интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть вторая

 
 
 

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть вторая

Автор: Ольга Пурчинская от 17-05-2021, 00:08, посмотрело: 904

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть втораяКультурные традиции Аравии известны с древнейших времен, когда этим полуостровом владело политеистическое (языческое) мировоззрение. Тогда было принято обожествлять силы природы, камни, небесные светила, звезды, ручьи, реки, озера, камни и т.д. На территории Мекки, духовного центра будущего исламского Востока, располагалось их святилище, на арабский манер называемое «Кааба» (куб) - небольшое сооружение квадратной формы. В стену здания искусные мастера вмонтировали камень-метеорит черного цвета, вокруг которого стояли разнообразные статуи-идолы.

Политеистическим взглядам древних аравийцев в VII веке новой эры был противопоставлен культ единственного, могущественного Бога - Аллаха. Именно тогда в восточный мир пришла новая религия - ислам (в переводе с арабского - «покорность»).

Новое божественное учение ввел купец Мухаммед (570-632) из Мекки. Исконно мусульмане почитают его как божественного посланника, последнего пророка, донесшего до людей мудрейшее Слово. Откровения Аллаха Мухаммеду много позже были собраны последователями религии, записаны и изданы в виде великой священной книги - Корана. В роскошно отделанной рукописи сформировались основы арабского языка, а также были заложены основы государства, литературы и науки.

В ходе долгой борьбы приверженцы самой молодой религии постепенно подчинили себе огромную территории Аравийского полуострова. Исторически языческую Каабу завоеватели объявили мусульманской святыней. По причине воцарившегося единобожия многочисленные идолы в самом сердце сооружения подлежали уничтожению.

В Средние Века Мекка стала ключевым центром паломничества мусульман со всех концов света. Этот статус она сохраняет и сегодня. Множество правоверных обязательно совершают путешествие в центр Аравийского полуострова хотя бы раз в жизни. В моменты обращения к Богу приверженцы ислама (а молитвы совершаются пять раз в день) должны смотреть четко в сторону главной ближне- и средневосточной святыни.

Первыми последователями Мохаммеда стали халифы, которые были одновременно и светскими, и духовными правителями. Под их началом арабские войска начали стремительное, агрессивное нападение на такие сильные, могущественные государства, как Византия и Иран. Атака была слишком сильной, они быстро сдались на милость победителям. Главная восточно-христианская империя в ходе вооруженных конфликтов потеряла значительную часть своей территории, в том числе Палестину, Египет и Сирию. Затем Арабский халифат захватил страны Северной Африки (сейчас там располагаются Алжир, Марокко и Тунис), Афганистан, аль-Андалусу (восточная территория Испании), страны Средней Азии вплоть до границ Китая.

За два столетия Аравийский полуостров завоевал множество земель. Установив там феодальную власть, арабы получили в свои руки не только огромную территорию, но и несметные сокровища - памятники искусства, деньги и драгоценности. Первой правящей династией этой гигантской империей стал богатый и могущественный род Омейя из Мекки. Они находились у власти 90 лет (вторая половина VII - первая половина VIII века).

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть втораяЗа это время во многих изначально христианских или языческих странах появились безоговорочные признаки исламской гегемонии, прежде всего мечети. Одним из первых сооружений такого типа стала иерусалимская Куббат ас-Сахра («Купол Скалы», 687-691), которая стоит на месте храма царя Соломона, разрушенного, согласно легенде, античными римлянами.

Здание мечети увенчано огромным золотым куполом. На фоне голубого неба в солнечный день сооружение выглядит величественно, роскошно, дорого и богато. Постройка как бы опоясана восьмиугольной арочной галереей. Каждый ее отдельный элемент декорирован цветными образцами восточного мозаичного искусства. Сооружение выполнено в традициях господствовавших тогда в Евразии ранневизантийских канонов архитектуры.

Исламские традиции начали зарождаться и укрепляться в ходе строительства «Большой мечети Омейядов» (Дамаск, Сирия, 705-715). Здание представляет собой переделанную с учетом всех потребностей молящихся мусульман базилику Иоанна Крестителя (христианское сооружение, в свою очередь, возникло на месте языческого храма Юпитера Дамасского). С тех пор для исламской духовной архитектуры характерен особый вид - колонная мечеть. Центром в таком комплексе считается открытый двор в окружении арочных галерей. К Мекке обращена наиболее глубокая галерея с арками, опирающимися на столбы или колонны. Это так называемый молитвенный зал.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть втораяСтены и галереи главной сирийской мечети на долгие столетия сохранили уникальные мозаичные композиции, некоторые из них обрели известность планетарного масштаба. На огромных полотнищах на драгоценном золотом фоне изображены причудливые сооружения, голубые реки и зеленые дубравы. Полотна эти отличаются необычайной для Раннего Средневековья живостью образов и пластикой движений.

Позднее мозаиками стало модно украшать стены и потолки не только мечетей, но и светских зданий, в частности, дворцов, замков и особняков, в которых обитали богатейшие и могущественные приближенные халифа, их многочисленные жены и наложницы. Мозаичные полотна декорировали столовые и опочивальни, парадные залы и частные будуары.

Особая страница в истории изобразительного искусства стран мусульманского Востока принадлежит мавзолеям. Богатейшие халифы и султаны стремились создать для себя и наиболее любимых своих жен прекрасные гробницы, в которых их души могли обрести вечный покой. Для таких сооружений применялся самый красивый мрамор драгоценных пород, порой весьма редких оттенков и необычных структур. Внутри убранство привлекало внимание фантастическими мозаичными композициями, сотканными вручную коврами, шедеврами ювелирного искусства.

Один из самых известных примеров восточных усыпальниц - знаменитый Тадж-Махал, что находится в индийской Агре. Этот мавзолей-мечеть из драгоценного розового мрамора, особенно прекрасного в лучах заходящего солнца, падишах Шах-Джахан приказал соорудить для своей супруги Мумтаз-Махал.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств