Племена франков совершали частые походы на земли, принадлежавшие когда-то Римской империи. Варвары не только завоевывали все большие территории, но и перенимали национальные культурные и творческие традиции покоряемых народов. Например, славные традиции ювелирного искусства франкские мастера успешно воплощали, виртуозно овладевая сложнейшими восточными технологиями обработки драгоценных металлов. Очень хорошо они справлялись и с выделкой кожи, чему учились и на Западе, и на Востоке, и на Севере, и на Юге.
Архитектурное наследие франков связано, главным образом, с христианскими сооружениями - церквями, монастырями, соборами и храмами. Наибольшей популярностью у мастеров Раннего Средневековья пользовались базилики. Уже на рубеже VII-VIII веков классическая религиозная западноевропейская форма претерпела серьезные изменения: трансепт (поперечное помещение) теперь должно было проходить через центр и пересекать таким образом постройку. Тем самым готовое сооружение обретало ярко выраженную форму креста - важнейшего символа христианской веры.
Одна из немногих уцелевших, чудом сохранившихся до наших дней построек - баптистерий (зона для совершения таинства Крещения) Сен-Жан во французском Пуатье. Здание выделяется своей почти квадратной формой, выполнено из обломков горной породы (бутовый камень) и кирпича. Поскольку породы, из которых получались камни, были разные по цвету и структуре, фундамент храма выглядел так, словно его дополнительно оформили декораторы. В восточном крыле собора расположен специальный выступ, обозначающий алтарную часть сооружения - четырехгранная аспида.
Многие монастыри франков обязательно имели собственные скриптории - пространства при местных библиотеках, где писари копировали рукописи. Эти грамотные специалисты были известны далеко за пределами страны.
Декорирование книг - еще один вид искусства, которому в странах Западной Европы в эпоху Средневековья уделялось самое серьезное внимание. Рукописи помещали в оклады из драгоценных металлов (главным образом золота) и слоновой кости. Вставки из жемчуга, сапфиров, изумрудов, алмазов, рубинов и нескольких видов эмали и по сей день радуют глаз тонкой работой, таинственным сиянием и восхитительной гармонией ювелирной композиции. Украшения выкладывались в виде различных символов, в том числе мистических: на старинных обложках можно увидеть кресты и венки, птиц или ангелов, небеса и райские сады.
Римская цивилизация «накрыла» большую часть континента, но почти не затронула Британские острова, в частности, Ирландию и Англию. В быту, культуре и искусстве этих стран доминировали традиции неустанно осаждавших их варваров. Предки современных британцев дольше, чем остальные страны Европы, не поддавались веяниям христианства - они долго продолжали жить по языческим канонам.
В изобразительном искусстве британцев большое значение придавалось орнаментам. Эти декоративные элементы художники наносили на многие предметы, и зачастую рисунок занимал всю их свободную поверхность. Один из наиболее известных британских национальных узоров - кельтский - базируется на спиралях виртуозной формы, узлах и плетениях. Вместе искусно сделанные мелкие детали образуют красивое, живописное кружево.
Геометрические узоры - отдельное направление британского орнамента. Их сочетания порой бывают настолько непредсказуемыми, что получаются необыкновенные, неожиданные очертания зверей, птиц, людей или демонов. Мастера из северных народов Туманного Альбиона часто воплощали в абстрактных формах изображения животных, вступающих друг с другом в борьбу. Это могла быть змея, обвивающая льва. Их хвосты и лапы преобразовывались в искусно переплетенный узор.
Лезвия и рукоятки мечей, поверхности щитов, ножны и колчаны - на этих поверхностях руки безымянных мастеров в эпоху Средневековья оставили множество интересных орнаментов, заслуживающих пристального внимания многих поколений исследователей и ценителей прекрасного.
Фигуры, соединяющиеся в единое полотно орнамента, образуются неслучайно: это визуальное воплощение того, как варварские народы воспринимали природу на этапе становления Средневековья. Тогда западное народы представляли себе мир как гармоничную систему, подобную человеку. Например, землю люди считали аналогом собственной плоти, воду - крови, огонь - теплоты тела, а воздух - дыхания в собственной груди, небеса - головы, море - живота, разные камни - костей, лесные травы - волос, животных - своих чувств и инстинктов и т.д.
В Средние Века выходцы из варварских племен одушевляли природу, наделяя каждый ее элемент, стихию, предмет своей душой, внутренним миром, голосом, характером. Всем ветрам, морям, горам, долинам, лесам и их обитателям посвящались мифы, легенды и народные предания, они часто становились героями басен, фигурировали в старинных пословицах и поговорках.
В книгах варварские орнаменты чаще всего помещались на первой и последней странице, а также становились оригинальными, зрелищными разделителями между главами, частями, сочинениями. Таким оригинальным способом редакторы средневековых книг и рукописей обыгрывали важнейшую, подчас мистическую роль страниц. Люди тех времен считали, что орнаменты и узоры не просто украшают тексты, но и наделяют их разными магическими свойствами, например, важнейшей способностью защищать читателя от порчи, сглаза и негативного воздействия злых духов.
Среди наиболее известных, знаковых памятников средневековой литературы выделяются Евангелие из Дурроу (700 г.), Евангелие из Келлса (начало VIII в.), Евангелие из Эктернаха (середина VIII в.) и Сент-Галленское Евангелие (VIII в.).
Еще один важнейший вид искусства стран Северной Европы времен Раннего Средневековья - резьба по камню. Существовала традиция установок больших каменных крестов с вырезанными на поверхности символическими ритуальными узорами или надписями. На рассвете Средних Веков они декорировались сложными, эффектными орнаментами, основанными на переплетении виноградных лоз. С течением времени растительным мотивам на смену пришли животные - абстрактные, стилизованные изображения зверей, птиц и насекомых. Как того требовали традиции таких узоров, основные мотивы гармонично вплетались в общий фон.
Искусство скандинавского Средневековья предстало вниманию современных ученых благодаря раскопкам в зоне кургана в Осеберге на юге Норвегии. В артефактах, датированных примерно IX столетием, принадлежавших королю, археологи обнаружили телегу, декорированную резьбой. Также уловить элементы самобытного национального искусства северных народов Европы помогли найденные в монарших захоронениях сани, предметы кухонной и иной утвари и ткани. Поверхности многих находок сплошь покрыта орнаментами (главным образом это вплетенные фигуры фантастических существ, персонажей национального фольклора), призванными отпугивать злых духов.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Архитектурное наследие франков связано, главным образом, с христианскими сооружениями - церквями, монастырями, соборами и храмами. Наибольшей популярностью у мастеров Раннего Средневековья пользовались базилики. Уже на рубеже VII-VIII веков классическая религиозная западноевропейская форма претерпела серьезные изменения: трансепт (поперечное помещение) теперь должно было проходить через центр и пересекать таким образом постройку. Тем самым готовое сооружение обретало ярко выраженную форму креста - важнейшего символа христианской веры.
Одна из немногих уцелевших, чудом сохранившихся до наших дней построек - баптистерий (зона для совершения таинства Крещения) Сен-Жан во французском Пуатье. Здание выделяется своей почти квадратной формой, выполнено из обломков горной породы (бутовый камень) и кирпича. Поскольку породы, из которых получались камни, были разные по цвету и структуре, фундамент храма выглядел так, словно его дополнительно оформили декораторы. В восточном крыле собора расположен специальный выступ, обозначающий алтарную часть сооружения - четырехгранная аспида.
Многие монастыри франков обязательно имели собственные скриптории - пространства при местных библиотеках, где писари копировали рукописи. Эти грамотные специалисты были известны далеко за пределами страны.
Декорирование книг - еще один вид искусства, которому в странах Западной Европы в эпоху Средневековья уделялось самое серьезное внимание. Рукописи помещали в оклады из драгоценных металлов (главным образом золота) и слоновой кости. Вставки из жемчуга, сапфиров, изумрудов, алмазов, рубинов и нескольких видов эмали и по сей день радуют глаз тонкой работой, таинственным сиянием и восхитительной гармонией ювелирной композиции. Украшения выкладывались в виде различных символов, в том числе мистических: на старинных обложках можно увидеть кресты и венки, птиц или ангелов, небеса и райские сады.
Римская цивилизация «накрыла» большую часть континента, но почти не затронула Британские острова, в частности, Ирландию и Англию. В быту, культуре и искусстве этих стран доминировали традиции неустанно осаждавших их варваров. Предки современных британцев дольше, чем остальные страны Европы, не поддавались веяниям христианства - они долго продолжали жить по языческим канонам.
В изобразительном искусстве британцев большое значение придавалось орнаментам. Эти декоративные элементы художники наносили на многие предметы, и зачастую рисунок занимал всю их свободную поверхность. Один из наиболее известных британских национальных узоров - кельтский - базируется на спиралях виртуозной формы, узлах и плетениях. Вместе искусно сделанные мелкие детали образуют красивое, живописное кружево.
Геометрические узоры - отдельное направление британского орнамента. Их сочетания порой бывают настолько непредсказуемыми, что получаются необыкновенные, неожиданные очертания зверей, птиц, людей или демонов. Мастера из северных народов Туманного Альбиона часто воплощали в абстрактных формах изображения животных, вступающих друг с другом в борьбу. Это могла быть змея, обвивающая льва. Их хвосты и лапы преобразовывались в искусно переплетенный узор.
Лезвия и рукоятки мечей, поверхности щитов, ножны и колчаны - на этих поверхностях руки безымянных мастеров в эпоху Средневековья оставили множество интересных орнаментов, заслуживающих пристального внимания многих поколений исследователей и ценителей прекрасного.
Фигуры, соединяющиеся в единое полотно орнамента, образуются неслучайно: это визуальное воплощение того, как варварские народы воспринимали природу на этапе становления Средневековья. Тогда западное народы представляли себе мир как гармоничную систему, подобную человеку. Например, землю люди считали аналогом собственной плоти, воду - крови, огонь - теплоты тела, а воздух - дыхания в собственной груди, небеса - головы, море - живота, разные камни - костей, лесные травы - волос, животных - своих чувств и инстинктов и т.д.
В Средние Века выходцы из варварских племен одушевляли природу, наделяя каждый ее элемент, стихию, предмет своей душой, внутренним миром, голосом, характером. Всем ветрам, морям, горам, долинам, лесам и их обитателям посвящались мифы, легенды и народные предания, они часто становились героями басен, фигурировали в старинных пословицах и поговорках.
В книгах варварские орнаменты чаще всего помещались на первой и последней странице, а также становились оригинальными, зрелищными разделителями между главами, частями, сочинениями. Таким оригинальным способом редакторы средневековых книг и рукописей обыгрывали важнейшую, подчас мистическую роль страниц. Люди тех времен считали, что орнаменты и узоры не просто украшают тексты, но и наделяют их разными магическими свойствами, например, важнейшей способностью защищать читателя от порчи, сглаза и негативного воздействия злых духов.
Среди наиболее известных, знаковых памятников средневековой литературы выделяются Евангелие из Дурроу (700 г.), Евангелие из Келлса (начало VIII в.), Евангелие из Эктернаха (середина VIII в.) и Сент-Галленское Евангелие (VIII в.).
Еще один важнейший вид искусства стран Северной Европы времен Раннего Средневековья - резьба по камню. Существовала традиция установок больших каменных крестов с вырезанными на поверхности символическими ритуальными узорами или надписями. На рассвете Средних Веков они декорировались сложными, эффектными орнаментами, основанными на переплетении виноградных лоз. С течением времени растительным мотивам на смену пришли животные - абстрактные, стилизованные изображения зверей, птиц и насекомых. Как того требовали традиции таких узоров, основные мотивы гармонично вплетались в общий фон.
Искусство скандинавского Средневековья предстало вниманию современных ученых благодаря раскопкам в зоне кургана в Осеберге на юге Норвегии. В артефактах, датированных примерно IX столетием, принадлежавших королю, археологи обнаружили телегу, декорированную резьбой. Также уловить элементы самобытного национального искусства северных народов Европы помогли найденные в монарших захоронениях сани, предметы кухонной и иной утвари и ткани. Поверхности многих находок сплошь покрыта орнаментами (главным образом это вплетенные фигуры фантастических существ, персонажей национального фольклора), призванными отпугивать злых духов.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия