Арабский халифат надолго воцарился в ближне- и средневосточном регионе, но постепенно от него стали отделяться внушительные территории: Закавказье, Египет, Северная Африка, Средняя Азия, Афганистан и Иран. Наместник багдадского халифата в Египте Ибн Тулун основал независимую династию. До наших дней сохранилась мечеть его имени, построенная в 876-879 годах. Позднее вокруг нее был основан стольный град Каир.
Каирская мечеть - это грандиозное сооружение в лучших архитектурных традициях Самарры. Здание построено из обожженного кирпича. Во внешнем облике культового дома появились черты, характерные для египетского изобразительного искусства: строгость линий, четкая организация пространства, суровость образа, доминанта архитектурных приемов над иными средствами визуальной выразительности.
На протяжении нескольких веков Египет был в числе сильнейших держав Средиземноморского региона. Также он надолго стал центром мусульманской культуры эпохи Средневековья. Расцвет национального искусства приходится на период правления династии Фатимидов (X-XII вв.). Их земли располагались на территории Восточного Алжира и Туниса.
Начиная с 969 года, Египет стал главной областью правления Фатимидов. Тогда же царь основал будущую столицу - Каир. Название происходит от арабского аль-Кахира («крепость»). Сегодня это один из самых крупных городов исламского мира.
В исторические времена Каир впечатлял и восхищал путников, паломников и туристов своей величественной красотой. Здания были поистине роскошны. Среди сохранившихся памятников египетского зодчества выделяются городские ворота (XI в.) с башнями Баб аль-Футух, Баб аль-Зувайла и Баб ан-наср. Также осталось немало мечетей.
Египетские архитекторы и зодчие смело экспериментировали с проектами и постройками, главным образом опыты проводились с культовыми сооружениями. Благодаря их деятельности появился особый тип мечети - колонная, где пространство зала для молитв прорезал широкий проход с куполами. Появилась традиция богато украшать входной портал. Фасады зданий декорировались орнаментальной резьбой по камню. Образовавшиеся таким образом сложные узоры и орнаменты на гладких стенах придавали домам невероятную красоту.
Купцы из европейских стран закупали в Египте стремительно набиравшие популярность среди западных высокопоставленных богачей шерстяные и шелковые ткани разных цветов, вышитые вручную золотыми нитями. Чаще всего материи венчали драгоценные изображения арабских текстов, животных и птиц.
Дома представителей исламской знати и элиты были наполнены изделиями из золота и серебра, дополненными щедрой россыпью драгоценных камней, жемчуга и природных минералов. Отдельного упоминания заслуживает холодное оружие в потрясающе украшенных ножнах. Также египетские мастера искусно создавали всевозможные поделки из кожи, прежде всего, украшения и книжные переплеты. Поверх основного сырья наносилось немного сусального золота.
Уникальный пример египетского средневекового ювелирного искусства - гигантская карта мира, составленная из изумрудов, бриллиантов, сапфиров и рубинов. Драгоценных камней в недрах этой восточной страны, согласно описям королевских сокровищниц, находилось великое множество.
Во второй половине XII века империя Фатимидов пала под натиском крестоносцев, и в 1175 году власть в Египте захватил знаменитый арабский военачальник Салах-ад-Дин или, на европейский манер, Саладин. Он имел сирийско-курдское происхождение и прославился, прежде всего, тем, что объединил земли Сирии, Ливии, Ирака и Египта, а также вытеснил оттуда активных завоевателей-крестоносцев в 1187 году.
За годы правление Саладина произошло укрепление оборонительных сооружений Каира. В столице империи были основаны особые мусульманские учебные заведения - медресе. С течением времени они широко распространились по всему исламскому миру. Эти институты оказывали существенное влияние на общественные, политические, религиозные и мировоззренческие настроения общества. Там получили образование многие выдающиеся мусульманские деятели эпохи Средневековья.
В середине XIII века (1250) власть в Египте захватили мамалюки (освобожденные рабы, наемники тюркского происхождения). На вершине социальной лестницы так называемые мамалюкские династии находились три столетия. За это время могущество государства значительно окрепло.
Средневековый Ближний и Средний Восток систематически осаждали разные варварские племена. Наиболее разрушительным оказалось вторжение монголов в XIII веке. Египет сумел избежать нападения: воинственные мамалюки никого не пускали на свои территории. Заодно они помогли справиться с варварами своим ближайшим соседям, представляющим Ближневосточный регион.
Египет долго оставался центром международной торговли. Правители стремительно наращивали связи со странами Средиземноморья. По всему Каиру неустанно возводились новые объекты. Для мусульманских средневековых сооружений характерны внушительные размеры и колоссальные геометрические объемы. Появился новый тип здания с внутренним двором по центру. Каждая сторона патио обязательно снабжалась огромной аркой с глубокой сводчатой нишей (архитектурная форма айван).
Фасады каменных зданий зачастую строились из разрушенных или разобранных сооружений Древнеегипетского Царства. Иногда сырье добывали в местных каменоломнях. Главной задачей памятников было прославление действующих властелинов. Помимо мечетей, сооружались роскошные дворцы, мавзолеи и госпитали.
Для египетских зданий XIII-XIV веков характерно декорирование сводов, ниш, карнизов и капителей колонн сталактитами (специфические формы, расположенные нависающими друг на друга рядами, внешне напоминающие одноименные пещерные наросты). Наряду с витражами, резными орнаментами по камню, дереву и мрамору, инкрустациями из бронзы, мрамора, слоновой кости, золота и серебра сталактиты обязательно включались в общую систему декора интерьеров.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Каирская мечеть - это грандиозное сооружение в лучших архитектурных традициях Самарры. Здание построено из обожженного кирпича. Во внешнем облике культового дома появились черты, характерные для египетского изобразительного искусства: строгость линий, четкая организация пространства, суровость образа, доминанта архитектурных приемов над иными средствами визуальной выразительности.
На протяжении нескольких веков Египет был в числе сильнейших держав Средиземноморского региона. Также он надолго стал центром мусульманской культуры эпохи Средневековья. Расцвет национального искусства приходится на период правления династии Фатимидов (X-XII вв.). Их земли располагались на территории Восточного Алжира и Туниса.
Начиная с 969 года, Египет стал главной областью правления Фатимидов. Тогда же царь основал будущую столицу - Каир. Название происходит от арабского аль-Кахира («крепость»). Сегодня это один из самых крупных городов исламского мира.
В исторические времена Каир впечатлял и восхищал путников, паломников и туристов своей величественной красотой. Здания были поистине роскошны. Среди сохранившихся памятников египетского зодчества выделяются городские ворота (XI в.) с башнями Баб аль-Футух, Баб аль-Зувайла и Баб ан-наср. Также осталось немало мечетей.
Египетские архитекторы и зодчие смело экспериментировали с проектами и постройками, главным образом опыты проводились с культовыми сооружениями. Благодаря их деятельности появился особый тип мечети - колонная, где пространство зала для молитв прорезал широкий проход с куполами. Появилась традиция богато украшать входной портал. Фасады зданий декорировались орнаментальной резьбой по камню. Образовавшиеся таким образом сложные узоры и орнаменты на гладких стенах придавали домам невероятную красоту.
Купцы из европейских стран закупали в Египте стремительно набиравшие популярность среди западных высокопоставленных богачей шерстяные и шелковые ткани разных цветов, вышитые вручную золотыми нитями. Чаще всего материи венчали драгоценные изображения арабских текстов, животных и птиц.
Дома представителей исламской знати и элиты были наполнены изделиями из золота и серебра, дополненными щедрой россыпью драгоценных камней, жемчуга и природных минералов. Отдельного упоминания заслуживает холодное оружие в потрясающе украшенных ножнах. Также египетские мастера искусно создавали всевозможные поделки из кожи, прежде всего, украшения и книжные переплеты. Поверх основного сырья наносилось немного сусального золота.
Уникальный пример египетского средневекового ювелирного искусства - гигантская карта мира, составленная из изумрудов, бриллиантов, сапфиров и рубинов. Драгоценных камней в недрах этой восточной страны, согласно описям королевских сокровищниц, находилось великое множество.
Во второй половине XII века империя Фатимидов пала под натиском крестоносцев, и в 1175 году власть в Египте захватил знаменитый арабский военачальник Салах-ад-Дин или, на европейский манер, Саладин. Он имел сирийско-курдское происхождение и прославился, прежде всего, тем, что объединил земли Сирии, Ливии, Ирака и Египта, а также вытеснил оттуда активных завоевателей-крестоносцев в 1187 году.
За годы правление Саладина произошло укрепление оборонительных сооружений Каира. В столице империи были основаны особые мусульманские учебные заведения - медресе. С течением времени они широко распространились по всему исламскому миру. Эти институты оказывали существенное влияние на общественные, политические, религиозные и мировоззренческие настроения общества. Там получили образование многие выдающиеся мусульманские деятели эпохи Средневековья.
В середине XIII века (1250) власть в Египте захватили мамалюки (освобожденные рабы, наемники тюркского происхождения). На вершине социальной лестницы так называемые мамалюкские династии находились три столетия. За это время могущество государства значительно окрепло.
Средневековый Ближний и Средний Восток систематически осаждали разные варварские племена. Наиболее разрушительным оказалось вторжение монголов в XIII веке. Египет сумел избежать нападения: воинственные мамалюки никого не пускали на свои территории. Заодно они помогли справиться с варварами своим ближайшим соседям, представляющим Ближневосточный регион.
Египет долго оставался центром международной торговли. Правители стремительно наращивали связи со странами Средиземноморья. По всему Каиру неустанно возводились новые объекты. Для мусульманских средневековых сооружений характерны внушительные размеры и колоссальные геометрические объемы. Появился новый тип здания с внутренним двором по центру. Каждая сторона патио обязательно снабжалась огромной аркой с глубокой сводчатой нишей (архитектурная форма айван).
Фасады каменных зданий зачастую строились из разрушенных или разобранных сооружений Древнеегипетского Царства. Иногда сырье добывали в местных каменоломнях. Главной задачей памятников было прославление действующих властелинов. Помимо мечетей, сооружались роскошные дворцы, мавзолеи и госпитали.
Для египетских зданий XIII-XIV веков характерно декорирование сводов, ниш, карнизов и капителей колонн сталактитами (специфические формы, расположенные нависающими друг на друга рядами, внешне напоминающие одноименные пещерные наросты). Наряду с витражами, резными орнаментами по камню, дереву и мрамору, инкрустациями из бронзы, мрамора, слоновой кости, золота и серебра сталактиты обязательно включались в общую систему декора интерьеров.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия