интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Древней Азии. Часть III

 
 
 

Искусство Древней Азии. Часть III

Автор: Ольга Пурчинская от 18-10-2011, 21:47, посмотрело: 3491

Культурное наследие азиатского региона весьма богато и насыщено. Причиной является не только древность цивилизаций, но и большое их количество. И потому мы уже в третий раз отправляемся на соседний континент, заводя там вновь машину времени, и переносимся на много тысяч лет назад.

Искусство Урарту

Это государство сформировалось на территории Армянского нагорья примерно к IX столетию до н.э. Несмотря на небольшую площадь, оно было весьма могущественным. В течение всей своей истории властители Урарту вели постоянные войны: сперва с Ассирией, затем – с многочисленными кочевыми племенами, в том числе с киммерийцами и скифами.

В период между 593 и 591 годами до н.э. войска государства Мидия захватили главные урартские крепости, в результате воинственное государство стало территорией Мидии, а позднее его поглотила Ахеменидская Персия.

Особым разнообразием памятники искусства Урарту не отличаются, однако они представляют интерес, так как гармонично и оригинально сочетают в себе богатые культурные традиции соседних государств.

При раскопках на территории Армении были обнаружены мощнейшие города-крепости Тейшебаини и Эребуни, по которым можно четко определить имевшиеся у урартских строителей глубокие познания в области архитектуры ассирийцев и хеттов.

Влияние ассирийской культуры можно проследить еще и в немногочисленных уцелевших фрагментах монументальных росписей из Эребуни, но при этом здесь часто наблюдаются типично урартские типы орнаментов.

Памятники декоративно-прикладного искусства отличает высочайший уровень мастерства. Здесь регулярно встречаются персонажи-выходцы из других культур, в том числе мифическое существо, внешними очертаниями очень напоминающее ассирийского шеду. В Урарту это – небольшая статуэтка, отлитая из бронзы. Лицо ее инкрустировано слоновой костью, крылья пестро раскрашены. Образами знаменитых ассирийских рельефов навеяны роскошные изображения львов на щитах и ювелирных украшениях, а также венчающие колесницы всадники, которыми традиционно декорировали футляры для стрел.

Одной из ключевых черт урартского художественного стиля принято считать любовь к цвету. Действительно, древние мастера использовали сочные краски и яркие, по-настоящему эффектные цветовые сочетания. Так, весьма популярны были соседствующие темно-красные оттенки с ярко-синими или глубокими коричневыми с роскошными вкраплениями позолоты.

Мастера находились в постоянном поиске, старались найти новые краски для уже хорошо известных образов, потому в их произведениях четко прослеживаются перемешения стилей, техник и материалов.

Благодаря многочисленным экспериментам знаменитые божества, демоны и мифические чудовища в шедеврах урартского изобразительного искусства выглядят наиболее доступными и понятными; при взгляде на них часто рождается впечатление, будто они созданы не для того, чтобы наводить страх и ужас на людей, а скорее наоборот - с целью защиты от злобных намерений высших сил.

В памятниках из Урарту можно проследить глубокое единство культур народов Древнего Востока, соединившихся в них, несмотря на многочисленные военные стычки, политические конфликты и территориальные притязания со стороны властителей этих интереснейших и богатейших в плане культурного наследия государств.

Искусство Вавилонии

Судьба уготовила Новому Вавилону, в частности его столице, огромное количество постоянно сменявших друг друга взлетов и падений. История его – бесчисленные военные конфликты, победить в которых вавилонянам удавалось далеко не всегда. Наиболее дорого стоили им посягательства со стороны Ассирии.

689 т. до н.э. ознаменовался разрушением и затоплением Вавилона, которые были спровоцированы ассирийским правителем Синаххерибом (705 – 680 гг.до н.э.).

Только после падения своего главного угнетателя Вавилония смогла не просто восстановить свою былую силу, но и достичь главенствующего положения в азиатском регионе. Период расцвета продолжался недолго, с 605 по 562 год до н.э., в эпоху правления царя Навуходоносора II. В это время Вавилон превратился в один из богатейших городов континента, стал политическим и духовным центром. Культуру искусствоведы считают прямой наследницей богатейших шумеро-аккадских традиций, пользовавшихся в те времена величайшим почетом.

Памятников культуры от эпохи Навуходоносора II до наших дней дошло очень не много, однако имеются исторические сведения о том, какие замечательные постройки можно было встретить в Древнем Вавилоне. Прежде всего стоит выделить роскошный царский дворец колоссальных размеров, на территории которого находилось одно из легендарных чудес света – "висячие сады" царицы Семирамиды.

Одним из самых знаменитых сооружений принято считать зиккурат, получивший название Этеменанки и посвященный верховному божеству города Мардуку. Высота здания составляла без малого 90 метров, и оно является прототипом легендарной постройки, описанной в Библии – Вавилонской башни.

До настоящего времени дошло всего один архитектурный памятник – знаменитые ворота богини Иштар. Это одни из восьми парадных въездных ворот, каждым из которых были даны имена главных божеств, и от них шли дорожки, ведшие четко к храмам тех же самых богов. Соответственно, эти ворота были частями храмовых комплексов, а вся городская территория воспринималась как самое настоящее священное пространство.

Ворота Иштар имели особое значение, поскольку, помимо входа в один из центральных храмов, от них была проложена так называемая Дорога процессий, по которой проходили многочисленные торжественные шествия.

Ворота эти являлись огромной аркой. По всем ее четырем сторонам располагались массивные зубчатые башни. Вся колоссальная постройка была декорирована глазурованным кирпичом с рельефами, представлявшими собой изображения священных животных бога Мардука. Цветовая гамма – желтые изображения на голубом фоне – отличалась нежностью и изысканностью, что придавало монументу, несмотря на размеры, легкость и праздничность. Интервалы между фигурами были выверены удивительно четко, что должно было настраивать созерцателей шедевра на ритм торжественного шествия.

Большую часть сведений о Вавилонской цивилизации современные люди черпали из библейских сказаний, потому в их сознании четко сложился образ агрессивного, воинственного государства, которому чужды любые политические и нравственно-этические нормы. В самом деле, ее правителям были свойственны стремления к постоянным завоеваниям все более существенных территорий и беспощадность к побежденному противнику. Там вынужденно проживало огромное количество народностей, насильно переселенных из родных им мест.

Несмотря на страх, соседи относились к Вавилонскому царству с уважением. И даже завоевавший его персидский правитель Кир II Великий не разрушил центральный город, а просто вошел в него как положено победителю, торжественно, помпезно, воздав таким образом дань уважения его великому прошлому, навсегда вошедшему в историю.

Ольга Пурчинская

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств