Одно из самых значительных достижений искусства оттоновских времен - книгопечатание, главным образом в формате миниатюры. Больше всего производилась литература богословской (литургической) тематики. Библейские тексты авторы классифицировали по видам месс, с указанием даты и времени проведения. До наших дней сохранилось не так много этих памятников средневекового искусства, и большинство образцов сделали служители монастыря на острове Рейхенау.
Евангелие императора Оттона III, датированное примерно 1000 годом, выделяется крупными иллюстрациями, занимающими целые страницы. Сам правитель увековечен, восседая на троне, в окружении священников и солдат. Изображение символизирует силу церкви и национальной армии. На еще одной картине нарисованы четыре женские фигуры с дарами в руках. Эта композиция означает части империи - славянскую, галльскую, германскую и Рим. Книгу венчает роскошный переплет из золота, пурпурного бархата, слоновой кости, жемчуга и драгоценных камней. В центре обложке находится миниатюрная икона Успения Богоматери.
Евангелие императора Генриха II (точная дата появления неизвестна, колеблется между 1002 и 1014 годами) содержит иллюстрации сцены коронации Его Величества и его жены, императрицы Кунигунды. Эта грандиозная картина занимает один книжный разворот и состоит из двух частей. Верхнюю половину венчает огромное изображение Иисуса Христа, держащего короны над головами венценосной четы. Справа и слева от них стоят апостолы Петр и Павел. Нижняя часть представляет собой изображение провинций средневековой Германии.
Один из наиболее значительных памятников изобразительного искусства в миниатюре эпохи Средневековья - иллюстрации кодекса «Регистр Святого Григория» (сборник писем папы Григория Великого), изданного в 983 году. Венчает этот труд изображение понтифика, вдохновляемого Святым Духом. Легенда гласит, что он занимался со своим учеником, тот что-то писал под диктовку, находясь за занавеской. Внезапно папа надолго замолчал. Обеспокоенный подмастерье сквозь собственноручно проделанное небольшое отверстие в занавеске увидел, что на плечо отца Григория сел голубь (в христианской символике - олицетворение Святого Духа). Птица прижимает клюв к его губам. Несколько минут спустя Его Святейшество продолжил свою речь ровно на том месте, где остановился.
Миниатюра, посвященная такому важному событию, занимает целую страницу. Григорий Великий нарисован сидящим на троне. На плече у него расположился голубь, взгляд устремлен вдаль. Голову святого отца венчает золотой нимб. Фигура подмастерья значительно уступает в размерах композиционному центру картины. Художник - не только выдающийся живописец, но и талантливый рассказчик, которому удалось в одном изображении визуализировать и легенду, и тот глубокий символизм, каким она пропитана.
Период с конца XI до середины XII века называется романским (от romano - римский). Этот термин вошел в моду в начале XIX столетия: тогда искусствоведы опирались на гипотезу, согласно которой в архитектуре тех времен доминировало античное римское стилистическое начало. Позднее такие утверждения были развенчаны, но прочно вошедшее в обиход название сохранилось.
В странах Западной Европы на рубеже XI-XII веков происходило стремительное расширение государственных границ, все громче самоутверждалась светская и духовная власть, развивалась и стабилизировалась экономика, была стабильна политическая обстановка. Неустанное развитие городов приводило к созданию и укреплению торговых отношений и культурных связей между соседями внутри стран и за их пределами.
В Западной Европе постепенно развивалась и широко внедрялась новейшая для Средневековья система образования. Этот процесс проходил постепенно. Тогда правом получать образование наделили не только духовенство, но и светские лица. Люди активно изучали и познавали природу, ее красоту и величие. Тогда стали развиваться естественные науки: физика, химия, география, астрономия, медицина и математика. Средневековая Испания оказалась под вражеским игом агрессивных мусульманских племен, и именно оттуда многие страны Старого Света получили такие важные, полезные вещи, как оружие, механические часы, астролябии, бумагу и др.
XI век - период «раннего» романского искусства, а «зрелости» своей «римский» архитектурный стиль достиг в XII столетии. Хронологические рамки условны: в каждой западноевропейской стране направление развивалось по-своему: в северо-восточных регионах Франции в конце XII века уже стремительно набирал обороты следующий этап развития средневековой архитектуры (готика), а в Италии и Германии романские соборы продолжали возводить и в XIII столетии.
Ведущее направление в романском стиле - монастырские сооружения. Настоятели наиболее крупных построек были обременены наиболее значительной властью, в их ведении хранились внушительные богатства в виде дорогих икон, скульптур, бесценных рукописей, произведений ювелирного искусства. Благодаря повсеместному возведению храмов, церквей и соборов постоянную работу находили строители и ремесленники. Святые места также привлекали паломников из разных концов Западной и Восточной Европы.
Шедевры искусства, создаваемые мастерами-виртуозами для убранства монастырей, должны были утверждать ту самую ключевую, доминирующую роль, какую христианские сооружения играли в мировоззрении и быту представителей всех европейских стран, образов мышления и социальных сословий.
Важнейшая роль в жизни средневековых европейцев отводилась паломничествам - путешествиям по святым местам. Иногда они определяли дальнейшую судьбу индивида. Продолжались такие походы очень долго: порой на них уходил не один год. В дороге на долю людей выпадали испытания, подчас весьма суровые. Пройти их считалось высшим благом, очищающим мысли и сердце, возвышающим духовное над физическим, небесное над земным.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Евангелие императора Оттона III, датированное примерно 1000 годом, выделяется крупными иллюстрациями, занимающими целые страницы. Сам правитель увековечен, восседая на троне, в окружении священников и солдат. Изображение символизирует силу церкви и национальной армии. На еще одной картине нарисованы четыре женские фигуры с дарами в руках. Эта композиция означает части империи - славянскую, галльскую, германскую и Рим. Книгу венчает роскошный переплет из золота, пурпурного бархата, слоновой кости, жемчуга и драгоценных камней. В центре обложке находится миниатюрная икона Успения Богоматери.
Евангелие императора Генриха II (точная дата появления неизвестна, колеблется между 1002 и 1014 годами) содержит иллюстрации сцены коронации Его Величества и его жены, императрицы Кунигунды. Эта грандиозная картина занимает один книжный разворот и состоит из двух частей. Верхнюю половину венчает огромное изображение Иисуса Христа, держащего короны над головами венценосной четы. Справа и слева от них стоят апостолы Петр и Павел. Нижняя часть представляет собой изображение провинций средневековой Германии.
Один из наиболее значительных памятников изобразительного искусства в миниатюре эпохи Средневековья - иллюстрации кодекса «Регистр Святого Григория» (сборник писем папы Григория Великого), изданного в 983 году. Венчает этот труд изображение понтифика, вдохновляемого Святым Духом. Легенда гласит, что он занимался со своим учеником, тот что-то писал под диктовку, находясь за занавеской. Внезапно папа надолго замолчал. Обеспокоенный подмастерье сквозь собственноручно проделанное небольшое отверстие в занавеске увидел, что на плечо отца Григория сел голубь (в христианской символике - олицетворение Святого Духа). Птица прижимает клюв к его губам. Несколько минут спустя Его Святейшество продолжил свою речь ровно на том месте, где остановился.
Миниатюра, посвященная такому важному событию, занимает целую страницу. Григорий Великий нарисован сидящим на троне. На плече у него расположился голубь, взгляд устремлен вдаль. Голову святого отца венчает золотой нимб. Фигура подмастерья значительно уступает в размерах композиционному центру картины. Художник - не только выдающийся живописец, но и талантливый рассказчик, которому удалось в одном изображении визуализировать и легенду, и тот глубокий символизм, каким она пропитана.
Период с конца XI до середины XII века называется романским (от romano - римский). Этот термин вошел в моду в начале XIX столетия: тогда искусствоведы опирались на гипотезу, согласно которой в архитектуре тех времен доминировало античное римское стилистическое начало. Позднее такие утверждения были развенчаны, но прочно вошедшее в обиход название сохранилось.
В странах Западной Европы на рубеже XI-XII веков происходило стремительное расширение государственных границ, все громче самоутверждалась светская и духовная власть, развивалась и стабилизировалась экономика, была стабильна политическая обстановка. Неустанное развитие городов приводило к созданию и укреплению торговых отношений и культурных связей между соседями внутри стран и за их пределами.
В Западной Европе постепенно развивалась и широко внедрялась новейшая для Средневековья система образования. Этот процесс проходил постепенно. Тогда правом получать образование наделили не только духовенство, но и светские лица. Люди активно изучали и познавали природу, ее красоту и величие. Тогда стали развиваться естественные науки: физика, химия, география, астрономия, медицина и математика. Средневековая Испания оказалась под вражеским игом агрессивных мусульманских племен, и именно оттуда многие страны Старого Света получили такие важные, полезные вещи, как оружие, механические часы, астролябии, бумагу и др.
XI век - период «раннего» романского искусства, а «зрелости» своей «римский» архитектурный стиль достиг в XII столетии. Хронологические рамки условны: в каждой западноевропейской стране направление развивалось по-своему: в северо-восточных регионах Франции в конце XII века уже стремительно набирал обороты следующий этап развития средневековой архитектуры (готика), а в Италии и Германии романские соборы продолжали возводить и в XIII столетии.
Ведущее направление в романском стиле - монастырские сооружения. Настоятели наиболее крупных построек были обременены наиболее значительной властью, в их ведении хранились внушительные богатства в виде дорогих икон, скульптур, бесценных рукописей, произведений ювелирного искусства. Благодаря повсеместному возведению храмов, церквей и соборов постоянную работу находили строители и ремесленники. Святые места также привлекали паломников из разных концов Западной и Восточной Европы.
Шедевры искусства, создаваемые мастерами-виртуозами для убранства монастырей, должны были утверждать ту самую ключевую, доминирующую роль, какую христианские сооружения играли в мировоззрении и быту представителей всех европейских стран, образов мышления и социальных сословий.
Важнейшая роль в жизни средневековых европейцев отводилась паломничествам - путешествиям по святым местам. Иногда они определяли дальнейшую судьбу индивида. Продолжались такие походы очень долго: порой на них уходил не один год. В дороге на долю людей выпадали испытания, подчас весьма суровые. Пройти их считалось высшим благом, очищающим мысли и сердце, возвышающим духовное над физическим, небесное над земным.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия