Возможно, если бы Георгий Александрович прожил немного больше, он написал бы о своей жизни в искусстве, как это сделал Станиславский. Несомненно, ему было чем поделиться с начинающими и уже известными актерами и режиссерами, благодарными зрителями и будущими любителями театра.
Родился Товстоногов в 1915 году в Тифлисе. Отец — русский, потомственный дворянин, инженер-железнодорожник, высокопоставленный работник Министерства путей сообщения, мать — грузинка Тамара Папиташвили, певица, обучавшаяся в консерватории Санкт-Петербурга. Школу закончил в 15 лет. Будучи школьником, почти все свободное время проводил в театре, где работал артистом его дядя.
По настоянию отца Георгий Александрович поступил было в Тбилисский железнодорожный институт, но творческое начало победило. Сценическую деятельность начал в 1931 году как артист и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе.
В 1933 году Товстоногов поставил свой первый спектакль — "Предложение" А. П. Чехова. В этом же году, "прибавив" себе два года, он поступает на режиссёрский факультет ГИТИСа. Его учителями были известные театральные режиссёры и педагоги А. М. Лобанов и А. Д. Попов. Во время обучения Товстоногов продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, каждый год ставя минимум один новый спектакль.
В 1937 году Георгия Александровича отчислили с четвёртого курса, как "сын врага народа" (его отец был репрессирован как японский шпион). Спустя несколько месяцев, возможно, после исторического высказывания Сталина "сын за отца не отвечает", был восстановлен. После окончания ГИТИСа, в период с 1938 по 1946 года Товстоногов работал режиссёром в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова.
В 1946 году по личным мотивам он переезжает в Москву. Работает художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948), режиссёром Центрального детского театра (1946—1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
В 1949 году Товстоногов переезжает в Ленинград и становится режиссёром, а в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского Комсомола. Именно в этом театре он обрёл имя и признание. Выпускал примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. В 1950 и 1952 году он становится лауреатом Сталинской премии, а за спектакль "Оптимистическая трагедия" Вишневского (1955) в 1958 году был удостоен Ленинской премии.
В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого Драматического театра (БДТ). В тот момент театр, носивший имя Максима Горького, переживал тяжёлый период. С 1949 по 1956 год в театре сменилось четыре главных режиссёра. В сезоне 1953—1954 года в БДТ вообще не было главного режиссёра, театр управлялся режиссёрской коллегией. В условиях, когда едва ли не каждый год у руля БДТ вставал новый человек, ни о каком плане развития театра, сложившейся репертуарной линии речь не шла. Отсутствие художественного руководителя сказалось на управляемости театра, актёрская труппа просто "съедала" неугодных режиссёров. В БДТ в тот момент рботало немало талантливых актёров, но штат был непомерно раздут.
C приходом Товстоногова в истории театра началась новая эпоха. В течение 33 лет, до самой смерти, Григорий Александрович возглавлял БДТ, терпеливо и настойчиво поднимая свой театр, учитывая возможности труппы в целом и каждого актёра в частности, внешние обстоятельства и собственные режиссёрские интересы и пристрастия. Он создал театр, который на протяжении трёх десятилетий неизменно оставался одним из лидеров отечественной театральной жизни. Внутри театра и вне его, Товстоногов являлся непререкаемым творческим авторитетом. Все, что делалось в коллективе, было осуществлением в действии его знаменитой формулы: "Театр — это добровольная диктатура". Он был диктатором, лидером, воле которого подчинялись безоговорочно. Но основывалось это подчинение не на должностном уставном величии, а на силе и непререкаемости творческого авторитета. Он был энциклопедически образованным человеком и о театре знал буквально всё. Этой "монархии" актёр Сергей Юрский даже придумал ей свое название — "Товстоноговия". В театр, который до этого вёл весьма посредственное существование, устремилась публика. Вспоминают, что за билетами на премьеру люди занимали очередь глубокой ночью.
Эпоху Товстоногова в Большом современники окрестили "золотой", а сам театр того периода называли "эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции". Многие говорили, что Товстоногов не руководил театром, — он им жил. Он утверждал, что театр — это искусство правды, а его основная цель — достучаться до совести зрителя.
С шестидесятых годов Георгий Александрович заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, написал две важнейшие для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества: "О профессии режиссёра" и "Круг мыслей". Профессор Товстоногов воспитал несколько поколений мастеров режиссуры. Он на практике показал, какое мощное творческое начало таит в себе система Константина Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.
23 мая 1989 года в Большом Драматическом шёл просмотр нового спектакля. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места.
В этот день БДТ видел своего главного режиссёра в последний раз. Все говорят, что он хотел умереть именно так, обгоняя жизнь — ведь машины и скорость были его страстью, после театра, конечно.
Родился Товстоногов в 1915 году в Тифлисе. Отец — русский, потомственный дворянин, инженер-железнодорожник, высокопоставленный работник Министерства путей сообщения, мать — грузинка Тамара Папиташвили, певица, обучавшаяся в консерватории Санкт-Петербурга. Школу закончил в 15 лет. Будучи школьником, почти все свободное время проводил в театре, где работал артистом его дядя.
По настоянию отца Георгий Александрович поступил было в Тбилисский железнодорожный институт, но творческое начало победило. Сценическую деятельность начал в 1931 году как артист и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе.
В 1933 году Товстоногов поставил свой первый спектакль — "Предложение" А. П. Чехова. В этом же году, "прибавив" себе два года, он поступает на режиссёрский факультет ГИТИСа. Его учителями были известные театральные режиссёры и педагоги А. М. Лобанов и А. Д. Попов. Во время обучения Товстоногов продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, каждый год ставя минимум один новый спектакль.
В 1937 году Георгия Александровича отчислили с четвёртого курса, как "сын врага народа" (его отец был репрессирован как японский шпион). Спустя несколько месяцев, возможно, после исторического высказывания Сталина "сын за отца не отвечает", был восстановлен. После окончания ГИТИСа, в период с 1938 по 1946 года Товстоногов работал режиссёром в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова.
В 1946 году по личным мотивам он переезжает в Москву. Работает художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948), режиссёром Центрального детского театра (1946—1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
В 1949 году Товстоногов переезжает в Ленинград и становится режиссёром, а в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского Комсомола. Именно в этом театре он обрёл имя и признание. Выпускал примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. В 1950 и 1952 году он становится лауреатом Сталинской премии, а за спектакль "Оптимистическая трагедия" Вишневского (1955) в 1958 году был удостоен Ленинской премии.
В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого Драматического театра (БДТ). В тот момент театр, носивший имя Максима Горького, переживал тяжёлый период. С 1949 по 1956 год в театре сменилось четыре главных режиссёра. В сезоне 1953—1954 года в БДТ вообще не было главного режиссёра, театр управлялся режиссёрской коллегией. В условиях, когда едва ли не каждый год у руля БДТ вставал новый человек, ни о каком плане развития театра, сложившейся репертуарной линии речь не шла. Отсутствие художественного руководителя сказалось на управляемости театра, актёрская труппа просто "съедала" неугодных режиссёров. В БДТ в тот момент рботало немало талантливых актёров, но штат был непомерно раздут.
C приходом Товстоногова в истории театра началась новая эпоха. В течение 33 лет, до самой смерти, Григорий Александрович возглавлял БДТ, терпеливо и настойчиво поднимая свой театр, учитывая возможности труппы в целом и каждого актёра в частности, внешние обстоятельства и собственные режиссёрские интересы и пристрастия. Он создал театр, который на протяжении трёх десятилетий неизменно оставался одним из лидеров отечественной театральной жизни. Внутри театра и вне его, Товстоногов являлся непререкаемым творческим авторитетом. Все, что делалось в коллективе, было осуществлением в действии его знаменитой формулы: "Театр — это добровольная диктатура". Он был диктатором, лидером, воле которого подчинялись безоговорочно. Но основывалось это подчинение не на должностном уставном величии, а на силе и непререкаемости творческого авторитета. Он был энциклопедически образованным человеком и о театре знал буквально всё. Этой "монархии" актёр Сергей Юрский даже придумал ей свое название — "Товстоноговия". В театр, который до этого вёл весьма посредственное существование, устремилась публика. Вспоминают, что за билетами на премьеру люди занимали очередь глубокой ночью.
Эпоху Товстоногова в Большом современники окрестили "золотой", а сам театр того периода называли "эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции". Многие говорили, что Товстоногов не руководил театром, — он им жил. Он утверждал, что театр — это искусство правды, а его основная цель — достучаться до совести зрителя.
С шестидесятых годов Георгий Александрович заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, написал две важнейшие для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества: "О профессии режиссёра" и "Круг мыслей". Профессор Товстоногов воспитал несколько поколений мастеров режиссуры. Он на практике показал, какое мощное творческое начало таит в себе система Константина Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.
23 мая 1989 года в Большом Драматическом шёл просмотр нового спектакля. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места.
В этот день БДТ видел своего главного режиссёра в последний раз. Все говорят, что он хотел умереть именно так, обгоняя жизнь — ведь машины и скорость были его страстью, после театра, конечно.