интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Средневековья. Часть девятая

 
 
 

Искусство Средневековья. Часть девятая

Автор: Ольга Пурчинская от 7-12-2020, 00:43, посмотрело: 909

В Западной Европе эпоха Средневековья продлилась около тысячи лет. Историки искусства расходятся во мнения, когда же оно точно началось и закончилось. После долгих споров удалось достичь компромисса. Теперь, говоря о Средних Веках, люди чаще всего имеют ввиду промежуток между IV и XIV столетиями от Рождества Христова.

Искусство Средневековья. Часть девятаяОдин из важнейших источников светской культуры эпохи Средневековья - Великое переселение народов (нашествие варварских племен на Римскую империю в конце IV века). Вынужденное постоянно оказывать сопротивление активно осаждающим пришельцам, легендарное античное государство теряло былое могущество, силу, блеск и, в конечном счете, власть. В 476 году Западная Римская империя прекратила свое существование.

На территории некогда огромной страны, одного из политических и культурных центров древнего мира, появилось несколько небольших самобытных государств. Основали их германские племена. Они воцарились на таких землях, как Галлия и Саксония. Франки обосновались на Северо-Западе современной Германии, вестготы заняли север Испании, остготы - север Италии, англо-саксы - Британию.

Такая миграция привела к смешению языков, народов, социально-бытовых и культурных традиций, философских и религиозных (до IV века, когда христианство было признано единственной религией на территории Римской империи, там было известно немало языческих культов и обрядов, проводимых повсеместно) взглядов. Именно здесь зарождалось и стремительно развивалось Средневековье - время тотального господства христианства, когда церковная власть подавляла светскую, контролировала жизни, мысли и чувства подавляющего большинства людей, от монарших особ до угнетенных, бесправных рабов.

Искусство Западной Европы эпохи Средневековья делится на три основных крупных периода:
1. Дороманский (VI-X века);
2. Романский (конец Х - середина XII века);
3. Готический период (XII-XIV века).

Искусство Средневековья. Часть девятаяТермин «Романский» (в буквальном переводе с латыни romanus - «римский») применительно к преобладающему во Франции, Италии, Испании, Германии, Великобритании и других странах региона возник значительно позже - в начале XIX века. На начальном этапе становления Средневековья многие ученые историки и искусствоведы ошибочно характеризовали первые архитектурные постройки своего времени как упадочный вариант античного римского искусства. Термин прижился и используется до сих пор. Отношение же к ранним христианским постройкам изменилось.

Термин германского происхождения «Готический» несколько позднее, в эпоху Возрождения и вплоть до конца XIX столетия прочно ассоциировался с чем-то грубым, мрачным, варварским. Изысканные, элегантные шпили и красочные, живописные витражи не соответствовали канонам архитектуры, потому не признавались как вид эстетами-современниками.

Становление Средневековья шло долго и напряженно. Много столетий после завершения эпохи она ассоциировалась с мраком, ужасом, страхом. Новое мировоззрение европейцев формировалось под тотальным влиянием господствующей религии - христианства.

После падения Римской империи территорию Италии стремительно завоевывали варварские племена. Помимо Византии, на небольшие области этой страны претендовали германские остготы и лангобарды. В архитектуре и мировоззрении местных жителей в первые столетия Средневековья доминировали античные мотивы. В дальнейшем искусство региона максимально сильно напоминает античное, поскольку еще долгое время бережно хранились секреты мастерства художников, скульпторов и архитекторов, создававших знаменитые шедевры Древнего Рима.

Создание каменных сооружений в Средние века претерпело значительные изменения. Типичный пример постройки нового типа - гробница короля Теодориха (530 г.) в Равенне (центральный город завоеванных остготами земель). Это двухъярусное сооружение с основанием диаметром 13,5 м выполнено из камня. Зодчие, занимавшиеся этим объектом, попробовали, по аналогии с древнеримскими коллегами, внедрить сложный технический прием - купольное перекрытие. Амбициозная задумка не удалась: не обладая достаточными знаниями, специалисты смогли водрузить на крышу гробницы огромную, массивную глыбу, оформленную как купол.

Искусство Средневековья. Часть девятаяВарвары не отличались любовью к монументальным постройкам. Их мастера славились производством ювелирных изделий, разнообразными предметами быта, оружием и т.д. Например, для многих соседних земель эталонными считались мечи, отливавшиеся из меди разных цветов и оттенков. Клинки украшались особой филигранью (тонкой золотой или серебряной проволокой, которая выкладывалась на поверхность лезвия в виде узоров произвольной формы путем припаивания).

Каких только богатств не скрывали сокровищницы средневековых королей! В уникальных собраниях можно было увидеть даже книги (чаще всего Библию) - оклады (украшенный золотом или серебром переплет) щедро декорировались драгоценными камнями, жемчугом, камеями и даже перегородчатой эмалью. Создавая свои шедевры, варварские мастера отдавали предпочтение ярким краскам, сложной декоративной технике и дорогим материалам. В своих изделиях им удавалось добиться гармонии в сочетании золота и рубинов, серебра и гранатов. Они изготавливали броши, браслеты, фибулы (застежка для верхней одежды, например, для дорожного плаща), пряжки и другие украшения и аксессуары.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств