#МоиЛюбимыеАртефакты. Дрезденская галерея

Автор: Ольга Пурчинская от 4-08-2020, 08:11, посмотрело: 816

#МоиЛюбимыеАртефакты. Дрезденская галереяГалерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister) в Дрездене, более известная как Дрезденская галерея - собрание картин грандиозных художников давних времен высочайшего качества. В результате строжайшего отбора самыми взыскательными искусствоведами родилась экспозиция музея, насчитывающая около 750 полотен. Эту коллекцию начали собирать в XVIII веке лично члены саксонского монаршего дома Веттинов (альбертинская ветвь). Сегодня галерея входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена.

В 1560 году в королевской резиденции был основан кабинет изящных искусств (Kunstkammer), который и положил начало знаменитой экспозиции самого высокого качества. В основном эта комната была предназначена для выставок лучших полотен, жемчужин итальянской и фламандской живописи эпохи Возрождения. Кроме того, в этом пространстве можно было увидеть выставленные на общее обозрение природные феномены, всевозможные диковинки и плоды ручного труда.

Регулярные пополнения фондов Дрезденской галереи началось в годы правления курфюрста Августа II Сильного (1670-1733), известного ценителя изящных искусств. В 1722 году он провел инвентаризацию уже имеющихся в собственности монаршего дома шедевров живописи, после чего распорядился выставить их на обозрение высшей знати. Для вернисажа он предложил использовать недавно перестроенное здание придворной конюшни.

Картины составляют основу собрания саксонских курфюрстов. Кроме того, оно включало в себя коллекцию изысканного, тончайшего фарфора, подборку научных инструментов и старинную графику (так называемый гравюрный кабинет).

Славную традицию приобретения шедевров европейской живописи от своего отца унаследовал курфюрст Август III. Монарх мог позволить себе грандиозные затраты на искусство, поскольку государственную казну в годы его правления значительно обогатили налоговые поступления от Польско-Литовского государства (он тогда воцарился на двух землях). В качестве консультанта правитель использовал Франческо Альгаротти, крупнейшего авторитета в области изобразительного искусства XVIII столетия.

В 1741 году Август III совершил крупнейшее пополнение фондов галереи, приобретя 268 картин из собрания Валленштайна (имперский генералиссимус и адмирал флота, полководец Тридцатилетней войны). Среди приобретений - полотна Яна Вермеера. Позднее курфюрст закупил шедевры из пражской королевской галереи, а также фрагменты собраний обедневших аристократов. Так его коллекция пополнилась работами Тициана, Корреджо и Веласкеса. Одной из жемчужин Дрезденской галереи в те годы стала «Сикстинская мадонна» Рафаэля (с 1754).

В 1756 году началась Семилетняя война, которая положила конец эпохе расцвета и господства Дрездена, тогда называемого Флоренция-на-Эльбе. В ее ходе Веттины потеряли контроль над Польшей. После серии долгих кровопролитных сражений городу понадобился век, чтобы «зализать раны» и восстановить сильно ослабленное финансово-экономическое положение. Лишь спустя сто лет городской совет нашел возможность приступить к строительству музея. Директором будущей галереи был назначен Готфрид Земпер. Именно он представил проект будущего Дворца Искусств в стиле неоренессанса. Здание решено было строить в конце Театральной площади. Реализацию осуществили в промежутке между 1847 (начало строительства) и 1855 годами (торжественное открытие музея).

В 1931 году власти Дрездена распорядились оставить в хранилище исключительно шедевры старых мастеров, а для работ творцов XIX и XX веков построили специальную Новую галерею.

Годы Второй Мировой войны стали для дрезденской культурной жизни трагическими. Нацисты изъяли многочисленные полотна в 1937 году. Наиболее пострадали работы немецких экспрессионистов, признанные «искусством упадничества и вырождения».

Дрезден неоднократно подвергался бомбардировкам, а в феврале 1945 года был практически полностью разрушен. В результате серьезно пострадали около 300 картин. Война не прошла бесследно и для самого здания галереи.

По окончании наиболее яростных сражений советские воины вывезли множество шедевров в качестве трофеев. Судьба 450 картин так и остается неопределенной. Многие полотна были отреставрированы специалистами ГМИИ им.А.С.Пушкина, где они хранились почти 10 лет. В 1955 году СССР вернул Дрезденской галерее 1240 предметов легендарной экспозиции. В 1956 году после капитального ремонта часть собрания смогла принять первых посетителей. К 1960-му здание было полностью восстановлено.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста