интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть шестая

 
 
 

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть шестая

Автор: Ольга Пурчинская от 30-06-2021, 08:16, посмотрело: 777

В годы Позднего Средневековья эволюция мавританского искусства связана, главным образом, с державами Альмохадов и Альморавидов, возникшими на почве политической и религиозной деятельности берберских племен на территории Северной Африки.

Пик расцвета мавританского искусства приходится на XII-XIV века. Возникло оно на стыке художественных традиций исламской Испании и стран североафриканского региона.

Деятельность Альмохадов и Альморавидов заключалась, прежде всего, в строительстве и укреплении новых городов и крепостей. Восточное искусство Позднего Средневековья отличается масштабностью, торжественностью и уравновешенностью. Для шедевров исламских зодчих характерны простота композиции и единение с природой. Отличительные черты зданий - изумрудно-зеленые крыши и красные стены - напоминают о волшебных миражах в жарких аравийских пустынях.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть шестаяПорталы крепостных стен признаны ярчайшими памятниками исламской средневековой архитектуры. Сказочно красива мечеть аль-Кутубия (Марракеш), для которой характерны сложные белые аркады, уходящие в глубину молитвенного зала.

Империя Альмохадов распалась в конце XIII века. С этой поры странами Магриба управляли исключительно местные самодержцы. Тогда Ближне- и Средневосточный архитектурный стиль получил широкое распространение в марокканских медресе. Для таких построек магрибского региона характерны сравнительно небольшие размеры (в Египте и на Аравийском полуострове встречались куда более внушительные, монументальные сооружения). Внутренний двор вымощен драгоценным белым мрамором, в центре расположена щедро, с тонким вкусом и богатой фантазией украшенная чаша фонтана. Из небольших, аскетично обставленных, довольно мрачных келий воспитанники исламского учебного заведения попадали в большой, просторный, щедро освещенный внутренний двор. Крытое патио предназначалось для прослушивания лекций, коллективных молитв и иных массовых мероприятий.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть шестаяКрасиво и гармонично смотрится медресе XIV века аль-Аттарин в Фесе (Марокко). Каждый архитектурный элемент здания декорирован орнаментом-арабеской причудливой формы. Геометрические формы здесь соединяются с надписями и узорами растительной тематики. Художники чутко вплетали в общую канву сооружения особенности и цветовое звучание каждого использованного материала, от холодного блеска изразцов до благородного тепла дерева.

Двор медресе - отдельный самобытный мир, целая Вселенная. Когда замкнутое пространство залито золотом дневного света, находящийся там человек ощущает спокойствие и уединение. Атмосфера способствует самопознанию и духовному самоуглублению.

Одним из важнейших центров развития мавританского искусства стала испанская провинция Гранада, ставшая в исламский период истории европейского королевства (до конца XV века) эмиратом. В 1492 году Гранаду сумели отвоевать войска соседних королевств - Арагона и Кастилии.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть шестаяОдна из наиболее известных достопримечательностей региона - дворцовый ансамбль Альгамбра, что в переводе с арабского означает «красная». Грандиозное сооружение похоже на жилище сказочного короля, где обитают благородные рыцари и прекрасные принцессы, а башни стерегут жестокие стражники и драконы. Архитектура комплекса напоминает и о западных, и о восточных традициях зодчества.

В 1515 году Фердинанд Арагонский распорядился сохранить Альгамбру в ее первоначальном виде, не искореняя характерные черты ориентальной архитектуры, считая, что это сооружение «столь исключительно и великолепно». Первое время указ правителя беспрекословно исполнялся, но через 11 лет воцарился внук монарха Карл V. Новый владыка тут же начал создавать внутри комплекса грандиозный квадратный дворец в эстетике итальянского Ренессанса. Продолжительные строительные работы существенно повлияли на уникальность и самобытность общего стиля дворцового ансамбля.

В 1829 году американский писатель Вашингтон Ирвинг посетил Гранаду. Позднее он так описал Альгамбру, произведшую на него сильнейшее впечатление: «Если посмотреть со стороны, то это просто нелепое скопище башенок и крыш, без тени логики, без намека на сообразность и архитектурное изящество. Невозможно догадаться о красоте и очаровании, которые ожидают посетителя там, внутри».

Альгамбра располагается на вершине холма аль-Сабика. Изначально комплекс с восхитительной красоты дворцом во главе включал в себя крепость, бани, мечети, жилые дома, склады, сады и кладбище. Старейшая часть замка Алькасаба (крепость) находится на западном склоне холма. Это один из важнейших оборонительных редутов, помогающий замкнуть холм в плотное кольцо длиной около 1400 метров.

Башенный комплекс венчает Комарес оригинальной квадратной формы и драгоценного золотисто-розового цвета. Внутри этого сооружения расположен Зал Послов с исторической реликвией - троном халифа. К башне примыкает большой двор, занимающий центральную область резиденции. По периметру прямоугольного водоема посажены миртовые деревья (потому двор получил неофициальное прозвище «миртовый»). Зеркальная поверхность воды создает оптическую иллюзию бескрайнего пространства.

В непосредственной близости от Комарес находится так называемый Дворец Львов, в котором вместе со своим ближайшим окружением обосновался монарх. В центре здания находился грандиозный сад с фонтаном в окружении двенадцати каменных львов. Декорирован дворец, в основном, при помощи бронзы и позолоты. Покои украшались изделиями из мрамора и керамики, коврами и тканями.

Архитектура Альгамбры тесным образом связана с окружающей природой. Бассейны имеют выразительную, правильную геометрическую форму, садовые дорожки позволяют сразу четко спланировать маршрут неспешной, вальяжной прогулки.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств