Интим не предлагать?

Автор: Наталья Политова от 19-09-2013, 22:52, посмотрело: 2670

Премьера картины «Интимные места» состоялась летом этого года на фестивале «Кинотавр», где режиссеры Наталья Меркулова и Алексей Чупов получили приз в номинации «Лучший дебют». Это подтверждает, что данная работа определенно стоит внимания.

При попытке рассказать содержание фильма об интимных отношениях, неизменно возникают трудности лингвистического характера: русский язык мало приспособлен к интеллигентному обсуждению этого вопроса. А рамки нормативной лексики вообще очень значительно сковывают движение мысли. И уже то, что невозможно начать говорить об этой части жизни без пошлых словесных уловок, является поводом к созданию кино.

Сразу приготовьтесь к тому, что там никто не будет стесняться в выражениях. Чтобы избежать недомолвок и сразу сломать ваши внутренние нравственные барьеры, авторы уже в самом начале картины покажут вам вереницу забавных, но малопристойных сцен. Не пугайтесь, это только начало.

Вы увидите калейдоскоп историй об обычных людях, наших современниках. Несколько небольших новелл, сюжетно связанных между собой внешне и внутренне. Сегодня принято называть это «стилем Декамерона». Небольшое сходство есть разве что в ренессансной эстетике построения картинки. Вот тут авторы очень точно уловили усилившееся в последнее время сходство современной морали со средневековой. Любопытно, что создатели картины все же не рискнули оставить Адама и Еву на рекламном постере фильма полностью обнаженными. С героями фильма они поступили прямо противоположным образом.

Вот молодой человек по имени Иван, чья персональная фотовыставка готовится к открытию. Его философией является то, что все люди рождаются для счастья, а оно заключено в свободе. В попытках обрести ее, он выставляет на всеобщее обозрение то, что всегда было скрыто, и пытается показать окружающим, как нужно относится к человеческому телу. В этом смысле очень любопытен его диалог с двумя журналистками. Его натурщики – обычные люди, которые приходят к нему, как на исповедь. И, кажется, что они даже получают от Ивана отпущение грехов. Но ни одно благое дело не остается безнаказанным.

Моя любимая новелла рассказывает о паре, которая с первых кадров мне кого-то напомнила. Представьте себе, каким был бы знаменитый «портрет четы Арнольфини», если бы Ван Эйк писал его сегодня: сдержанный и респектабельный муж, его скромная жена Ева, которая вопреки значению своего имени, так и не дала никому жизни, а между ними телевизор как большое уродливое зеркало. В современном интерьере их дома слишком много бетона и стекла. Пространство холодное, хирургически стерильное. Эти двое несчастны, каждый по-своему, и в итоге они влюбляются в одного и того же человека – молодого фокусника. Трагичный, но прекрасный фрагмент из всей пестрой мозаики повествования.

Пожалуй, несколько нарочитым получился образ чиновницы комитета по нравственности, которая отчаянно, до помешательства, жаждет секса и при этом выжигает каленым железом даже намек на эротику в литературе и кино. Но тут прекрасная актерская игра Юлии Ауг спасает положение.

И, конечно, более всех хорош трогательный лысый психиатр, мучительно тоскующий по волосам.

Кажется, что здесь все просто и нет никаких метафор. Фильм называется «Интимные места» – пожалуйста, вот они, буквально с первых минут. Но метафоричности здесь немало, ведь интимные места – это не физиология. Это то пространство, куда мы не пускаем посторонних: оголенные и беззащитные участки души, где обитают личная боль, страхи и постыдные секреты.

Я нарочно искала в этом фильме пошлость и не нашла ее. Картина получилось честной и довольно трогательной. В ней немало и трагичного, и комичного. Все как в жизни. Ее стоит посмотреть в любом случае. Просто для того, чтобы взглянуть на себя со стороны, поразмышлять над природой эротики и ее влиянии на нашу жизнь.

Наталья Политова

Категория: Кино большого города