Где бы вам хотелось оказаться в теплый, солнечный субботний вечер? Возможно, на XVI фестивале нового итальянского кино N.I.C.E. (New Italian Cinema Events), в переполненном зале кинотеатра 35mm. Тем более, фильм с таким романтичным названием - «Плывут облака»...
От итальянцев ждут остроты, темпераментности, яркости, не исчезающих в рутинной современности. У итальянцев есть Рим, Колизей, прекрасные курорты, вкусная кухня, божественная, героическая история. И что же? Многоземельное господство и остроумные комедии в прошлом, а сейчас сходство с Россией и бытовые драмы. Почему все работы, выставленные в музеях и галереях, представленные в кинотеатрах и на сценах в рамках мероприятия, в названии которого есть слова «новый» или «современный», должны быть мрачными, грязными, плохими? «Нуаром», неприглядностью реальной жизни могли удивить во времена Горького и Бунина, Золя и Рембо, то есть в конце XVIII — начале XIX вв., но не сейчас, в XXI в. «Показать жизнь такой, какая она есть» — вот чего хочет новый, или современный, «вдумчивый» кинематограф, в данном случае в лице режиссера Саверио Ди Биаджио. Он, похоже, невольно приблизился к Сергею Лознице и, скажем, Алексею Федорченко, и так же невольно изобразил итальянскую жизнь похожей на российскую.
«Плывут облака» (Qualche nuvola, 2011) — участник Венецианского кинофестиваля, дебютная полнометражная картина режиссера Саверио Ди Биаджио, повествующая о человеческом бессилии и безразличии. Диего (Элио Германо) работал себе на стройке, хорошо выполнял свою работу, играл с другом-мачо (Примо Реджиани) в футбол, собирался жениться на подруге детства Чинции (Грета Скарано), а потом случайно встретил другую — Виолу (Айлин Пранди) и забыл (не успел) рассказать ей о невесте. Ну и последней тоже ничего не сказал. Так и жил в свое удовольствие. Девушки сами все решили за своего любовника, и он подчинился. Кажется, пару раз Диего задумывался, глядя на плывущие облака, разбивающиеся о камни морские волны (так тоже можно было фильм назвать), но так ни на что и не отважился. Помедлив с ответом у алтаря, герой женился на Чинции. После того как надежда на встряску Диего от расставания с Виолой не оправдалась, не удивляешься в конце тому, что он равнодушно прижимает к груди новобрачную.
Почему, собственно, состоялась свадьба? Потому что Диего и Чинция встречаются уже 10 лет, и это не считая того, что знакомы-то они сызмальства. Очевидно, что ждать более не имеет смысла. Взращенная в трущобах, воспитанная местным обществом с шаблонными представлениями о мире, Чинция считает, что нужно, несмотря ни на что, выйти замуж, что все представители сильного пола одинаковы и единственное, что в ее силах, — предотвратить повторную измену. Такой здравой расчетливости хочется пожелать подруге главной героини, ставшей свидетельницей этой самой измены. Она опечалилась не на шутку. Вероятно, испугалась, что с ее комплекцией единственная свадьба в жизни может расстроиться.
Решителен молодой босс Диего, дядя Виолы, который несколько раз принимается поговорить с героем; решительны работники на стройке, желающие добиться уважения нового начальства; решителен друг Диего (Примо Реджиани), задорный лоботряс, красавец и ловелас. И более всего странно, что, будучи строителем, Диего не заложил ни одного кирпичика в здание своей жизни. «Авось обойдется, авось само решится» - это так по-русски. Соседствующие друг с другом невероятно бедные и неоценимо богатые районы, люди тоже напоминают о родине.
И зачем только Саверио Ди Биаджио поставил в центр такого героя? Безразличие — это обездвиженный сюжет, грязные краски, отсутствие оригинальности. Так и получилось, что все это совместилось в картине «Плывут облака». Диего в самом деле плывет. По течению. Причем, скорее, даже не воздушному, а водному. Подует ветер - и его понесет вдаль, наступит штиль — и он будет стоять на месте. Он не выскажет упрек, не утроит сцену, не станет барахтаться. Придет время, и в жизни Диего наступит мрак, и он примет его как должное. Даже его измену нельзя в полной мере назвать поступком: он одинаково поддавался страсти рядом с женой и любовницей. С минуту думал, затем махал рукой.
Зритель вливается в монотонное повествование и не замечает, что уже пошли титры. Безразличие заразительно. Безразличие зала (приехавшему на показ режиссеру не задали ни одного вопроса) - цена фильма «Плывут облака». Картины без собственно идеи и мотивации. Картины - описания скучной жизни еще одного обычного человека без лица, национальности и позиции.
Арина Лисицына
От итальянцев ждут остроты, темпераментности, яркости, не исчезающих в рутинной современности. У итальянцев есть Рим, Колизей, прекрасные курорты, вкусная кухня, божественная, героическая история. И что же? Многоземельное господство и остроумные комедии в прошлом, а сейчас сходство с Россией и бытовые драмы. Почему все работы, выставленные в музеях и галереях, представленные в кинотеатрах и на сценах в рамках мероприятия, в названии которого есть слова «новый» или «современный», должны быть мрачными, грязными, плохими? «Нуаром», неприглядностью реальной жизни могли удивить во времена Горького и Бунина, Золя и Рембо, то есть в конце XVIII — начале XIX вв., но не сейчас, в XXI в. «Показать жизнь такой, какая она есть» — вот чего хочет новый, или современный, «вдумчивый» кинематограф, в данном случае в лице режиссера Саверио Ди Биаджио. Он, похоже, невольно приблизился к Сергею Лознице и, скажем, Алексею Федорченко, и так же невольно изобразил итальянскую жизнь похожей на российскую.
«Плывут облака» (Qualche nuvola, 2011) — участник Венецианского кинофестиваля, дебютная полнометражная картина режиссера Саверио Ди Биаджио, повествующая о человеческом бессилии и безразличии. Диего (Элио Германо) работал себе на стройке, хорошо выполнял свою работу, играл с другом-мачо (Примо Реджиани) в футбол, собирался жениться на подруге детства Чинции (Грета Скарано), а потом случайно встретил другую — Виолу (Айлин Пранди) и забыл (не успел) рассказать ей о невесте. Ну и последней тоже ничего не сказал. Так и жил в свое удовольствие. Девушки сами все решили за своего любовника, и он подчинился. Кажется, пару раз Диего задумывался, глядя на плывущие облака, разбивающиеся о камни морские волны (так тоже можно было фильм назвать), но так ни на что и не отважился. Помедлив с ответом у алтаря, герой женился на Чинции. После того как надежда на встряску Диего от расставания с Виолой не оправдалась, не удивляешься в конце тому, что он равнодушно прижимает к груди новобрачную.
Почему, собственно, состоялась свадьба? Потому что Диего и Чинция встречаются уже 10 лет, и это не считая того, что знакомы-то они сызмальства. Очевидно, что ждать более не имеет смысла. Взращенная в трущобах, воспитанная местным обществом с шаблонными представлениями о мире, Чинция считает, что нужно, несмотря ни на что, выйти замуж, что все представители сильного пола одинаковы и единственное, что в ее силах, — предотвратить повторную измену. Такой здравой расчетливости хочется пожелать подруге главной героини, ставшей свидетельницей этой самой измены. Она опечалилась не на шутку. Вероятно, испугалась, что с ее комплекцией единственная свадьба в жизни может расстроиться.
Решителен молодой босс Диего, дядя Виолы, который несколько раз принимается поговорить с героем; решительны работники на стройке, желающие добиться уважения нового начальства; решителен друг Диего (Примо Реджиани), задорный лоботряс, красавец и ловелас. И более всего странно, что, будучи строителем, Диего не заложил ни одного кирпичика в здание своей жизни. «Авось обойдется, авось само решится» - это так по-русски. Соседствующие друг с другом невероятно бедные и неоценимо богатые районы, люди тоже напоминают о родине.
И зачем только Саверио Ди Биаджио поставил в центр такого героя? Безразличие — это обездвиженный сюжет, грязные краски, отсутствие оригинальности. Так и получилось, что все это совместилось в картине «Плывут облака». Диего в самом деле плывет. По течению. Причем, скорее, даже не воздушному, а водному. Подует ветер - и его понесет вдаль, наступит штиль — и он будет стоять на месте. Он не выскажет упрек, не утроит сцену, не станет барахтаться. Придет время, и в жизни Диего наступит мрак, и он примет его как должное. Даже его измену нельзя в полной мере назвать поступком: он одинаково поддавался страсти рядом с женой и любовницей. С минуту думал, затем махал рукой.
Зритель вливается в монотонное повествование и не замечает, что уже пошли титры. Безразличие заразительно. Безразличие зала (приехавшему на показ режиссеру не задали ни одного вопроса) - цена фильма «Плывут облака». Картины без собственно идеи и мотивации. Картины - описания скучной жизни еще одного обычного человека без лица, национальности и позиции.
Арина Лисицына