интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть пятая

 
 
 

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть пятая

Автор: Ольга Пурчинская от 24-06-2021, 00:49, посмотрело: 775

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть пятаяМагриб в дословном переводе с аравийского языка означает «Запад». Это название средневековые арабы дали землям, на которых сегодня располагаются Алжир, Марокко и Тунис. Все страны региона находятся западнее одного из важнейших центров мусульманского Востока - Египта.

Арабо-берберские (североафриканские) народы в годы Раннего Средневековья совершали систематические нападения на страны Пиренейского полуострова. Наиболее активно они вторгались на территорию Испании. Жители европейского королевства прозвали восточных варваров маврами, что в переводе в греческого языка означает «темные».

Искусство мусульманской Испании, Марокко, Алжира и Туниса называется мавританским. Постепенно оно развилось в уникальное и самобытное, а зарождалось в уже прочно закрепившихся в мусульманском регионе странах. С течением времени средиземноморье получило политическую, общественную и культурную независимость, что заметно отразилось на разнообразном творчестве.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть пятаяТунису (Ифрикии, то есть Африке) и испанскому югу быстро удалось освободиться от ига Арабского халифата, обособиться и обрести самобытность. Независимое государство Аглабидов (Тунис) добилось значительных успехов в торговле, строительстве и земледелии. На средиземноморском побережье велось повсеместное сооружение каменных крепостей (рибатов), призванных защищать регион от агрессивных захватчиков.

Первый восточный военный лагерь Кайруан был заложен в 670 году арабским полководцем Окба ибн Нафи. Позднее он превратился в священный город, став одним из центров притяжения мусульманских паломников. Крупнейшая кайруанская мечеть Сиди Окба появилась тогда же и, доработанная в IX веке, сохранилась до наших дней. Сооружение считалось эталоном исламского культового дома всех странах Магриба.

Ослабление влияния халифата на южноиспанский регион привело к основанию династии Омейядов. Столицей исламских земель Испании стала Кордова. 929 год ознаменовался важнейшим событием - провозглашением независимости Кордовского халифата. Новое государство отличалось силой и могуществом, обширными территориями, политической и экономической стабильностью. Вопреки вторжению иноверных захватчиков, средневековая Испания стала самой богатой, благоустроенной и густонаселенной страной Старого Света.

Кордова прославилась далеко за пределами континента, прежде всего, своими библиотеками. Благодаря этим объектам культурного наследия регион получил неофициальное прозвище «обиталище наук». Подавляющее большинство населения испанского юга было грамотным. Труды тамошних жителей подарили соотечественникам-христианам, а также всему цивилизованному миру переводы описаний научных работ видных арабских ученых, а также выдающихся античных и средневековых мыслителей.

Население Кордовы в Средние Века достигало показателей в полмиллиона человек. В городе насчитывалось несколько тысяч таких объектов культурного наследия, как библиотеки, мечети, жилые дома. Отдельного упоминания заслуживают мосты, пересекающие реку Гвадалквивир, а также многочисленные фонтаны, в жаркие летние дни освежающие воздух.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть пятаяРоскошные дворцы кордовских халифов впечатляют богатством интерьеров и экстерьеров, невероятной роскошью убранства, обширными, благоухающими садами и парками. Красотой и разнообразием архитектурных стилей Кордова могла конкурировать с крупнейшими исламскими средневековыми городами: Константинополем, Каиром, Багдадом и Дамаском.

В Х веке (а это пик могущества Кордовского халифата) в городе появились огромная соборная мечеть и роскошная загородная резиденция Мадинат аз-Захра («Город-цветок»). Согласно легенде, халиф приказал построить здание со столь поэтичным названием, чтобы угодить своей фаворитке Захре. Постройка просуществовала всего 74 года. После распада халифата в 1010 году она была полностью разрушена.

Судьба испанской соборной мечети оказалась куда более счастливой: завораживающая красота этого здания пришлась по душе испанцам, отвоевавшим свой город у мусульман, и они решили оставить стоять этот иноверный символ могущества и самодержавия восточных племен. Жители религиозного (христианского) испанского королевства воспринимают мечеть как важный объект художественной культуры, один из символов их продолжительной, захватывающей истории.

Мавританское искусство во второй половине XI века развивалось, прежде всего, посредством религиозно-политического движения североафриканских берберских племен. В те годы сложились две державы - Альмохады и Альморавиды.

XII-XIV столетия - кульминационный этап развития мавританского искусства, которое возникло при взаимодействии испано-арабской и североафриканской художественных традиций. Правящие династии способствовали основанию и укреплению новых городов и малых населенных пунктов. Так, в конце XI века у подножия снежных скал возник знаменитый Марракеш, позднее получивший более привычное европейскому уху название «Марокко». Вскоре (XII в.) на Атлантическом побережье выросло военное укрепление, значительно позднее превратившееся в столицу современного государства, город Рабат.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств