интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Искусство созерцать » "Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от Де Кирико до Рене Магритта"

 
 
 

"Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от Де Кирико до Рене Магритта"

Автор: Юлия Титова от 18-03-2011, 00:08, посмотрело: 5304

Как было написано в информационном стенде к экспозиции, организаторы поставили задачу проследить развитие сюрреализма, выставив картины Сальвадора Дали, Ханса Гигера, Рене Магритт и других представителей жанра. Уже при входе в зал, окутанный полумраком и тембровыми модуляциями музыки в стиле ambient, неискушенный зритель погружается в атмосферу хаоса, аллюзии и фантасмагории. Хотя иные же любители искусства говорят, что спецэффекты только раздражают.

Большую часть экспозиции занимает мэтр сюрреализма – Сальвадор Дали. Правда, к сожалению, в основном, представлены литографии 1971 года, когда, как утверждают некоторые критики, Дали исписался и начал повторяться. И действительно, тут мы увидим всю ту же Галу ("Я ем Гал"), расплавленные часы – фирменный знак художника, десятки сюжетов на заднем плане. Основная часть его работ посвящена гастрономической тематике, которым соответствуют залихвастые названия типа "Осеннее людоедство", "Ночные аппетиты", "Монаршьи телесные тона".

Ханс Руди Гигер, (по его эскизам был создан ксеноморф к фильму "Чужой") своим творчеством демонстрирует механизацию живописи. Его шелкографии, выполнены при помощи распылителя аэрографа. В них какая-то особая запредельность с подтекстом на действительность: большинство фигур изображают сплав плоти и металла.

"Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от Де Кирико до Рене Магритта" Рене Магритт. Ведущая творчества Рене Магритта это не психология и скрытое подсознание, как у большинства сюрреалистов а философия. Цель своего творчества он обозначил так: заставить зрителя задуматься. Предметы, изображенные на картинах не деформируются, они просто в сочетании с обескураживающим названием принимают иное значение. Так он стремился разрушить представление о том, что на первый взгляд очевидно. Кто-то их называет ребусами, не имеющими окончательной разгадки. Например, изображение уха, как одной из составляющих колокола, под названием "Урок музыки". Или одна из самых его знаменитых работ -курительная трубка имеет с подписью "Это не трубка".

Страстная любовь, ненависть, куртизанки, заточение, бедные и богатые – основные темы романа в коллажах "Неделя доброты", для которых Макс Эрнст использовал готовые картинки, прибавляя к ним свои элементы. Правда кроме этих гравюр больше ничего не представлено, от чего создается ощущение скудности.

"Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от Де Кирико до Рене Магритта" Так же не густо и таких художников, как Роберто Матта – мастера фантастического пейзажа, в которых природа принимает исходное состояние хаоса – и Доротеи Таннинг – американской сюрреалистки. И всего одна картина Джорджо де Кирико "Манекен"

Конечно, выставку полноценной не назовешь. При таком раскладе громкое название у входа кажется злой насмешкой, а в душе проносится: "Меня опять обманули". Но любителям сюрреализма будет интересно посмотреть на отдельные фрагменты в эпохе жанра.



Юлия Титова


Выставка в Историческом музее продлится до 25 апреля

Категория: Искусство созерцать