интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Кино большого города » "Побудь в моей шкуре": внеземная женщина

 
 
 

"Побудь в моей шкуре": внеземная женщина

Автор: Лаура Кеффер от 18-08-2014, 01:30, посмотрело: 2412

Фильм о прибывшей на землю инопланетянке с лицом и телом Скарлетт Йохансон был заявлен как фантастический триллер, с первых кадров трейлера заинтриговавший своим психоделическим видеорядом. Аннотация объявляла, что таинственная прелестница будет соблазнять и убивать земных мужчин, а журнальные критики называли кино во всех смыслах откровением, позволяющим не только увидеть актрису без одежды, но и разглядеть всю многогранность её таланта. Заявление весьма многообещающее и, как выяснилось, отнюдь не беспочвенное.

С первых кадров нам навстречу стремится точка света, постепенно приближаясь и вдруг разрывая тьму экрана голубоватым свечением. И пока на заднем плане бархатный женский голос начинает проговаривать звуки, ослепляющее сияние рябит и путём необъяснимых махинаций обрамляется в круг, ускоряет своё движение, с чем-то сливается и на что-то накладывается. И вот перед нами предстаёт вполне настоящий зрачок с радужкой цвета сухой травы. Так показано своеобразное "рождение" главной героини, обладательницы этих зелёных глаз, которая вместе с ними каким-то чудом обрела своё человеческое обличье. Без дальнейших объяснений мы сразу переходим к картине наших дней: по ночному шоссе несётся мотоциклист, вот он подбирает тело незнакомой нам особы и относит в стоящий наготове фургон. Смена кадра - в белоснежной комнате абсолютно голая главная героиня (Йохансон) без единого слова снимает с мёртвой женщины всю одежду, примеряя на себя. И вот уже одетая Скарлетт умело справляется с управлением того самого фургона, первым делом добираясь до магазина с женской одеждой, где она облачается в меха и обзаводится красной помадой. Во всеоружии девушка выходит на "охоту": колеся по городу, высматривает потенциальных жертв мужского пола и, с невинной улыбкой спрашивая дорогу, в конце концов, под каким-то мимолётным предлогом усаживает к себе в машину. Мужчины не были бы мужчинами, если бы не сочли Йохансон привлекательной, и дальше всё развивается по весьма банальному, но довольно печальному для них сценарию: прельщённые возможностью интима, они едут к ней домой, заходят в комнату, окутанную мраком, раздеваются - и оказываются поглощёнными некоей чёрной водянистой субстанцией. Один за другим представители сильного пола попадают в невидимые сети безэмоциональной обманщицы, за приветливостью которой скрывается свой безжалостный расчёт. Только вот незадача - героиня постепенно начинает привыкать к своей новой оболочке, пытаясь разгадать человеческую сущность встречающихся ей людей. И с появлением у неё первых чувств и эмоций ей всё сложнее становится оставаться безучастной...

Джонатан Глэйзер, начав свой карьерный путь как клипмейкер, довольно быстро сумел зарекомендовать себя профессионалом с индивидуальным стилем, умело сплетающим кадры реальности и фантасмагоричный вымысел. Именно поэтому вся прелесть его третьей полнометражной киноленты (в основу которой положен одноимённый роман Мишеля Фабера) в её визуальной красоте, - начать хотя бы с олицетворяющего её официального постера, с которого на нас смотрит затерянное в звёздах лицо Скарлетт, наполовину скрытое темнотой. Именно такой - красавицей с холодным взглядом и не самыми светлыми побуждениями - предстаёт героиня в начале фильма. Она - чужда окружающему её миру, незнакомому, шумному и малопонятному, точно так же как и он чужд ей. Скрывая под яркой "обёрткой" жуткое безразличие к совершаемым благодаря ей убийствам, она не объясняет своих поступков и не ищет им объяснений. И даже когда на её глазах в волнах разбушевавшегося океана гибнет влюблённая пара, - происшествие, которое может шокировать своей реалистичностью куда сильнее, чем необъяснимая кровожадность внеземных организмов, - девушка остаётся каменно равнодушной. Это отсутствие хоть какой-то реакции, сопереживания и проблесков душевности словно делает персонажа мёртвым, чудом оказавшимся в оболочке живого человека.

Учитывая тот факт, что практически все принявшие участие в съёмках мужчины были не профессиональными актёрами, а обычными людьми, их беседы с героиней кажутся простыми, но при этом замечательно реальными, - вполне себе житейский флирт и не обременённые высоким смыслом диалоги хорошо контрастируют с немым ужасом неизвестности, встречающей несчастных, стоит им переступить порог дома прекрасной незнакомки. Нам так и не расскажут, что именно и зачем сжирает этих людей, но покажут: сцена гибели, в которой человек буквально лопается изнутри, оставляя после себя лишь тончайшую оболочку, - одна из самых запоминающихся и формально очень важных в фильме. Потому что параллельно тому, как живые, с плотью и кровью, существа будут терять всё своё - в прямом и переносном смысле - внутреннее содержание, инопланетная, чужеродная форма жизни станет постепенно преисполняться человечностью, словно пытаясь заполнить тот внутренний пробел, на месте которого должна быть душа.

Но чем быстрее начнёт оттаивать ледяное хладнокровие персонажа Скарлетт, тем пасмурнее будет становиться небо над её головой, сгущая все оттенки промозглости в пейзажах ветреной Шотландии. Принимая помощь незнакомых людей - от протянутого в сильный дождь пальто до радушной участливости, - девушка проникается доверием к земной среде, не подозревая, что тем самым рискует сильно обжечься. Только вот пламя, что охватит её в финале, будет отнюдь не метафорическим. Потому что, возжелав почувствовать себя человеком, стремясь убежать от одиночества в попытках найти себя и что-то своё - здесь, на неродной планете, - она забывает, что её сущее, скрытое под фальшивой внешностью, чужеродно миру людей. И, оказавшись, по сути, в своей же ловушке, она успеет познать явление самое фатальное для мира людского - смерть. Такую же холодную и безжалостную.

Лаура Кеффер

Категория: Кино большого города