную, но все же власть над временем. Воображение человека получило новые формы воплощения – пространственную и художественную, развитие которых происходит во всех дальнейших этапах истории искусства.

Ольга Пурчинская



Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств