Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы... (С.Прокофьев)
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Большинство из нас в детстве знакомство с классической музыкой начинали с его музыкальной сказки "Петя и волк", но, несмотря на множество симфоний и других произведениий для оркестра, имя композитора ассоциируется еще и как с оперой, так и с балетом.
Родился композитор 23 (11) апреля 1891 г. в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина) в семье ученого-агронома. Его мать была прекрасной пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причем на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству и уже тогда написал первую пьесу для фортепиано.
Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, "Индейский галоп". В возрасте 9-10 лет Прокофьев написал 2 оперы: "Великан" и "На пустынных островах". В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова по инструментовке, Анатолия Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 году и как пианист в 1914 году. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.
С 1908 года Сергей Сергеевич начинает концертную деятельность с исполнением собственных произведений. В 1911 году А. В. Оссовский лично обратился с письмом к известному российскому издателю Б. П. Юргенсону в поддержку Сергея Прокофьева, на которое Юргенсон ответил согласием издать его произведения.
В мае 1918 года композитор выехал на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР.
С 1936 года Прокофьев обосновался в Москве. Был почётным профессором Московской консерватории.
В 1948 году Прокофьев подвергся нападкам за "формализм" и симпатии к западной музыке. С 1949 года композитор практически вел жизнь аскета. Он почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме написал оперу "Повесть о настоящем человеке", балет "Каменный цветок", Девятую фортепианную сонату, ораторию "На страже мира" и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).
Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день объявления смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. В память о композиторе на доме установлена мемориальная доска (скульптор М. Л. Петрова). Но лучшим памятником Сергею Сергеевичу, несомненно, служат его бессмертные произведения.
Оперы
* Маддалена (опера) (1911; 2-я редакция 1913)
* Игрок (опера) (по Ф. М. Достоевскому, 1919, Брюссель; 1974, Москва)
* Любовь к трём апельсинам (опера) (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград)
* Огненный ангел (опера) (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь)
* Семён Котко (опера) (1940, Москва)
* Обручение в монастыре (опера) (Дуэнья, по Р. Шеридану, 1946, Ленинград)
* Война и мир (по Льву Толстому), 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же)
* Повесть о настоящем Человеке (опера) (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва)
* Далёкие моря (опера) по В. А. Дыховичному, не окончена (сохранилась первая картина, написанная летом 1948; концертное исполнение 2009, Москва)
* Борис Годунов (музыкально-драматическое представление) по А. С. Пушкину, концертное исполнение 2010, СПб
Балеты
* Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (1921, Париж)
* Стальной скок (1927, Париж)
* Блудный сын (1929, Париж)
* На Днепре (1931, там же),
* Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, (1938, Брно; 1940, Ленинград),
* Золушка (1945, Москва)
* Сказ о каменном цветке (по П. П. Бажову, (1951, Москва, 1957, Ленинград)
Вокально-симфонические произведения
* Семеро их, халдейское заклинание для солиста, хора и оркестра (слова К. Бальмонта в переделке Прокофьева, 1917—1918)
* К XX-летию Октября, кантата (текст-монтаж П. П. Сувчинского и самого Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, 1936—1937)
* Александр Невский, кантата (слова Прокофьева и В. Луговского, 1939)
* Здравица, кантата к 60-летию Сталина (слова «народные», 1939)
* Зимний костёр, сюита (слова С. Маршака, 1949)
* На страже мира, оратория (слова С. Маршака, 1950)
Для оркестра
* Симфония № 1
* Симфония № 2
* Симфония № 3
* Симфония № 4
* Симфония № 5
* Симфония № 6
* Симфония № 7
* Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915),
* Симфоническая сказка Петя и волк (1936),
* Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;
Инструментальные концерты
* Шесть концертов для фортепиано с оркестром (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931 (для левой руки); 1932; 1952 (для двух фортепиано, не окончен))
* Два концерта для скрипки с оркестром (1917, 1935)
* Концерт для виолончели с оркестром (1938)
* Симфония-концерт для виолончели с оркестром (новая редакция предыдущего концерта, 1952)
* Концертино для виолончели с оркестром (1952, не окончено)
Камерно-инструментальные ансамбли
* Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)
* Соната для скрипки соло
* Соната для двух скрипок (1932)
* Соната для виолончели и фортепиано
* Соната для флейты
* Два струнных квартета
Произведения для фортепиано
* Соната № 1 фа минор — ор.1 (1907—1909)
* 4 этюда для фортепиано — ор.2 (1909)
* 4 пьесы для фортепиано — ор.3 (1907—1908)
* 4 пьесы для фортепиано — ор.4 (1908)
* Концерт № 1 ре бемоль мажор для фортепиано с оркестром — ор.10 (1911—1912)
* Токката Ре-минор — ор.11 (1912)
* 10 пьес для фортепиано — ор.12 (1906—1913)
* Соната № 2 ре минор — ор.14 (1912)
* Концерт № 2 соль минор для фортепиано с оркестром — ор.16 (1912—1913)
* Сарказмы — ор.17 (1912—1914)
* Мимолётности — ор.22 (1915—1917)
* Концерт № 3 до мажор для фортепиано с оркестром — ор.26 (1917—1921)
* Соната № 3 ля минор — ор.28 (1907—1917)
* Соната № 4 до минор — ор.29 (1908—1917)
* Сказки старой бабушки — ор.31 (1918)
* 4 пьесы для фортепиано — ор.32 (1918)
* Соната № 5 до мажор — ор.38 (1923)
* Дивертисмент — ор.43b (1938)
* 6 транскрипций для фортепиано — ор.52 (1930—1931)
* Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром — ор.53 (1931)
* 2 сонатины для фортепиано — ор.54 (1931—1932)
* Концерт № 5 соль мажор для фортепиано с оркестром — ор.55 (1931)
* 3 пьесы для фортепиано — ор.59 (1933—1934)
* Музыка для детей — ор.65 (1935)
* Ромео и Джульетта — 10 пьес для фортепиано — ор.75 (1937)
* Соната № 6 ля мажор — ор.82 (1939—1940)
* Соната № 7 си бемоль мажор — ор.83 (1939—1942)
* Соната № 8 си бемоль мажор — ор.84 (1939—1944)
* 3 пьесы для фортепиано — ор.96 (1941—1942)
* Золушка — 10 пьес для фортепиано — ор.97 (1943)
* Золушка — 6 пьес для фортепиано — ор.102 (1944)
* Соната № 9 до мажор — ор.103 (1947)
И множество романсов, песен, музыки к спектаклям драматического театра и кинофильмам.
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Большинство из нас в детстве знакомство с классической музыкой начинали с его музыкальной сказки "Петя и волк", но, несмотря на множество симфоний и других произведениий для оркестра, имя композитора ассоциируется еще и как с оперой, так и с балетом.
Родился композитор 23 (11) апреля 1891 г. в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина) в семье ученого-агронома. Его мать была прекрасной пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причем на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству и уже тогда написал первую пьесу для фортепиано.
Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, "Индейский галоп". В возрасте 9-10 лет Прокофьев написал 2 оперы: "Великан" и "На пустынных островах". В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова по инструментовке, Анатолия Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 году и как пианист в 1914 году. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.
С 1908 года Сергей Сергеевич начинает концертную деятельность с исполнением собственных произведений. В 1911 году А. В. Оссовский лично обратился с письмом к известному российскому издателю Б. П. Юргенсону в поддержку Сергея Прокофьева, на которое Юргенсон ответил согласием издать его произведения.
В мае 1918 года композитор выехал на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР.
С 1936 года Прокофьев обосновался в Москве. Был почётным профессором Московской консерватории.
В 1948 году Прокофьев подвергся нападкам за "формализм" и симпатии к западной музыке. С 1949 года композитор практически вел жизнь аскета. Он почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме написал оперу "Повесть о настоящем человеке", балет "Каменный цветок", Девятую фортепианную сонату, ораторию "На страже мира" и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).
Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день объявления смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. В память о композиторе на доме установлена мемориальная доска (скульптор М. Л. Петрова). Но лучшим памятником Сергею Сергеевичу, несомненно, служат его бессмертные произведения.
Оперы
* Маддалена (опера) (1911; 2-я редакция 1913)
* Игрок (опера) (по Ф. М. Достоевскому, 1919, Брюссель; 1974, Москва)
* Любовь к трём апельсинам (опера) (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград)
* Огненный ангел (опера) (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь)
* Семён Котко (опера) (1940, Москва)
* Обручение в монастыре (опера) (Дуэнья, по Р. Шеридану, 1946, Ленинград)
* Война и мир (по Льву Толстому), 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же)
* Повесть о настоящем Человеке (опера) (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва)
* Далёкие моря (опера) по В. А. Дыховичному, не окончена (сохранилась первая картина, написанная летом 1948; концертное исполнение 2009, Москва)
* Борис Годунов (музыкально-драматическое представление) по А. С. Пушкину, концертное исполнение 2010, СПб
Балеты
* Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (1921, Париж)
* Стальной скок (1927, Париж)
* Блудный сын (1929, Париж)
* На Днепре (1931, там же),
* Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, (1938, Брно; 1940, Ленинград),
* Золушка (1945, Москва)
* Сказ о каменном цветке (по П. П. Бажову, (1951, Москва, 1957, Ленинград)
Вокально-симфонические произведения
* Семеро их, халдейское заклинание для солиста, хора и оркестра (слова К. Бальмонта в переделке Прокофьева, 1917—1918)
* К XX-летию Октября, кантата (текст-монтаж П. П. Сувчинского и самого Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, 1936—1937)
* Александр Невский, кантата (слова Прокофьева и В. Луговского, 1939)
* Здравица, кантата к 60-летию Сталина (слова «народные», 1939)
* Зимний костёр, сюита (слова С. Маршака, 1949)
* На страже мира, оратория (слова С. Маршака, 1950)
Для оркестра
* Симфония № 1
* Симфония № 2
* Симфония № 3
* Симфония № 4
* Симфония № 5
* Симфония № 6
* Симфония № 7
* Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915),
* Симфоническая сказка Петя и волк (1936),
* Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;
Инструментальные концерты
* Шесть концертов для фортепиано с оркестром (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931 (для левой руки); 1932; 1952 (для двух фортепиано, не окончен))
* Два концерта для скрипки с оркестром (1917, 1935)
* Концерт для виолончели с оркестром (1938)
* Симфония-концерт для виолончели с оркестром (новая редакция предыдущего концерта, 1952)
* Концертино для виолончели с оркестром (1952, не окончено)
Камерно-инструментальные ансамбли
* Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)
* Соната для скрипки соло
* Соната для двух скрипок (1932)
* Соната для виолончели и фортепиано
* Соната для флейты
* Два струнных квартета
Произведения для фортепиано
* Соната № 1 фа минор — ор.1 (1907—1909)
* 4 этюда для фортепиано — ор.2 (1909)
* 4 пьесы для фортепиано — ор.3 (1907—1908)
* 4 пьесы для фортепиано — ор.4 (1908)
* Концерт № 1 ре бемоль мажор для фортепиано с оркестром — ор.10 (1911—1912)
* Токката Ре-минор — ор.11 (1912)
* 10 пьес для фортепиано — ор.12 (1906—1913)
* Соната № 2 ре минор — ор.14 (1912)
* Концерт № 2 соль минор для фортепиано с оркестром — ор.16 (1912—1913)
* Сарказмы — ор.17 (1912—1914)
* Мимолётности — ор.22 (1915—1917)
* Концерт № 3 до мажор для фортепиано с оркестром — ор.26 (1917—1921)
* Соната № 3 ля минор — ор.28 (1907—1917)
* Соната № 4 до минор — ор.29 (1908—1917)
* Сказки старой бабушки — ор.31 (1918)
* 4 пьесы для фортепиано — ор.32 (1918)
* Соната № 5 до мажор — ор.38 (1923)
* Дивертисмент — ор.43b (1938)
* 6 транскрипций для фортепиано — ор.52 (1930—1931)
* Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром — ор.53 (1931)
* 2 сонатины для фортепиано — ор.54 (1931—1932)
* Концерт № 5 соль мажор для фортепиано с оркестром — ор.55 (1931)
* 3 пьесы для фортепиано — ор.59 (1933—1934)
* Музыка для детей — ор.65 (1935)
* Ромео и Джульетта — 10 пьес для фортепиано — ор.75 (1937)
* Соната № 6 ля мажор — ор.82 (1939—1940)
* Соната № 7 си бемоль мажор — ор.83 (1939—1942)
* Соната № 8 си бемоль мажор — ор.84 (1939—1944)
* 3 пьесы для фортепиано — ор.96 (1941—1942)
* Золушка — 10 пьес для фортепиано — ор.97 (1943)
* Золушка — 6 пьес для фортепиано — ор.102 (1944)
* Соната № 9 до мажор — ор.103 (1947)
И множество романсов, песен, музыки к спектаклям драматического театра и кинофильмам.