На минувшей неделе в ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка "Шедевры европейской графики" - собрание В.Н. и Н.В. Басниных из цикла "Портреты коллекционеров", ставшая одной из самых масштабных экспозиций графических работ за нынешний год. Впечатлением от увиденного делится с читателями Раиса Ханукаева.
Экспозиция, представленная в Музее личных коллекций, не имеет ни четкой тематики, ни узких временных рамок, ни дискриминации европейских школ. Здесь можно найти работы голландских, французских, английских, итальянских и даже русских мастеров. Различные по темпераменту и технике исполнения графические листы все же составляют целостное представление об истории развития европейской графики за более чем двухсотлетний период.
Чтобы убедиться в масштабах выставки, представьте гравюры Рембрандта, Дюрера, Шонгауэра и других именитых мастеров европейской живописной школы, собранные в нескольких залах одного музея. Техника старинных мастеров поражает, восхищает и шокирует, часто графические листы по точности изображения близки к художественной черно-белой фотографии! А вот оригинальные оттиски гравюр могут показаться грубее, чем на репродукциях, хотя от этого меняется лишь представление о технике работы, но отнюдь не художественная ценность произведения.
Графика всегда жила своей жизнью, и экспозиция ГМИИ еще раз доказывает это. Во-первых, несмотря на то, что художники ее часто недооценивали, считая это искусство ниже живописного, многих мастеров мы знаем именно по графическим работам, в частности, великого художника Северного возрождения, гравюрами которого и открывается выставка. Речь, конечно, идет об Альбрехте Дюрере. Во-вторых, мастера графики часто бравировали своим талантом, пытаясь сотворить то, что обыкновенному художнику и в голову бы не пришло, так «Плат святой Вероники» нарисован одной линией, проходящей по спирали и заканчивающейся на кончике носа Христа. И, наконец, третье отличие графики от живописи состоит в ее универсальности. И если вплоть до XIX века в живописной традиции было непринято брать за основу "низкие" сцены, хотя такая возможность не исключалась, то на графических работах зрители могли увидеть и библейские сюжеты, и изображение столичного борделя. Это, кстати, отличительная особенность гравюр У. Хогарта, создавшего целую серию работ под названием "Карьера проститутки", основанных на судьбе реальной героини. Первый лист этой серии и принадлежал когда-то Басниным, а сейчас выставлен в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
На самом деле, коллекция Басниных гораздо шире представленной в ГМИИ экспозиции (XVIII – XX вв.), и наиболее ранние работы, попавшие к коллекционерам, датируются XV веком. Организаторы выставки попытались показать зрителям самые интересные экспонаты. Однако у выставки есть и недостатки: довольно бедно в экспозиции представлена русская школа гравюры. Блестящих офортов Шишкина и Серова, графических рисунков Репина и Агина, известного изображением гоголевских персонажей, и работ некоторых других художников, недостаточно, чтобы представить состояние русской графики, развивавшейся, в основном в XIX веке. Впрочем, есть надежда, что остальные гравюры мы все-таки увидим, и довольно скоро. «Шедевры европейской графики» - это одна из выставок, предваряющих празднование столетия ГМИИ им. А.С.Пушкина в 2012 году.
Раиса Ханукаева
Экспозиция, представленная в Музее личных коллекций, не имеет ни четкой тематики, ни узких временных рамок, ни дискриминации европейских школ. Здесь можно найти работы голландских, французских, английских, итальянских и даже русских мастеров. Различные по темпераменту и технике исполнения графические листы все же составляют целостное представление об истории развития европейской графики за более чем двухсотлетний период.
А.Дюрер "Святой Иероним в келье"
Чтобы убедиться в масштабах выставки, представьте гравюры Рембрандта, Дюрера, Шонгауэра и других именитых мастеров европейской живописной школы, собранные в нескольких залах одного музея. Техника старинных мастеров поражает, восхищает и шокирует, часто графические листы по точности изображения близки к художественной черно-белой фотографии! А вот оригинальные оттиски гравюр могут показаться грубее, чем на репродукциях, хотя от этого меняется лишь представление о технике работы, но отнюдь не художественная ценность произведения.
К. Мелан "Плат святой Вероники"
Графика всегда жила своей жизнью, и экспозиция ГМИИ еще раз доказывает это. Во-первых, несмотря на то, что художники ее часто недооценивали, считая это искусство ниже живописного, многих мастеров мы знаем именно по графическим работам, в частности, великого художника Северного возрождения, гравюрами которого и открывается выставка. Речь, конечно, идет об Альбрехте Дюрере. Во-вторых, мастера графики часто бравировали своим талантом, пытаясь сотворить то, что обыкновенному художнику и в голову бы не пришло, так «Плат святой Вероники» нарисован одной линией, проходящей по спирали и заканчивающейся на кончике носа Христа. И, наконец, третье отличие графики от живописи состоит в ее универсальности. И если вплоть до XIX века в живописной традиции было непринято брать за основу "низкие" сцены, хотя такая возможность не исключалась, то на графических работах зрители могли увидеть и библейские сюжеты, и изображение столичного борделя. Это, кстати, отличительная особенность гравюр У. Хогарта, создавшего целую серию работ под названием "Карьера проститутки", основанных на судьбе реальной героини. Первый лист этой серии и принадлежал когда-то Басниным, а сейчас выставлен в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
В. А. Серов "Мальчик с петухом"
На самом деле, коллекция Басниных гораздо шире представленной в ГМИИ экспозиции (XVIII – XX вв.), и наиболее ранние работы, попавшие к коллекционерам, датируются XV веком. Организаторы выставки попытались показать зрителям самые интересные экспонаты. Однако у выставки есть и недостатки: довольно бедно в экспозиции представлена русская школа гравюры. Блестящих офортов Шишкина и Серова, графических рисунков Репина и Агина, известного изображением гоголевских персонажей, и работ некоторых других художников, недостаточно, чтобы представить состояние русской графики, развивавшейся, в основном в XIX веке. Впрочем, есть надежда, что остальные гравюры мы все-таки увидим, и довольно скоро. «Шедевры европейской графики» - это одна из выставок, предваряющих празднование столетия ГМИИ им. А.С.Пушкина в 2012 году.
Раиса Ханукаева